Пояснительная записка
Данная программа рассчитана для учащихся 8-х классов, в которую входят разделы декоративно-прикладного творчества: вышивка ковровая и декоративная ручная вышивка. Данный курс является авторской программой “Декоративно-прикладное творчество народов Сибири”, изучается 34 часа, 1 раз в неделю. Основан на учебном пособии, одобренном Министерством Образования и Науки РБ, Бабуевой В.Д. “Материальная и духовная культура бурят”. Также на основе учебника по технологии, 8 класс, под редакцией В.Д. Симоненко. Уникальность программы заключается в том, что учащиеся выбирают творческий проект, используя богатый материал декоративно-прикладного искусства нашей Республики.
Следует отметить, что народное творчество Бурятии корнями уходит в прошлое, является ценным наследием национальной культуры народов, населяющих Сибирь. Это русские, буряты, семейские, эвенки, армяне.
Изучая историю, выяснено, что в Верхнеудинск приезжали купцы со всей России, Китая, Монголии, других стран. Сюда привозили самые разнообразные товары, следовательно, здесь оседали и развивались многие промыслы. В наши дни народные ремесла и художественные промыслы – основа и неиссякаемый источник мудрости, доброты и талантов. Мастера восстанавливают ранее бытующие ремесла.
В современном мире особую индивидуальность в творчестве можно проявить в вышивке ковровой, крестом и гладью, создавая непрерывную творческую нить между поколениями: сохраняя и развивая традиции народов Сибири, в частности Бурятии. Художественные промыслы и ремесла – важная составная часть народной культуры, основанная на коллективном творчестве, развивающие местную культурную традицию. На основе данной программы будет создана коллекция работ по возрождению и сохранению национальной культуры народов Сибири.
Важно научиться понимать нравственную ценность трудовой деятельности. Для проектирования идеи работы необходимо владеть не только технологической, но и гуманитарной культурой, уметь оценивать экономические, экологические и социальные последствия преобразования мира. Осваивая технологии данного курса, учащиеся научаться соединять мысль с действием. Совершенство технологий проверяется их экономичностью, практичностью, значимостью.
Самая эффективная, действенная и одновременно наиболее результативная форма приобщения учащихся к пониманию высокой духовной значимости, поэтичности и красоты произведений народного искусства – практическое участие самих детей в создании разнообразных изделий. Сопричастность к творческому процессу изготовления художественных изделий. Близких тем в технологии, что создают народные мастера, не только и не столько развивает в учащихся навык работы с материалом, но главное позволяет им ощутить радость от того что они научились делать красивые и полезные вещи, почувствовать себя творцами и художниками.
Цель программы:
– освоение технологических знаний, технологической культуры на основе включения учащихся в разнообразные виды технологической деятельности по созданию личностно или общественно значимых продуктов труда;
В процессе преподавания предмета “Технология” решаются следующие задачи:
- Формирование политехнических знаний и экологической культуры;
- Развитие самостоятельности и способности учащихся решать творческие и изобретательские задачи;
- обеспечение учащимся возможности самопознания;
- Воспитание трудолюбия, предприимчивости, коллективизма, человечности, обязательности, честности, ответственности и порядочности, патриотизма, культуры поведения и бесконфликтного общения;
- Использование в качестве объектов труда потребительских изделий и оформление их с учетом требований дизайна и декоративно-прикладного искусства для повышения конкурентоспособности при реализации.
- Развитие эстетического чувства и художественной инициативы ребенка.
Решение задач творческого развития личности учащихся обеспечивается включением в программу творческих заданий, которые выполняются методом проектов как индивидуально, так и коллективно. Ряд заданий направлен на решение задач эстетического воспитания учащихся, раскрытие их творческих способностей.
Одним из важных условий реализации программы является развитие у детей активного стремления к личному самосовершенствованию – это самопознание, самовыражение, самоутверждение. Необходимо чтобы учащиеся проявили интерес к творческим технологиям, которые связаны с расширением знаний, с формированием умений и навыков по декоративно-прикладному творчеству, желанием самостоятельно заниматься творческим трудом. Таким образом, происходит формирование системы личных ценностей, которые определяют содержание деятельности учеников, сферу общения, избирательность отношения к людям, оценки людей и самооценку.
