Интегрированное занятие на тему "Сказка, в гости заходи" в старшей группе

Разделы: Работа с дошкольниками


“Вечером слушаю сказки – и вознаграждаю
тем недостатки проклятого своего воспитания.
Что за прелесть эти сказки. Каждая есть поэма!”

(А.С.Пушкин В письме брату Льву из Михайловской ссылке 1824г.)

Программное содержание:

  1. Формировать любовь к народному творчеству, родному языку, живому, образному, точному слову, доставляя ребёнку эстетическое наслаждение.
  2. Анализировать содержание сказки и устанавливать связь содержания с каким-либо метким выражением (пословица, поговорка, приговорка).
  3. Использовать сказочный приём – приём, “прозвищ”
  4. Научить ребёнка правильно использовать заместители, как образами.
  5. Познакомить с композицией сказки: присказка, зачин, завязка, концовка.
  6. Приучать детей мыслить, определять значение каждого произведения, находить в ней поучение.

Предварительная работа:

  1. Чтение и прослушивание грамзаписи народных и авторских сказок “Теремок”, “Гуси лебеди”. Крылатый, мохнатый, да масляный, “Телефон” К.И.Чуковского.
  2. Выставка рисунков по сказкам.
  3. Подготовка геометрических фигур для моделирования сказок.
  4. Заучивание детьми загадок.
  5. Создание игровой среды.

Ход занятия

Сказочное времечко,
Времечко желанное
Тихо начинается
Сказка долгожданная
Поведут тропиночки
Нас в края далекие
Через чащи темные
И моря глубокие
Царство тридесятое
Чудесами славится
Но со злыми чарами
Мы сумеем справиться
Пусть чинят препятствия
Силы зла старательно
Победит все доброе
В сказке обязательно.

Ребята, а вы сказки любите? Приветствую вас на пороге сказки.

Ну тогда заходите, да слушайте.

“Было это там, где и не было за морем аккурат да ещё три шага назад, в такую, голубчики, старину, когда люди решили залезть на луну, когда сказки по воздуху летали да друг дружку за крылышки хватали, а я за ними на жар-птице летала да в мешок все сказки собирала… ”

I. В сказках у каждого героя используется прозвище. Возьмите заместителя и назовите прозвище сказочных героев (лягушка, петушок, коза, мышка, лисичка, мишка, котик, зайчик)

  1. Лягушка – попрыгушка
    Лягушка – квакушка
  2. Серый волк – волчок
    Волчок – драный бочок
    Волк – волчок шерстяной бочок
  3. Коза – рогатая
    Коза – дереза
    Коза черные глаза, кривая нога, острые рога
    Коза хлопота
    Козлятушки – ребятушки
    Серенький козлик
  4. Мишка – топтыжка
    Медведь – лежебока
    Медведюшка – батюшка
    Медведь – богатырь
    Мишка – косолапый
    Мишка – плишка – коротышка
  5. Лисичка – сестричка
    Рыжая лисица
    Лисонька – лиса
    Рыжая плутовка
    Лисонька – лиса, ненаглядная краса.
    Лиса – кумушка,
    Лиса – при беседе краса.
  6. Мышка – норушка
    Мышка – поскребушка
    Мышка – погрызуха
    Маленькая серенькая мышка.
  7. Петушок – золотой гребешок
    Петушок – красный гребешок
    Петенька – петух
    Петя – петушок.
  8. Зайчик – побегайчик
    Заюнок – кривоног – по горке скок
    Зайчишка – трусишка.
  9. Котик серый, хвостик белый
    Котик – коток кудрявый лобок
    Котя – серенький лобок
    Мурлыка – кот
    Кисонька – мурысенька
    Котишко – мурлышко – серый лобишко.

По окончании включается музыка и дети выполняют подражательные движения героев литературных произведений.

II. Сказка в гости к нам стучится,

Скажем сказке: “Заходи”
В сказке может всё случиться
Что же будет впереди?

Сказка – это произведения, которые слушают. Бабушка или мама, или артист со сцены рассказывает вам сказку вслух, а вы сидите смирно, ничего не говорите и слушайте. Скажите, как обычно начинается сказка?

С зачина.

