Интегрированный урок-конференция. Тема: "Средства связи". 11-й класс

Разделы: Физика, История и обществознание, Информатика

Класс: 11


Ожидаемый результат урока:

Получить представление о высоких технологиях, их значении и роли в развитии общества.

ЦЕЛИ УРОКА

  • Воспитательные цели
  • формирование способности и готовности “самостроительства” своих знаний, интегрирующих философские, естественнонаучные, информационно-психологические данные о человеке, обществе, природе и информации в их единстве и взаимосвязи.

Учебные цели:

знать/понимать:

  • значение и сущность базовых понятий темы урока, обеспечивающих формирование целостной гуманитарной научной картины мира;
  • значение и сущность обсуждаемой проблемы; осмысление ее в связи с собственной позицией;
  • осмысление и осознание степени ответственности науки и общества в моделировании последствий применения научных достижений; социального прогноза перспектив человечества;

уметь:

  • систематизировать и интегрировать естественнонаучные, гуманитарные и технические знания из различных источников к различным учебным предметам;
  • пользоваться мультимедийными ресурсами и компьютерными технологиями для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности;
  • применять освоенные знания и способы деятельности для определения рационального, правомерного и социально одобряемого поведения в гуманитарно-ориентированной ситуации.

Время: 2 часа

Тип урока: обобщение и систематизация знаний

Форма проведения: конференция с элементами ролевой игры

Формы деятельности: фронтальная, коллективная, групповая, индивидуальная

Методы обучения: проблемный, частично-поисковый

Виды работы: диалог, рефлексия

Основные термины и понятия: “наука”, “НТП”, “НТР”, “технологическая революция”, “телекоммуникация”

Межпредметные связи: физика, обществознание, история, информатика

Материальное обеспечение урока

  1. Материалы к уроку: технологическая карта урока.
  2. Оборудование: телефон, модель телефонной связи, магнитофон, модель телеграфа, схемы средств связи.

Техническое оснащение:

  1. Компьютер;
  2. Мультимедийный проектор.

Эпиграф к уроку

Человек сейчас занимается такими проблемами, что у него дух захватывает и кружится голова. Однако, пока вы не почувствуете легкого головокружения, вам и не удастся понять их суть. Проблемы важнее решения. Решения могут устареть, а проблемы остаются. (Нильс Бор).

ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ УРОКА, УЧЕБНЫЕ ВОПРОСЫ и расчет времени

№ п/п

УЧЕБНЫЕ ВОПРОСЫ

Время (мин)

1.

Вводная (организационная) часть
  • проверить наличие учащихся в классе по журналу и их готовность к уроку
  • объявить тему, цели, учебные вопросы урока (известны за 2 недели)

5

2

3

2.

Основная часть (см. Ход урока)

Вступительное слово учителя

Инструктаж занятия (урока)

  • довести порядок проведения урока и представить руководителей урока
  • объяснить порядок заполнения технологической карты урока – ТК (Приложение 1)

Учебные вопросы:

1.Технологические революции в истории человечества.

2.Развитие средств связи:

а) телефон, телеграф, радио;
б) телевидение, космическая связь;
в) получение научной информации с помощью средств связи:

  • радиолокация;
  • лазерная связь;
  • телекоммуникационные средства связи и Интернет.

3.Влияние развития техники и технологии на жизнь общества.

Обобщение и вывод

Закрепление материала (выполнение учащимися задания)

70

3.

Заключительная часть

  • ответить на вопросы, возникшие в ходе урока
  • подвести итоги урока (заполняют ТК, подсчитывают баллы, набранные на уроке – самооценка)
  • дать и прокомментировать домашнее задание
  • провести рефлексию

Кто достиг изначально поставленной цели?
Кто оценивает свою работу на “5”, “4”, “3”?

5
“5” – 9 баллов и выше “4” – 7-8 баллов “3” – 5-6 баллов “2” – меньше 5 баллов
Благодарим за урок

ХОД УРОКА

Вступительное слово учителя обществознания

Человечество вступило в XXI век – новое столетие, тысячелетие, новая эпоха… XXI век предстает перед нами в координатах гуманизации, модернизации, глобализации и доминировании информационных технологий. В этой сетке координат общества смещаются акценты в области познания окружающего мира и образования.

Рубеж XX и XXI столетий – время переоценки многих традиционных ценностей

  • Чем вошло в историю человечества XX -е столетие?

XX век ознаменовался переходом человечества в качественно новое состояние жизни. Это и развитие техники, и появление принципиально новых технологий, и совершенствование быта людей, и развитие средств связи, транспорта, глобализация общественной жизни, и получение, обработка, хранение и использование информации.

  • XX век был богат научно-техническими открытиями. НТР, поставившая во главу угла информацию, бурный поток которой ворвался в человеческое сознание, сдвинула многие наши прежние представления о мире. Как сказал Н.Бор: “Человек сейчас занимается такими проблемами, что у него дух захватывает и кружится голова. Однако, пока вы не почувствуете легкого головокружения, вам и не удастся понять их суть. Проблемы важнее решения. Решения могут устареть, а проблемы остаются”.

Сегодня на уроке мы с вами обобщим знания по темам: “Общество и НТП”, курса “Обществознание”, “Электромагнитные волны и их применение” курса “Физика”, “Телекоммуникационные сети” курса “Информатика”, объединенных одним названием “Средства связи”.

Инструктаж занятия (урока)

Перед вами технологическая карта урока (Приложение 1). Зная тему и план урока, сформулируйте каждый собственные цели по теме урока.

Обратите внимание, на доске, на ТК выделен основной вопрос сегодняшней беседы, не забывайте о нем по ходу урока.