Следовательно, профессиональные интересы возникают в собственном учении и в труде, и это создает благоприятные возможности для развития деловых и личностных качеств учащихся. Значит, декоративно-прикладное искусство, как один из видов трудового воспитания, дает детям возможность не только приобрести различные ремесленные навыки, но и возможность самоутвердиться и самореализоваться через творческий процесс.
Программа дает возможность осуществить высокий эстетический уровень образования без понижения технико-технологического уровня. При изготовлении изделий, наряду с технологическими требованиями, уделяется большое внимание требованиям эстетическим, экологическим и эргономическим.
Основной формой обучения является учебно-практическая деятельность учащихся. Приоритетными методами являются упражнения, учебно-практические работы. В программе предусмотрено выполнение школьниками творческих и проектных работ. При организации творческой или проектной деятельности учащихся очень важно акцентировать их внимание на потребительском назначении того изделия, которое они выдвигают в качестве творческой идеи.
Таким образом, достижение цели и решение задач предполагается осуществлять посредством использования метода проектов и его дидактически обоснованного сочетания с традиционными методами, способами и формами обучения. Метод проектов позволяет школьникам в системе овладеть организационно-практической деятельностью по всей проектно-технологической цепочке – от идеи до её реализации в модели, изделии, услуге, интегрировать знания из разных областей. Применять их на практике, получая при этом новые знания, идеи, создавая материальные ценности.
Содержание учебного материла
8-й класс (34 часа)
Раздел 1. Введение, правила ТБ (2 часа)
Тема 1. Введение в предмет “Технология” (1 час)
Сущность предмета “Технология”. Цели и задачи предмета. Разделы предмета и объекты труда. Необходимые инструменты, материалы, приспособления. Творческий проект, требования к его оформлению. Научная организация труда.
Основное понятие темы: технология, творческий проект, научная организация труда.
Тема 2. Вводный инструктаж по ТБ. Правила поведения в кабинете.
(1 час)
Внутренний распорядок и правила поведения в кабинете. Правила техники безопасности и санитарно-гигиенические требования. Правила оказания первой помощи.
Основные понятия темы: правила техники безопасности, санитарно-гигиенические требования.
Раздел 2. Декоративно-прикладное творчество (16 часов)
Тема 3 Ковровая вышивка народов Сибири (2 час)
Анализ существующего состояния.
Экскурсия, посещение выставок декоративно-прикладного творчества Республики.
Презентации работ в технике “Вышивка ковровая”.
Изучение орнаментов народов Восточной Сибири.
Использование цветовой гаммы в авторских изделиях.
Тема 4 Ковровые композиции (2 час)
Обоснование проектной работы.
Создание банка идей и предложений.
Выбор проектного изделия.
Изучение литературы, сбор информации.
Тема 5. Оборудование, инструменты, материалы по ковроткачеству в технике ковровой вышивки (1 час)
Упражнения по заправке нити в ковровую иглу.
Упражнения работы на демонстрационном изделии.
Правила техники безопасности при работе ковровой иглой.
Тема 6. Изготовление проектного изделия: подготовка основы к работе (2 часа)
Составление эскиза на бумаге.
Перенос рисунка на ткань.
Технология работы ковровой иглой.
Тема 7. Изготовление проектного изделия: подготовка пряжи к работе (1 час)
Цветовой и фактурный подбор пряжи.
Практическая работа.
Тема 8. Изготовление проектного изделия:
технологическая карта (2 час)
Составление технологической карты: работа над изделием.
Тема 9. Изготовление проектного изделия: экологическое обоснование (1 час)
Экологическое обоснование проекта.
Культура труда.
Практическая работа.
Тема 10. Изготовление проектного изделия: экономическое обоснование (1 час)
Экономическое обоснование: себестоимость и цена.