  1. В некиим царстве, в некиим государстве жил – был …..
  2. Жили старик со старухой……
  3. Жил да был – себе старик со старухою, бедные, бедные….
  4. Жил был старик….
  5. Жили были дед да баба…
  6. В некотором царстве, в некотором государстве жил да был царь, и было у него три сына….
  7. Есть на свете люди хорошие, есть и похуже, есть и такие…
  8. На лесной опушке, в тепленькой избушке, жили – были …
  9. Есть на свете люди хорошие, есть и похуже, есть и такие, которые своего брата не стыдятся…
  10. Жили – были бабушка – старушка, внучка – хохотушку, курочка – клохтушка и мышка – норушка.
  11. Далеко – далеко, за морями, за лесами и ещё за высокой горой, в маленьком городе жили – были…
  12. Было это ещё в старое недоброе время…
  13. Жили – старик со старухой, у них была дочка Алёнушка и братец Иванушка…
  14. В некотором царстве, в некотором государстве жил – был …
  15. В некотором царстве в некотором государстве снег горел соломой тушили, много народу покрушили, но тем дела не решили..
  16. В некотором царстве, за тридевять земель, в тридесятом государстве жил – был…
  17. Было это давным – давно, в едва памятные времена…

А вот что означает “присказка” не знаете. Это вроде ещё и не сказка, а так подготовка к ней, разминка. Послушайте присказку: “– Начинается сказка, начинается побаска – сказка добрая, повесть долгая, не от сивки, не от бурки, не от вещего каурки, не от молодецкого посвисту, не от бабьего покрику…”

Это вроде ещё и не сказка, а так подготовка к ней, разминка и кончается словами: это ещё не сказка, а присказка сказка ещё впереди.

– Вот диво – так диво! На море, на океане, на острове Буяне стоит дерево – золотые маковки. По этому дереву ходит кот Баюн: вверх идет – песню заводит, вниз идет – сказки сказывает.

– Начинается сказка, начинается побаска – сказка добрая, повесть долгая, не от сивки, не от бурки, не от вещего каурки, не от молодецкого посвисту, не от бабьего покрику.

– В тридевятом царстве, в тридесятом государстве снег горел, соломой тушили, много народу покрушили, тем дела не порешили.

– Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается. Сказываются сказки стариками да старушками на утешенье, молодым людям на поученье, а малым ребятам на послушанье. Из сказки слова не выкинешь, а что было, то и быльем поросло.

“– Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается. Сказываются сказки стариками да старушками на утешенье, молодым людям на поученье, а малым ребятам на послушанье. Из сказки слова не выкинешь. Это только присказка, а сказка впереди”

Присказка может быть чудесная, а может быть веселая, потешная. И кончается словами: это ещё не сказка, а присказка, сказка вся впереди дальше в сказке, что идет?

Завязка

  • И прошло тому немало времени; скоро сказка сказывается: не скоро дело делается!
  • Не скоро дело делается, скоро сказка сказывается.
  • Долго ли, коротко тот сон длился – неведомо…
  • Долго ли шел, коротко ли, близко ли, далеко ли – скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается.
  • Долго ли, коротко ли, низко ли, высоко ли…
  • Да не простое, а золотое.

Концовка

  • Я сама там была пиво – мед пила, по усам текло, да в рот не попало.
  • Сказка вся, больше врать нельзя
  • С тех пор стали они жить славно…
  • Жили долго и счастливо до глубокой старости.
  • Сказке ложь, да в ней намек! Добрым молодцам урок (А.С.Пушкин)
  • А на том мой сказ и кончается.
  • Так они живут, пряники жуют, медком запивают, нас с вами вспоминают.
  • И стала она в добре поживать, лиха не знать.
  • Стали себе жить – поживать, добра наживать да медок попивать.
  • Вот вам и сказочка, а мне бубликов вязочка.
  • И стали они жить дружно, в любви и согласии.
  • И никто с начала мира, не видал такого пира; Я там был мед, пиво пил, да усы лишь обмочил (А.С.Пушкин).
  • Тут и сказке конец, а кто слушал – молодец и т.д.
  • Сказка вся, больше врать нельзя
  • Стали они жить – поживать, да горя не знать.
  • Я сама там была, мед пила по усам текло, да в рот не попало.
  • И сейчас живут, чай попивают, пряниками заедают…
  • На этом и сказка вся…

III. К каждой сказке можно подобрать пословицу, поговорку: (взаимосвязь содержание сказки и малой фольклорной формы).

Можно сказать: в сказках есть всё, да в руках ничего нет.

“Курочка ряба”

Может разбиться, может и свариться, ну, а если захотеть в птицу превратиться.

 

“Колобок”

  • Новых друзей наживай, а старых не забывай
  • Доверяй, но проверяй
  • Не верь речам, где меду слишком, не будь самоуверен слишком.

