“Вечером слушаю сказки – и
вознаграждаю
тем недостатки проклятого своего воспитания.
Что за прелесть эти сказки. Каждая есть поэма!”
(А.С.Пушкин В письме брату Льву из Михайловской ссылке 1824г.)
Программное содержание:
- Формировать любовь к народному творчеству, родному языку, живому, образному, точному слову, доставляя ребёнку эстетическое наслаждение.
- Анализировать содержание сказки и устанавливать связь содержания с каким-либо метким выражением (пословица, поговорка, приговорка).
- Использовать сказочный приём – приём, “прозвищ”
- Научить ребёнка правильно использовать заместители, как образами.
- Познакомить с композицией сказки: присказка, зачин, завязка, концовка.
- Приучать детей мыслить, определять значение каждого произведения, находить в ней поучение.
Предварительная работа:
- Чтение и прослушивание грамзаписи народных и авторских сказок “Теремок”, “Гуси лебеди”. Крылатый, мохнатый, да масляный, “Телефон” К.И.Чуковского.
- Выставка рисунков по сказкам.
- Подготовка геометрических фигур для моделирования сказок.
- Заучивание детьми загадок.
- Создание игровой среды.
Ход занятия
Сказочное времечко,
Времечко желанное
Тихо начинается
Сказка долгожданная
Поведут тропиночки
Нас в края далекие
Через чащи темные
И моря глубокие
Царство тридесятое
Чудесами славится
Но со злыми чарами
Мы сумеем справиться
Пусть чинят препятствия
Силы зла старательно
Победит все доброе
В сказке обязательно.
Ребята, а вы сказки любите? Приветствую вас на пороге сказки.
Ну тогда заходите, да слушайте.
“Было это там, где и не было за морем аккурат да ещё три шага назад, в такую, голубчики, старину, когда люди решили залезть на луну, когда сказки по воздуху летали да друг дружку за крылышки хватали, а я за ними на жар-птице летала да в мешок все сказки собирала… ”
I. В сказках у каждого героя используется прозвище. Возьмите заместителя и назовите прозвище сказочных героев (лягушка, петушок, коза, мышка, лисичка, мишка, котик, зайчик)
- Лягушка – попрыгушка
Лягушка – квакушка - Серый волк – волчок
Волчок – драный бочок
Волк – волчок шерстяной бочок - Коза – рогатая
Коза – дереза
Коза черные глаза, кривая нога, острые рога
Коза хлопота
Козлятушки – ребятушки
Серенький козлик - Мишка – топтыжка
Медведь – лежебока
Медведюшка – батюшка
Медведь – богатырь
Мишка – косолапый
Мишка – плишка – коротышка - Лисичка – сестричка
Рыжая лисица
Лисонька – лиса
Рыжая плутовка
Лисонька – лиса, ненаглядная краса.
Лиса – кумушка,
Лиса – при беседе краса. - Мышка – норушка
Мышка – поскребушка
Мышка – погрызуха
Маленькая серенькая мышка. - Петушок – золотой гребешок
Петушок – красный гребешок
Петенька – петух
Петя – петушок. - Зайчик – побегайчик
Заюнок – кривоног – по горке скок
Зайчишка – трусишка. - Котик серый, хвостик белый
Котик – коток кудрявый лобок
Котя – серенький лобок
Мурлыка – кот
Кисонька – мурысенька
Котишко – мурлышко – серый лобишко.
По окончании включается музыка и дети выполняют подражательные движения героев литературных произведений.
II. Сказка в гости к нам стучится,
Скажем сказке: “Заходи”
В сказке может всё случиться
Что же будет впереди?
Сказка – это произведения, которые слушают. Бабушка или мама, или артист со сцены рассказывает вам сказку вслух, а вы сидите смирно, ничего не говорите и слушайте. Скажите, как обычно начинается сказка?
С зачина.
- В некиим царстве, в некиим государстве жил – был …..
- Жили старик со старухой……
- Жил да был – себе старик со старухою, бедные, бедные….
- Жил был старик….
- Жили были дед да баба…
- В некотором царстве, в некотором государстве жил да был царь, и было у него три сына….
