Авторская программа по технологии "Декоративно-прикладное творчество народов Сибири", 8 класс

Разделы: Технология


Пояснительная записка

Данная программа рассчитана для учащихся 8-х классов, в которую входят разделы декоративно-прикладного творчества: вышивка ковровая и декоративная ручная вышивка. Данный курс является авторской программой “Декоративно-прикладное творчество народов Сибири”, изучается 34 часа, 1 раз в неделю. Основан на учебном пособии, одобренном Министерством Образования и Науки РБ, Бабуевой В.Д. “Материальная и духовная культура бурят”. Также на основе учебника по технологии, 8 класс, под редакцией В.Д. Симоненко. Уникальность программы заключается в том, что учащиеся выбирают творческий проект, используя богатый материал декоративно-прикладного искусства нашей Республики.

Следует отметить, что народное творчество Бурятии корнями уходит в прошлое, является ценным наследием национальной культуры народов, населяющих Сибирь. Это русские, буряты, семейские, эвенки, армяне.

Изучая историю, выяснено, что в Верхнеудинск приезжали купцы со всей России, Китая, Монголии, других стран. Сюда привозили самые разнообразные товары, следовательно, здесь оседали и развивались многие промыслы. В наши дни народные ремесла и художественные промыслы – основа и неиссякаемый источник мудрости, доброты и талантов. Мастера восстанавливают ранее бытующие ремесла.

В современном мире особую индивидуальность в творчестве можно проявить в вышивке ковровой, крестом и гладью, создавая непрерывную творческую нить между поколениями: сохраняя и развивая традиции народов Сибири, в частности Бурятии. Художественные промыслы и ремесла – важная составная часть народной культуры, основанная на коллективном творчестве, развивающие местную культурную традицию. На основе данной программы будет создана коллекция работ по возрождению и сохранению национальной культуры народов Сибири.

Важно научиться понимать нравственную ценность трудовой деятельности. Для проектирования идеи работы необходимо владеть не только технологической, но и гуманитарной культурой, уметь оценивать экономические, экологические и социальные последствия преобразования мира. Осваивая технологии данного курса, учащиеся научаться соединять мысль с действием. Совершенство технологий проверяется их экономичностью, практичностью, значимостью.

Самая эффективная, действенная и одновременно наиболее результативная форма приобщения учащихся к пониманию высокой духовной значимости, поэтичности и красоты произведений народного искусства – практическое участие самих детей в создании разнообразных изделий. Сопричастность к творческому процессу изготовления художественных изделий. Близких тем в технологии, что создают народные мастера, не только и не столько развивает в учащихся навык работы с материалом, но главное позволяет им ощутить радость от того что они научились делать красивые и полезные вещи, почувствовать себя творцами и художниками.

Цель программы:

– освоение технологических знаний, технологической культуры на основе включения учащихся в разнообразные виды технологической деятельности по созданию личностно или общественно значимых продуктов труда;

В процессе преподавания предмета “Технология” решаются следующие задачи:

  • Формирование политехнических знаний и экологической культуры;
  • Развитие самостоятельности и способности учащихся решать творческие и изобретательские задачи;
  • обеспечение учащимся возможности самопознания;
  • Воспитание трудолюбия, предприимчивости, коллективизма, человечности, обязательности, честности, ответственности и порядочности, патриотизма, культуры поведения и бесконфликтного общения;
  • Использование в качестве объектов труда потребительских изделий и оформление их с учетом требований дизайна и декоративно-прикладного искусства для повышения конкурентоспособности при реализации.
  • Развитие эстетического чувства и художественной инициативы ребенка.

Решение задач творческого развития личности учащихся обеспечивается включением в программу творческих заданий, которые выполняются методом проектов как индивидуально, так и коллективно. Ряд заданий направлен на решение задач эстетического воспитания учащихся, раскрытие их творческих способностей.