Работа над изделием.
Тема 11. Изготовление проектного изделия: окончательная обработка изделия (2 час)
Художественный дизайн оформления изделия: окантовка, изготовление рамки, использование декоративной тесьмы и прочее.
Тема 12. Защита проектного изделия (2 часа)
Подготовка технологической документации.
(Выставка, конкурс, смотр, фестиваль).
Примерный банк проектных работ:
Картины, панно, сувениры, коврики, чехлы и прочее, с использованием национального колорита по выбору: например, орнаменты и символика.
Раздел. Художественная обработка материалов:
Ручная вышивка народов Сибири (14 часов)
Тема 13.История развития ручной вышивки.(1 час)
Коллекция художественных работ мастеров, виды вышивок, применяемых на Руси, историческое наследие декоративно-прикладного творчества.
Тема 14. Оборудование, инструменты, материалы (1 час)
Подготовка к работе. Приспособления, инструменты и материалы для вышивки, применяемые в традиционных художественных ремеслах.
Тема 15. Виды вышивки. (2 часа)
Правила безопасности работы с ручными инструментами, классификация текстильных волокон, свойства нитей основы и утка, свойства тканей из натуральных растительных волокон; правила заправки изделия в пяльцы, правила посадки и постановки рук во время работы. Понятие “счетные швы”, гладьевые швы, простые швы; Значение слов “орнамент”, “симметрия”, “композиция”, “ритм”.
Практическая работа.
Тема 16. Технология работы с вышивкой. (2 часа)
Процесс изготовления ручной вышивки в разных городах России: крестом, гладью, тамбурным швом, узелком “Рококо”.
Практическая работа “Ручная декоративная вышивка”.
Тема 17. Ручная вышивка художественной композиции (4 часа)
Подбор нитей и ткани для вышивки.
Этапы изготовления изделия.
Практическая работа “Декоративная вышивка”.
Тема 18.Творческая работа над проектом (2 часа)
Индивидуальная работа.
Критерии оценки готового изделия.
Тема 19. Изготовление проектного изделия: окончательная обработка изделия (2 часа)
Художественный дизайн оформления изделия.
Тема 20. Презентация творческих проектов (2 часа)
Защита творческих проектов.
Презентация.
Итоговая выставка работ учащихся.
Примерный банк проектных работ:
платок, полотенце, скатерть, картины, панно, сувениры, подарки к праздничным и семейным событиям.
Календарно-тематическое планирование
№ п/п |
Наименование разделов и тем |
Всего часов |
Количество часов |
|
теоретические |
практические |
|||
1 |
Введение, правила ТБ | 2 |
||
Введение в предмет “Технология” | 1 |
|||
Вводный инструктаж по ТБ. Правила поведения в кабинете | 1 |
|||
2 |
Декоративно-прикладное творчество | 16 |
||
Ковроткачество народов Сибири | 2 |
|||
Ковровые композиции | 1 |
1 |
||
Оборудование, инструменты, материалы по ковроткачеству в технике ковровой вышивки | 1 |
|||
Изготовление проектного изделия: подготовка основы к работе | 1 |
1 |
||
Изготовление проектного изделия: подготовка пряжи к работе | 1 |
|||
. Изготовление проектного изделия: технологическая карта |
2 |
|||
Изготовление проектного изделия: экологическое обоснование | 1 |
|||
Изготовление проектного изделия: экономическое обоснование | 1 |
|||
Изготовление проектного изделия: окончательная обработка изделия | 2 |
|||
Защита проектного изделия | 1 |
1 |
||
3 |
Художественная
обработка материалов: |
16 |
||
История развития ручной вышивки | 1 |
|||
. Оборудование, инструменты, материалы | 1 |
|||
Виды вышивки. | 1 |
1 |
||
Технология работы с вышивкой. | 2 |
|||
Ручная вышивка художественной композиции | 4 |
|||
Творческая работа над проектом | 2 |
|||
Изготовление проектного изделия: окончательная обработка изделия | 2 |
|||
Презентация творческих проектов | 2 |
|||
ИТОГО | 34 |
9 |
25 |
Требования к уровню подготовки учащихся, обучающихся по данной программе
Учащиеся должны знать:
- основные сведения о ковровой и ручной вышивке;
- основы композиции;
- элементы и мотивы геометрических, растительных и животных орнаментов, простые типовые композиции;
- материалы, инструменты, приспособления, применяемые для изготовления в технике “ковровой вышивки”, ручной вышивки;
- классификации и ассортимент ковровых изделий, картин, панно, сувенирных изделий;
- технологический процесс изготовления изделий в технике ручной вышивке и “ковровой вышивки”;
- несколько способов оформления края изделия;
- основные приемы ковровой вышивки, ручной вышивки;
- правила безопасности труда и пожарной безопасности, требования к организации рабочего места.