- Есть на свете люди хорошие, есть и похуже, есть и такие…
- На лесной опушке, в тепленькой избушке, жили – были …
- Есть на свете люди хорошие, есть и похуже, есть и такие, которые своего брата не стыдятся…
- Жили – были бабушка – старушка, внучка – хохотушку, курочка – клохтушка и мышка – норушка.
- Далеко – далеко, за морями, за лесами и ещё за высокой горой, в маленьком городе жили – были…
- Было это ещё в старое недоброе время…
- Жили – старик со старухой, у них была дочка Алёнушка и братец Иванушка…
- В некотором царстве, в некотором государстве жил – был …
- В некотором царстве в некотором государстве снег горел соломой тушили, много народу покрушили, но тем дела не решили..
- В некотором царстве, за тридевять земель, в тридесятом государстве жил – был…
- Было это давным – давно, в едва памятные времена…
А вот что означает “присказка” не знаете. Это вроде ещё и не сказка, а так подготовка к ней, разминка. Послушайте присказку: “– Начинается сказка, начинается побаска – сказка добрая, повесть долгая, не от сивки, не от бурки, не от вещего каурки, не от молодецкого посвисту, не от бабьего покрику…”
Это вроде ещё и не сказка, а так подготовка к ней, разминка и кончается словами: это ещё не сказка, а присказка сказка ещё впереди.
– Вот диво – так диво! На море, на океане, на острове Буяне стоит дерево – золотые маковки. По этому дереву ходит кот Баюн: вверх идет – песню заводит, вниз идет – сказки сказывает.
– Начинается сказка, начинается побаска – сказка добрая, повесть долгая, не от сивки, не от бурки, не от вещего каурки, не от молодецкого посвисту, не от бабьего покрику.
– В тридевятом царстве, в тридесятом государстве снег горел, соломой тушили, много народу покрушили, тем дела не порешили.
– Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается. Сказываются сказки стариками да старушками на утешенье, молодым людям на поученье, а малым ребятам на послушанье. Из сказки слова не выкинешь, а что было, то и быльем поросло.
“– Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается. Сказываются сказки стариками да старушками на утешенье, молодым людям на поученье, а малым ребятам на послушанье. Из сказки слова не выкинешь. Это только присказка, а сказка впереди”
Присказка может быть чудесная, а может быть веселая, потешная. И кончается словами: это ещё не сказка, а присказка, сказка вся впереди дальше в сказке, что идет?
Завязка
- И прошло тому немало времени; скоро сказка сказывается: не скоро дело делается!
- Не скоро дело делается, скоро сказка сказывается.
- Долго ли, коротко тот сон длился – неведомо…
- Долго ли шел, коротко ли, близко ли, далеко ли – скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается.
- Долго ли, коротко ли, низко ли, высоко ли…
- Да не простое, а золотое.
Концовка
- Я сама там была пиво – мед пила, по усам текло, да в рот не попало.
- Сказка вся, больше врать нельзя
- С тех пор стали они жить славно…
- Жили долго и счастливо до глубокой старости.
- Сказке ложь, да в ней намек! Добрым молодцам урок (А.С.Пушкин)
- А на том мой сказ и кончается.
- Так они живут, пряники жуют, медком запивают, нас с вами вспоминают.
- И стала она в добре поживать, лиха не знать.
- Стали себе жить – поживать, добра наживать да медок попивать.
- Вот вам и сказочка, а мне бубликов вязочка.
- И стали они жить дружно, в любви и согласии.
- И никто с начала мира, не видал такого пира; Я там был мед, пиво пил, да усы лишь обмочил (А.С.Пушкин).
- Тут и сказке конец, а кто слушал – молодец и т.д.
- Сказка вся, больше врать нельзя
- Стали они жить – поживать, да горя не знать.
- Я сама там была, мед пила по усам текло, да в рот не попало.
- И сейчас живут, чай попивают, пряниками заедают…
- На этом и сказка вся…
III. К каждой сказке можно подобрать пословицу, поговорку: (взаимосвязь содержание сказки и малой фольклорной формы).
Можно сказать: в сказках есть всё, да в руках ничего нет.