Одним из важных условий реализации программы является развитие у детей активного стремления к личному самосовершенствованию – это самопознание, самовыражение, самоутверждение. Необходимо чтобы учащиеся проявили интерес к творческим технологиям, которые связаны с расширением знаний, с формированием умений и навыков по декоративно-прикладному творчеству, желанием самостоятельно заниматься творческим трудом. Таким образом, происходит формирование системы личных ценностей, которые определяют содержание деятельности учеников, сферу общения, избирательность отношения к людям, оценки людей и самооценку.

Следовательно, профессиональные интересы возникают в собственном учении и в труде, и это создает благоприятные возможности для развития деловых и личностных качеств учащихся. Значит, декоративно-прикладное искусство, как один из видов трудового воспитания, дает детям возможность не только приобрести различные ремесленные навыки, но и возможность самоутвердиться и самореализоваться через творческий процесс.

Программа дает возможность осуществить высокий эстетический уровень образования без понижения технико-технологического уровня. При изготовлении изделий, наряду с технологическими требованиями, уделяется большое внимание требованиям эстетическим, экологическим и эргономическим.

Основной формой обучения является учебно-практическая деятельность учащихся. Приоритетными методами являются упражнения, учебно-практические работы. В программе предусмотрено выполнение школьниками творческих и проектных работ. При организации творческой или проектной деятельности учащихся очень важно акцентировать их внимание на потребительском назначении того изделия, которое они выдвигают в качестве творческой идеи.

Таким образом, достижение цели и решение задач предполагается осуществлять посредством использования метода проектов и его дидактически обоснованного сочетания с традиционными методами, способами и формами обучения. Метод проектов позволяет школьникам в системе овладеть организационно-практической деятельностью по всей проектно-технологической цепочке – от идеи до её реализации в модели, изделии, услуге, интегрировать знания из разных областей. Применять их на практике, получая при этом новые знания, идеи, создавая материальные ценности.

Содержание учебного материла

8-й класс (34 часа)

Раздел 1. Введение, правила ТБ (2 часа)

Тема 1. Введение в предмет “Технология” (1 час)

Сущность предмета “Технология”. Цели и задачи предмета. Разделы предмета и объекты труда. Необходимые инструменты, материалы, приспособления. Творческий проект, требования к его оформлению. Научная организация труда.

Основное понятие темы: технология, творческий проект, научная организация труда.

Тема 2. Вводный инструктаж по ТБ. Правила поведения в кабинете.

(1 час)

Внутренний распорядок и правила поведения в кабинете. Правила техники безопасности и санитарно-гигиенические требования. Правила оказания первой помощи.

Основные понятия темы: правила техники безопасности, санитарно-гигиенические требования.

Раздел 2. Декоративно-прикладное творчество (16 часов)

Тема 3 Ковровая вышивка народов Сибири (2 час)

Анализ существующего состояния.

Экскурсия, посещение выставок декоративно-прикладного творчества Республики.

Презентации работ в технике “Вышивка ковровая”.

Изучение орнаментов народов Восточной Сибири.

Использование цветовой гаммы в авторских изделиях.

Тема 4 Ковровые композиции (2 час)

Обоснование проектной работы.

Создание банка идей и предложений.

Выбор проектного изделия.

Изучение литературы, сбор информации.

Тема 5. Оборудование, инструменты, материалы по ковроткачеству в технике ковровой вышивки (1 час)

Упражнения по заправке нити в ковровую иглу.

Упражнения работы на демонстрационном изделии.

Правила техники безопасности при работе ковровой иглой.

Тема 6. Изготовление проектного изделия: подготовка основы к работе (2 часа)

Составление эскиза на бумаге.

Перенос рисунка на ткань.

Технология работы ковровой иглой.

Тема 7. Изготовление проектного изделия:  подготовка пряжи к работе (1 час)

Цветовой и фактурный подбор пряжи.

Практическая работа.

Тема 8. Изготовление проектного изделия:

технологическая карта (2 час)

Составление технологической карты: работа над изделием.

Тема 9. Изготовление проектного изделия: экологическое обоснование (1 час)

Экологическое обоснование проекта.

