Ожидаемый результат урока:
Получить представление о высоких технологиях, их значении и роли в развитии общества.
ЦЕЛИ УРОКА
- Воспитательные цели
- формирование способности и готовности “самостроительства” своих знаний, интегрирующих философские, естественнонаучные, информационно-психологические данные о человеке, обществе, природе и информации в их единстве и взаимосвязи.
Учебные цели:
знать/понимать:
- значение и сущность базовых понятий темы урока, обеспечивающих формирование целостной гуманитарной научной картины мира;
- значение и сущность обсуждаемой проблемы; осмысление ее в связи с собственной позицией;
- осмысление и осознание степени ответственности науки и общества в моделировании последствий применения научных достижений; социального прогноза перспектив человечества;
уметь:
- систематизировать и интегрировать естественнонаучные, гуманитарные и технические знания из различных источников к различным учебным предметам;
- пользоваться мультимедийными ресурсами и компьютерными технологиями для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности;
- применять освоенные знания и способы деятельности для определения рационального, правомерного и социально одобряемого поведения в гуманитарно-ориентированной ситуации.
Время: 2 часа
Тип урока: обобщение и систематизация знаний
Форма проведения: конференция с элементами ролевой игры
Формы деятельности: фронтальная, коллективная, групповая, индивидуальная
Методы обучения: проблемный, частично-поисковый
Виды работы: диалог, рефлексия
Основные термины и понятия: “наука”, “НТП”, “НТР”, “технологическая революция”, “телекоммуникация”
Межпредметные связи: физика, обществознание, история, информатика
Материальное обеспечение урока
- Материалы к уроку: технологическая карта урока.
- Оборудование: телефон, модель телефонной связи, магнитофон, модель телеграфа, схемы средств связи.
Техническое оснащение:
- Компьютер;
- Мультимедийный проектор.
Эпиграф к уроку
Человек сейчас занимается такими проблемами, что у него дух захватывает и кружится голова. Однако, пока вы не почувствуете легкого головокружения, вам и не удастся понять их суть. Проблемы важнее решения. Решения могут устареть, а проблемы остаются. (Нильс Бор).
ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ УРОКА, УЧЕБНЫЕ ВОПРОСЫ и расчет времени
№ п/п |
УЧЕБНЫЕ ВОПРОСЫ | Время (мин) |
1. |
Вводная (организационная) часть
|
5 2 3 |
2. |
Основная часть (см. Ход урока) Вступительное слово учителя Инструктаж занятия (урока)
Учебные вопросы: 1.Технологические революции в истории человечества. 2.Развитие средств связи: а) телефон, телеграф, радио;
3.Влияние развития техники и технологии на жизнь общества. Обобщение и вывод Закрепление материала (выполнение учащимися задания) |
70 |
3. |
Заключительная часть
Кто достиг изначально поставленной
цели? |
5 |
“5” – 9 баллов и выше “4” – 7-8 баллов “3” – 5-6 баллов “2” – меньше 5 баллов | ||
Благодарим за урок |
ХОД УРОКА
Вступительное слово учителя обществознания
Человечество вступило в XXI век – новое столетие, тысячелетие, новая эпоха… XXI век предстает перед нами в координатах гуманизации, модернизации, глобализации и доминировании информационных технологий. В этой сетке координат общества смещаются акценты в области познания окружающего мира и образования.
Рубеж XX и XXI столетий – время переоценки многих традиционных ценностей
- Чем вошло в историю человечества XX -е столетие?
XX век ознаменовался переходом человечества в качественно новое состояние жизни. Это и развитие техники, и появление принципиально новых технологий, и совершенствование быта людей, и развитие средств связи, транспорта, глобализация общественной жизни, и получение, обработка, хранение и использование информации.
- XX век был богат научно-техническими открытиями. НТР, поставившая во главу угла информацию, бурный поток которой ворвался в человеческое сознание, сдвинула многие наши прежние представления о мире. Как сказал Н.Бор: “Человек сейчас занимается такими проблемами, что у него дух захватывает и кружится голова. Однако, пока вы не почувствуете легкого головокружения, вам и не удастся понять их суть. Проблемы важнее решения. Решения могут устареть, а проблемы остаются”.
Сегодня на уроке мы с вами обобщим знания по темам: “Общество и НТП”, курса “Обществознание”, “Электромагнитные волны и их применение” курса “Физика”, “Телекоммуникационные сети” курса “Информатика”, объединенных одним названием “Средства связи”.
Инструктаж занятия (урока)
Перед вами технологическая карта урока (Приложение 1). Зная тему и план урока, сформулируйте каждый собственные цели по теме урока.
Обратите внимание, на доске, на ТК выделен основной вопрос сегодняшней беседы, не забывайте о нем по ходу урока.
Надеемся, что наш разговор не оставит без внимания наших гостей. Мы ждем их участия в беседе.
Итак, приступим к работе.
Учебные вопросы урока
- Учитель обществознания проводит фронтальный опрос
- Что такое технологическая революция?