Учащиеся должны уметь:
- владеть инструментом для изготовления изделий в технике “ковровой вышивки”;
- самостоятельно разрабатывать композиции для изделий;
- делать зарисовки геометрических, растительных и симметричных орнаментов;
- выполнять элементы и мотивы орнаментов на изделиях;
- владеть технологией изготовления изделий в технике "ковровой вышивки", ручной вышивки;
- самостоятельно разрабатывать эскизы самостоятельно выполнять изделия от эскиза до воплощения;
- оформлять готовое изделие;
- уметь оказывать взаимопомощь и взаимовыручку;
- уметь строить отношения в разновозрастном коллективе;
- прогнозировать результаты и уметь определять критерии качества готового изделия;
- организовывать рабочее место, соблюдать правила безопасности труда.
Перечень учебно-методического обеспечения
Оборудование и инструменты:
Профессиональные ковровые иглы.
Ножницы.
Иглы и булавки швейные.
Материалы:
Ткань: двунитка, бортовка, мешковина, канва, пряжа, мулине.
Дидактический материал:
Банк проектных работ с ковровыми изделиями.
Образцы работ учащихся ручной художественной вышивки (презентации).
Эскизы сюжетных композиций для изделий.
Цветовой круг.
Схемы цветовой гармонизации.
Выставочные композиции.
Литература для учащихся
- Научное издательство “ Большая Российская Энциклопедия”, 1992 г.
- Зинченко М., “Новые стили вышивки”, Москва, издательство “Феникс”, 2002.
- Симоненко В.Д. “Технология”, 8 класс, Москва, Издательство: Вентана-Граф, 2010 г.
- Онипко Ж., “Ажурные работы на полотне”, Москва, издательство “Сталкер”, 2007.
- Чижик Т., “Самоучитель по вышивке крюил в вопросах и ответах”, Москва, издательство “Феникс”, 2007.
Литература для педагога
- Алексеева Л., “Альбом-руководство по ковровой вышивке”, Москва, издательство “Феникс”, 2009.
- Бабуевой В.Д. “Материальная и духовная культура бурят”.
- Барнет Л., “Одноцветная вышивка”, Москва, издательство “Феникс”,2002.
- Гумилевская С. “ Вышивка”, Москва, издательство “Культура и традиции”, 2005.
- Жадько Е. “Вышивка пейзажей”, Москва, издательство “Феникс”, 2006.
- Симоненко В.Д. “Технология”, 8 класс, Москва, Издательство: Вентана-Граф, 2010 г.
- Коллектив, “L'encyclopedie DMC: la tapisserie,les tapis,le tissage”,Издательство: Flammarion, 1980.
Интернет-ресурсы
https://urok.1sept.ru/articles/578812/-
программа “Ковровая вышивка” по дополнительному образованию.http://myhobbi.net/publ/38-1-0-48
популярный сайт о рукоделии.http://crestik.ucoz.ru/load/ckhemy_dlja_kovrovoj_tekhniki/76
– схемы для ковровой вышивки.http://vishivalochka.at.ua/
сайт для любительниц ручной художественной вышивки.