Культура труда.

Практическая работа.

Тема 10. Изготовление проектного изделия: экономическое обоснование (1 час)

Экономическое обоснование: себестоимость и цена.

Работа над изделием.

Тема 11. Изготовление проектного изделия: окончательная обработка изделия (2 час)

Художественный дизайн оформления изделия: окантовка, изготовление рамки, использование декоративной тесьмы и прочее.

Тема 12. Защита проектного изделия (2 часа)

Подготовка технологической документации.

(Выставка, конкурс, смотр, фестиваль).

Примерный банк проектных работ:

Картины, панно, сувениры, коврики, чехлы и прочее, с использованием национального колорита по выбору: например, орнаменты и символика.

Раздел. Художественная обработка материалов:

Ручная вышивка народов Сибири (14 часов)

Тема 13.История развития ручной вышивки.(1 час)

Коллекция художественных работ мастеров, виды вышивок, применяемых на Руси, историческое наследие декоративно-прикладного творчества.

Тема 14. Оборудование, инструменты, материалы (1 час)

Подготовка к работе. Приспособления, инструменты и материалы для вышивки, применяемые в традиционных художественных ремеслах.

Тема 15. Виды вышивки. (2 часа)

Правила безопасности работы с ручными инструментами, классификация текстильных волокон, свойства нитей основы и утка, свойства тканей из натуральных растительных волокон; правила заправки изделия в пяльцы, правила посадки и постановки рук во время работы. Понятие “счетные швы”, гладьевые швы, простые швы; Значение слов “орнамент”, “симметрия”, “композиция”, “ритм”.

Практическая работа.

Тема 16. Технология работы с вышивкой. (2 часа)

Процесс изготовления ручной вышивки в разных городах России:  крестом, гладью, тамбурным швом, узелком “Рококо”.

Практическая работа “Ручная декоративная вышивка”.

Тема 17. Ручная вышивка художественной композиции (4 часа)

Подбор нитей и ткани для вышивки.

Этапы изготовления изделия.

Практическая работа “Декоративная вышивка”.

Тема 18.Творческая работа над проектом (2 часа)

Индивидуальная работа.

Критерии оценки готового изделия.

Тема 19. Изготовление проектного изделия: окончательная обработка изделия (2 часа)

Художественный дизайн оформления изделия.

Тема 20. Презентация творческих проектов (2 часа)

Защита творческих проектов.

Презентация.

Итоговая выставка работ учащихся.

Примерный банк проектных работ:

платок, полотенце, скатерть, картины, панно, сувениры, подарки к праздничным и семейным событиям.

Календарно-тематическое планирование

№ п/п

Наименование

разделов и тем

Всего часов

Количество часов

теоретические

практические

1

Введение, правила ТБ

2

   
  Введение в предмет “Технология”  

1

 
  Вводный инструктаж по ТБ. Правила поведения в кабинете  

1

 

2

Декоративно-прикладное творчество

16

   
  Ковроткачество народов Сибири  

2

 
  Ковровые композиции  

1

1

  Оборудование, инструменты, материалы по ковроткачеству в технике ковровой вышивки    

1

  Изготовление проектного изделия: подготовка основы к работе  

1

1

  Изготовление проектного изделия: подготовка пряжи к работе    

1

  . Изготовление проектного изделия:

технологическая карта

   

2

  Изготовление проектного изделия: экологическое обоснование    

1

  Изготовление проектного изделия: экономическое обоснование    

1

  Изготовление проектного изделия: окончательная обработка изделия    

2

  Защита проектного изделия  

1

1

3

Художественная обработка материалов:
Ручная вышивка народов Сибири

16

   
  История развития ручной вышивки  

1

 
  . Оборудование, инструменты, материалы    

1

  Виды вышивки.  

1

1

  Технология работы с вышивкой.    