“Курочка ряба” |
Может разбиться, может и свариться, ну, а если захотеть в птицу превратиться. |
“Колобок” |
|
“Репка” |
|
“Волк и козлята” |
|
“Гуси – лебеди” |
|
Круглый, мохнатый, “масляный” |
Так всегда бывает, когда один на другого кивает, а своё дело делать не хочет. |
“Маша и медведь” |
Не сиди на печи, не жди калачи |
“Жихарка” |
Кто любит трудиться, тому без дела не сидится |
“Теремок”, “Рукавичка” | В тесноте, да не в обиде. |
“Сестрица Алёнушка и братец Иванушка” | Всему своё время |
IV. Сказка по свету идет,
Всех нас за руку ведет
Сказка – умница и прелесть –
С нами рядышком живет.
Музыкально-театрализованная игра “Бабка – Ёжка” – физкультурная пауза.
Дети водят хоровод вокруг взрослого и поют дразнилку:
Дети (хором)
Бабка Ежка – костяная ножка
С печки упала
Ноженьку сломала
А потом и говорит:
Баба – Яга – У меня нога болит
Дети – (поочерёдно)
Пошла на улицу – раздавила курицу
Пошла на лужайку – напугала зайку
Пошла в детский сад – рассмешила всех ребят (смеются)
Баба – Яга –
А –а-а, вы вздумали смеяться?
Над ягою потешаться
Да я, если захочу,
Вас в деревья превращу.
Топает ногой, дети замирают в разных позах
Баба – Яга с довольным видом ходит среди них (звучит грустная музыка)
Баба – Яга –
Да я, если захочу
Вас в лягушек превращу! (Топает ногой, дети скачут под музыку как лягушки) Баба – Яга с довольным видом посматривает на них.
Баба – Яга –
Да я, если захочу
Вас в собачек превращу.
Топает ногой, дети рычат, наступают на неё.
Баба – Яга – А-а-а вы кусаться
Придется убираться. Убегает. Дети садятся на место.
V. Недаром дети любят сказку
Ведь сказка тем и хороша…
Что в ней счастливую развязку
Уже предчувствует душа.
(В.Берестов)
Показ пальчикового деревянного театра “Теремок” (Смотри приложение)
Обратите внимание на то, как просятся звери в теремок. Они не просто называют себя, но и непременно сообщают, что умеют делать, чем могут быть полезны другим.
VI. Загадки про сказки – загадывают дети. (Смотри приложение)
VII. “Что лишнее?” Воспитатель называет несколько слов, которые встречаются в задуманной сказке, одно из которых к её содержанию не относится. Другие указывают сказку и называют лишнее слово.
- Лиса, заяц, избушка, дворец, собака, петух (“Лиса и заяц”)
- Дед, бабка, внучка, репка, огурец (“Репка”)
- Машенька, утки, Ванюша, Баба – яга , гуси – лебеди (“Гуси – лебеди” )
VIII. “Назови сказку”
- Царь, три сына, болото, лягушка (“Царевна – лягушка”)
- Царь, три сына, Сивка – Бурка, Царевна (“Сивка – Бурка”)
- Три сына, Иванушка, Царевна, Конек – Горбунок (“Конек – Горбунок”)
- Отец , мачеха, три дочери, царь, принцесса (“Золушка”)
IX. Изобразительная деятельность: Составление книжки – малышки “Курочка Ряба” – аппликация
X. Анализ занятия. Подарки детям сказочной автоколлекции. (Бармалёпель, Буратинти, Муррседес, Лягуар и др.)
Со сказками все дружат
И сказки дружат с каждым
Они необходимы
Как солнышка привет
Кто любит слушать сказки
Тому они расскажут
О том, что может было
А может быть и нет.
Список литературы:
- Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения №5/2009
- Дошкольная педагогика (август)2009
- Детский сад со всех сторон №30 (66) август 2001 “Игры и изобретения. Вячеслава Воскобовича”
- “Дошкольное воспитание” Взаимосвязь содержания сказки и малой фольклорной формы (разработана воспитателем МДОУ № 27 О.Обросовой)
- Русские народные сказки.
- Н.В. Иванова, Е.Ю. Бардинова, А.М. Калинина. Социальное развитие детей в ДОУ: Методическое пособие.– М: ТЦ Сфера, 2008г. С.61.