“Репка”

  • Без заботы и репу не вырастить.
  • Конец – делу венец.
  • Мала капля, а большое дело делает
  • Дружба дороже всего.

“Волк и козлята”

  • “Страшись волка в овечьей шкуре”
  • Бояться волков – быть без грибков

“Гуси – лебеди”

  • Сумел ошибиться, сумей и исправиться.
  • Долг платежом красен.

Круглый, мохнатый, “масляный”

Так всегда бывает, когда один на другого кивает, а своё дело делать не хочет.

“Маша и медведь”

Не сиди на печи, не жди калачи

“Жихарка”

Кто любит трудиться, тому без дела не сидится
“Теремок”, “Рукавичка” В тесноте, да не в обиде.
“Сестрица Алёнушка и братец Иванушка” Всему своё время

IV. Сказка по свету идет,
Всех нас за руку ведет
Сказка – умница и прелесть –
С нами рядышком живет.

Музыкально-театрализованная игра “Бабка – Ёжка” – физкультурная пауза.

Дети водят хоровод вокруг взрослого и поют дразнилку:

Дети (хором)

Бабка Ежка – костяная ножка
С печки упала
Ноженьку сломала
А потом и говорит:

Баба – Яга – У меня нога болит

Дети – (поочерёдно)

Пошла на улицу – раздавила курицу
Пошла на лужайку – напугала зайку
Пошла в детский сад – рассмешила всех ребят (смеются)

Баба – Яга –

А –а-а, вы вздумали смеяться?
Над ягою потешаться
Да я, если захочу,
Вас в деревья превращу.
Топает ногой, дети замирают в разных позах

Баба – Яга с довольным видом ходит среди них (звучит грустная музыка)

Баба – Яга

Да я, если захочу
Вас в лягушек превращу! (Топает ногой, дети скачут под музыку как лягушки) Баба – Яга с довольным видом посматривает на них.

Баба – Яга

Да я, если захочу
Вас в собачек превращу.

Топает ногой, дети рычат, наступают на неё.

Баба – Яга – А-а-а вы кусаться
Придется убираться. Убегает. Дети садятся на место.

V. Недаром дети любят сказку
Ведь сказка тем и хороша…
Что в ней счастливую развязку
Уже предчувствует душа.

(В.Берестов)

Показ пальчикового деревянного театра “Теремок” (Смотри приложение)

Обратите внимание на то, как просятся звери в теремок. Они не просто называют себя, но и непременно сообщают, что умеют делать, чем могут быть полезны другим.

VI. Загадки про сказки – загадывают дети. (Смотри приложение)

VII. “Что лишнее?” Воспитатель называет несколько слов, которые встречаются в задуманной сказке, одно из которых к её содержанию не относится. Другие указывают сказку и называют лишнее слово.

  • Лиса, заяц, избушка, дворец, собака, петух (“Лиса и заяц”)
  • Дед, бабка, внучка, репка, огурец (“Репка”)
  • Машенька, утки, Ванюша, Баба – яга , гуси – лебеди (“Гуси – лебеди” )

VIII. “Назови сказку”

  • Царь, три сына, болото, лягушка (“Царевна – лягушка”)
  • Царь, три сына, Сивка – Бурка, Царевна (“Сивка – Бурка”)
  • Три сына, Иванушка, Царевна, Конек – Горбунок (“Конек – Горбунок”)
  • Отец , мачеха, три дочери, царь, принцесса (“Золушка”)

IX. Изобразительная деятельность: Составление книжки – малышки “Курочка Ряба” – аппликация

X. Анализ занятия. Подарки детям сказочной автоколлекции. (Бармалёпель, Буратинти, Муррседес, Лягуар и др.)

Со сказками все дружат
И сказки дружат с каждым
Они необходимы
Как солнышка привет
Кто любит слушать сказки
Тому они расскажут
О том, что может было
А может быть и нет.

Список литературы:

  • Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения №5/2009
  • Дошкольная педагогика (август)2009
  • Детский сад со всех сторон №30 (66) август 2001 “Игры и изобретения. Вячеслава Воскобовича”
  • “Дошкольное воспитание” Взаимосвязь содержания сказки и малой фольклорной формы (разработана воспитателем МДОУ № 27 О.Обросовой)
  • Русские народные сказки.
  • Н.В. Иванова, Е.Ю. Бардинова, А.М. Калинина. Социальное развитие детей в ДОУ: Методическое пособие.– М: ТЦ Сфера, 2008г. С.61.

Приложение 1

Приложение 2