2

  Ручная вышивка художественной композиции    

4

  Творческая работа над проектом    

2

  Изготовление проектного изделия: окончательная обработка изделия    

2

  Презентация творческих проектов    

2

  ИТОГО

34

9

25

Требования к уровню подготовки учащихся, обучающихся по данной программе

Учащиеся должны знать:

  • основные сведения о ковровой и ручной вышивке;
  • основы композиции;
  • элементы и мотивы геометрических, растительных и животных орнаментов, простые типовые композиции;
  • материалы, инструменты, приспособления, применяемые для изготовления в технике “ковровой вышивки”, ручной вышивки;
  • классификации и ассортимент ковровых изделий, картин, панно, сувенирных изделий;
  • технологический процесс изготовления изделий в технике ручной вышивке и “ковровой вышивки”;
  • несколько способов оформления края изделия;
  • основные приемы ковровой вышивки, ручной вышивки;
  • правила безопасности труда и пожарной безопасности, требования к организации рабочего места.

Учащиеся должны уметь:

  • владеть инструментом для изготовления изделий в технике “ковровой вышивки”;
  • самостоятельно разрабатывать композиции для изделий;
  • делать зарисовки геометрических, растительных и симметричных орнаментов;
  • выполнять элементы и мотивы орнаментов на изделиях;
  • владеть технологией изготовления изделий в технике "ковровой вышивки", ручной вышивки;
  • самостоятельно разрабатывать эскизы самостоятельно выполнять изделия от эскиза до воплощения;
  • оформлять готовое изделие;
  • уметь оказывать взаимопомощь и взаимовыручку;
  • уметь строить отношения в разновозрастном коллективе;
  • прогнозировать результаты и уметь определять критерии качества готового изделия;
  • организовывать рабочее место, соблюдать правила безопасности труда.

Перечень учебно-методического обеспечения

Оборудование и инструменты:

Профессиональные ковровые иглы.

Ножницы.

Иглы и булавки швейные.

Материалы:

Ткань: двунитка, бортовка, мешковина, канва, пряжа, мулине.

Дидактический материал:

Банк проектных работ с ковровыми изделиями.

Образцы работ учащихся ручной художественной вышивки (презентации).

Эскизы сюжетных композиций для изделий.

Цветовой круг.

Схемы цветовой гармонизации.

Выставочные композиции.

Литература для учащихся

  • Научное издательство “ Большая Российская Энциклопедия”, 1992 г.
  • Зинченко М., “Новые стили вышивки”, Москва, издательство “Феникс”, 2002.
  • Симоненко В.Д. “Технология”, 8 класс, Москва, Издательство: Вентана-Граф, 2010 г.
  • Онипко Ж., “Ажурные работы на полотне”, Москва, издательство “Сталкер”, 2007.
  • Чижик Т., “Самоучитель по вышивке крюил в вопросах и ответах”, Москва, издательство “Феникс”, 2007.

Литература для педагога

  • Алексеева Л., “Альбом-руководство по ковровой вышивке”, Москва, издательство “Феникс”, 2009.
  • Бабуевой В.Д. “Материальная и духовная культура бурят”.
  • Барнет Л., “Одноцветная вышивка”, Москва, издательство “Феникс”,2002.
  • Гумилевская С. “ Вышивка”, Москва, издательство “Культура и традиции”, 2005.
  • Жадько Е. “Вышивка пейзажей”, Москва, издательство “Феникс”, 2006.
  • Симоненко В.Д. “Технология”, 8 класс, Москва, Издательство: Вентана-Граф, 2010 г.
  • Коллектив, “L'encyclopedie DMC: la tapisserie,les tapis,le tissage”,Издательство: Flammarion, 1980.

Интернет-ресурсы

https://urok.1sept.ru/articles/578812/- программа “Ковровая вышивка” по дополнительному образованию.

http://myhobbi.net/publ/38-1-0-48 популярный сайт о рукоделии.

http://crestik.ucoz.ru/load/ckhemy_dlja_kovrovoj_tekhniki/76 – схемы для ковровой вышивки.

http://vishivalochka.at.ua/ сайт для любительниц ручной художественной вышивки.