Технологическая революция – глубокое качественное изменение в развитии техники, появление новых и качественных технологических преобразований
- Что можно считать началом последовательно осуществляющихся технологических революций? (какая технологическая революция была первой?)
Переход к оседлому земледелию, сопровождающийся сменой типа производства, переходом от присваивающего хозяйства к производящему, что вело к новым формам организации общества (аграрная революция)
- Стало быть, что лежит в основе технологической революции?
Переход к принципиально новому типу производства, характеризующемуся резким повышением производительности и изменением качества труда
- Сколько в истории человечества было технологических революций?
Технологическая революция как процесс совершенствования способов производства имеет перманентный, т.е. постоянно действующий, обусловленный внутренними причинами характер, вместе с тем, можно выделить несколько периодов, когда изменения происходили скачкообразно, производство заметно на небольшом отрезке выходило на качественно новый уровень, периоды эти имеют признаки, позволяющие назвать их этапами, стадиями развития:
1784, паровой двигатель – “промышленная революция” конца XVII – начала XVIII вв., связанная с использованием силы пара
1831, явление электромагнитной индукции – “промышленный переворот” конца XIX – начала XX вв., связанный с широким использованием электричества и химии
1946, первые ЭВМ – НТР, начавшаяся в середине XX в., связанная с использованием энергии атома, освоением космоса, внедрением кибернетики и компьютеров
- Чем технологическая революция отличается от НТР?
Технологическая революция началась в глубокой древности, когда наука не имела самостоятельного значения. НТР – это превращение науки в ведущий фактор развития общего производства
- Почему НТР началась лишь в середине XX века?
К этому времени наука становится непосредственной производительной силой общества, самостоятельно решающей как теоретические, так и прикладные задачи.
2. Учитель физики о видах информации – технологическая, научная, как средствах связи
Каждую НТР можно охарактеризовать с точки зрения физики. Давайте вспомним:
(I НТР). Что такое тепловой двигатель, виды тепловых двигателей и их применение.
(II НТР). Каким событиям соответствуют эти даты?
Покорение космоса стало развитием еще одного вида связи, называемым космической или спутниковой.
Сообщения учащихся:
- Телефон
- Телеграф
- Радио (+ радиорелейная связь)
- Телевидение
- Космическая связь (спутниковая)
- Радиолокация
Творческое задание азбука Морзе (составляют текст)
- Какое влияние оказали эти средства связи на развитие общества?
- Какое влияние оказывает телевидение и космическая связь на развитие общества?
3. Учитель информатики о зарождении информационного общества
Все вышеназванные средства связи служат для приема и передачи информации. Но человеку всегда необходимо было еще и сохранить информацию для передачи ее будущим поколениям. Развитие науки, образования обусловило быстрый рост объема информации, с которой приходится оперировать человеку. Если в начале XIX в. общая сумма человеческих знаний удваивалась приблизительно каждые 50 лет, то к середине XX в. – каждые 5 лет. Выходом из создавшейся ситуации стало создание компьютеров, которые во много раз ускорили и автоматизировали процесс обработки информации.
Сообщения учащихся:
- Телекоммуникационные средства связи
- Интернет (как объединение всех сетей)
- Какое влияние информационных технологий на развитие общества?
4. Учитель физики о НТР и его будущем
Ну и конечно, если средства связи могут служить основой информации, это новые технологии, служат для развития средств связи, например:
Сообщения учащихся:
- Волоконная связь.
- Лазерная связь.
- Сотовая связь.
5. Учитель обществознания
Итак, мы рассмотрели все технологические революции, известные в истории человечества и развитие средств связи в течение XX столетия.
Давайте вернемся к началу урока и основному вопросу темы.
Подойдем к ответу на этот вопрос с позиции социологов, экономистов, экологов, определяя экономические и социальные последствия НТР, НТП и экологическая альтернатива, противоречия НТР.
Голевая игра (учащиеся выступают в роли социолога, экономиста, эколога) определяя экономические, социальные и экологические последствия технологической революции, НТР; моделируют социальный прогноз перспектив человечества с учетом исходной модели
- оптимистический прогноз (“научно-технический оптимизм”)
- пессимистический прогноз (“экологический пессимизм”)
Обобщение и вывод
Достижения XX столетия принесли человечеству не только блага. Небывалые по масштабам и жертвам войны, немыслимые прежде виды и системы оружия, неведомые болезни, экологические…и другие глобальные проблемы. Ответственность науки перед обществом! Последствия!?!
Какие средства связи вы бы взяли с
собой в XXI век?
Пофантазируйте, придумайте свое средство связи
Закрепление материала
Выполнение учащимися задания (самопроверка)
Учителем обществознания приводятся названия изобретений, приборов, агрегатов, машин, механизмов, введенных человеком в ходе радикальных преобразований. Учащимся предлагается выписать их и расположить в три столбика в зависимости от соответствия той или иной технологической волне.
Правильный ответ:
I волна |
II волна |
IIi волна |
паровой двигатель |
применение электроэнергии |
компьютер |
Подвести итоги урока.
Звучит песня “Прощай, XX век”.