Надеемся, что наш разговор не оставит без внимания наших гостей. Мы ждем их участия в беседе.

Итак, приступим к работе.

Учебные вопросы урока

  1. Учитель обществознания проводит фронтальный опрос
  • Что такое технологическая революция?

Технологическая революция – глубокое качественное изменение в развитии техники, появление новых и качественных технологических преобразований

  • Что можно считать началом последовательно осуществляющихся технологических революций? (какая технологическая революция была первой?)

Переход к оседлому земледелию, сопровождающийся сменой типа производства, переходом от присваивающего хозяйства к производящему, что вело к новым формам организации общества (аграрная революция)

  • Стало быть, что лежит в основе технологической революции?

Переход к принципиально новому типу производства, характеризующемуся резким повышением производительности и изменением качества труда

  • Сколько в истории человечества было технологических революций?

Технологическая революция как процесс совершенствования способов производства имеет перманентный, т.е. постоянно действующий, обусловленный внутренними причинами характер, вместе с тем, можно выделить несколько периодов, когда изменения происходили скачкообразно, производство заметно на небольшом отрезке выходило на качественно новый уровень, периоды эти имеют признаки, позволяющие назвать их этапами, стадиями развития:

1784, паровой двигатель – “промышленная революция” конца XVII – начала XVIII вв., связанная с использованием силы пара

1831, явление электромагнитной индукции – “промышленный переворот” конца XIX – начала XX вв., связанный с широким использованием электричества и химии

1946, первые ЭВМ – НТР, начавшаяся в середине XX в., связанная с использованием энергии атома, освоением космоса, внедрением кибернетики и компьютеров

  • Чем технологическая революция отличается от НТР?

Технологическая революция началась в глубокой древности, когда наука не имела самостоятельного значения. НТР – это превращение науки в ведущий фактор развития общего производства

  • Почему НТР началась лишь в середине XX века?

К этому времени наука становится непосредственной производительной силой общества, самостоятельно решающей как теоретические, так и прикладные задачи.

2. Учитель физики о видах информации – технологическая, научная, как средствах связи

Каждую НТР можно охарактеризовать с точки зрения физики. Давайте вспомним:

(I НТР). Что такое тепловой двигатель, виды тепловых двигателей и их применение.

(II НТР). Каким событиям соответствуют эти даты?

Покорение космоса стало развитием еще одного вида связи, называемым космической или спутниковой.

Сообщения учащихся:

  • Телефон
  • Телеграф
  • Радио (+ радиорелейная связь)
  • Телевидение
  • Космическая связь (спутниковая)
  • Радиолокация

Творческое задание азбука Морзе (составляют текст)

  • Какое влияние оказали эти средства связи на развитие общества?
  • Какое влияние оказывает телевидение и космическая связь на развитие общества?

3. Учитель информатики о зарождении информационного общества

Все вышеназванные средства связи служат для приема и передачи информации. Но человеку всегда необходимо было еще и сохранить информацию для передачи ее будущим поколениям. Развитие науки, образования обусловило быстрый рост объема информации, с которой приходится оперировать человеку. Если в начале XIX в. общая сумма человеческих знаний удваивалась приблизительно каждые 50 лет, то к середине XX в. – каждые 5 лет. Выходом из создавшейся ситуации стало создание компьютеров, которые во много раз ускорили и автоматизировали процесс обработки информации.

Сообщения учащихся:

  • Телекоммуникационные средства связи
  • Интернет (как объединение всех сетей)
  • Какое влияние информационных технологий на развитие общества?

4. Учитель физики о НТР и его будущем

Ну и конечно, если средства связи могут служить основой информации, это новые технологии, служат для развития средств связи, например:

Сообщения учащихся:

  • Волоконная связь.
  • Лазерная связь.
  • Сотовая связь.

5. Учитель обществознания

Итак, мы рассмотрели все технологические революции, известные в истории человечества и развитие средств связи в течение XX столетия.

Давайте вернемся к началу урока и основному вопросу темы.

Подойдем к ответу на этот вопрос с позиции социологов, экономистов, экологов, определяя экономические и социальные последствия НТР, НТП и экологическая альтернатива, противоречия НТР.

Голевая игра (учащиеся выступают в роли социолога, экономиста, эколога)  определяя экономические, социальные и экологические последствия технологической революции, НТР; моделируют социальный прогноз перспектив человечества  с учетом исходной модели

  • оптимистический прогноз (“научно-технический оптимизм”)
  • пессимистический прогноз (“экологический пессимизм”)

Обобщение и вывод

Достижения XX столетия принесли человечеству не только блага. Небывалые по масштабам и жертвам войны, немыслимые прежде виды и системы оружия, неведомые болезни, экологические…и другие глобальные проблемы. Ответственность науки перед обществом! Последствия!?!

Какие средства связи вы бы взяли с собой в XXI век?
Пофантазируйте, придумайте свое средство связи

Закрепление материала

Выполнение учащимися задания (самопроверка)

Учителем обществознания приводятся названия изобретений, приборов, агрегатов, машин, механизмов, введенных человеком в ходе радикальных преобразований. Учащимся предлагается выписать их и расположить в три столбика в зависимости от соответствия той или иной технологической волне.

Правильный ответ:

I волна

II волна

IIi волна

паровой двигатель
механическая прялка
ткацкий станок

применение электроэнергии
электрический двигатель
телефон
радио
изготовление синтетических материалов
самолет
автомобиль

компьютер
лазер
атомный реактор
телекоммуникации

Подвести итоги урока.

Звучит песня “Прощай, XX век”.

Приложение