Цели урока:
- сформировать у учащихся понятие о выталкивающей силе и важнейших свойствах воды – несжимаемости, воде как растворителе;
- развивать коммуникативные умения, навыки работы в малых группах;
- воспитывать сотрудничество; прививать интерес к предмету.
Оборудование: учебник А.А.Вахрушев “Окружающий мир” 4-й класс, оборудование для опытов по изучению выталкивающей силы воды, плавания дерева и железа, фильтр для изучения фильтрации, шприц, соль, сода, глина, чай – для изучения воды как растворителя.
Ход урока
1.Актуализация.
– Я хочу начать наш урок с обращения к Библии. Послушайте и скажите, о каком элементе мироздания мы будем сегодня говорить.
О первом дне творения сказано в Писании: Земля же была безвидна и пуста, и Дух Божий носился над водой. На второй день творения сказал Господь: Да будет твердь посреди воды, и да отделяет она воду от воды. И в третий день изрек Творческий Глагол: Да соберется вода, которая под небом, в одно место, и да явится суша… И назвал Бог сушу землею, а собрание вод назвал морями. И увидел Бог, что это хорошо.
– О каком из элементов мироздания идет речь?
– Какова же тема урока? (на доске запись “Вода”)
(Просмотр 1 слайда)
– Кто создал воду в таком виде как знаем мы? Это …
– А для чего?
– Для чего нужна вода живым организмам?
– В каких состояниях бывает вода?
(На доске продолжаем составлять схему:
Вода
состояние:
твердое
жидкое
газообразное)
– Какие природные явления связаны с переходом воды из одного состояния в другое? (роса, туман, тучи, дождь, снег, град, лавина, ледоход, наводнение)
(Слайды 2 -5)
– Опишите свойства воды (на доске – не имеет:
цвета
запаха
вкуса)
– Какие предметы тонут в воде, а какие нет? Почему? (гипотезы записать на доске)
2.Совместное открытие знаний.
Опыт №1: погрузите в стакан с водою кусочек дерева, железа.
– Что можете сказать? (плотность дерева меньше плотности воды, поэтому оно плавает)
– Как называется это свойство? (выталкивающая сила)
– Как человек использует это свойство? (строительство кораблей)
Опыт №2: (работа по группам)
– Погрузите в стакан с водою соль (сахар, чай, марганцовку, соду, порошок)
– Что видите?
– Как называется это свойство? (вода – растворитель)
– Все ли вещества могут растворяться в воде?
– Погрузите в стакан с водой кусочек глины. Что видите?
– Как очистить воду? (фильтр)
– Очистите воду с помощью фильтра. Опыт №3.
Физ. пауза ( прием фиточая, упражнения)
Опыт №4:
Наберите воды в шприц, закройте пальцем конец, попробуйте сжать. Что это за свойство? (несжимаемость)
– Благодаря этому свойству тела живых организмов поддерживают форму. Особенное значение это имеет для растений, у которых нет скелета.
– На этом же свойстве основано действие термометра. Учебник стр.85.
– Ученые открыли много свойств воды. Вот одно из них. Около воды играли музыку разных композиторов. Вот что получилось. (Слайд 6)
– Что это за свойство?
– Как человек использует воду для укрепления здоровья?
1)Закаливание – это самое доступное средство для укрепления и сохранения здоровья.
Закаливание:
обтирание
обливание
купание
2)Ароматерапия.
3)Вода может возвращать память. (Слайд №7)
– Необходимая нам в повседневной жизни вода имеет и наивысшее значение, ей бывает свойственна особая целебная сила, о чем неоднократно говорится в Священном Писании.
Современник пророка Елисея Нееман окунулся в Иордане семь раз, но по слову человека Божия, и обновилось тело его, как тело малого ребенка, и очистился.
В Евангелии от Иоанна говорится о купальне у Овечьих ворот, куда ангел Господень по временам сходил… и возмущал воду; и кто первый входил в нее по возмущении воды, тот выздоравливал, какою бы ни был одержим болезнью.
Умывшись в купальне Силоам (что значит посланный), по слову Христа Спасителя, прозрел слепорожденный.
Все православные люди знают, что очищение происходит при …? (крещении)
(Слайд №8)
Физминутка “Вода”
3. Совместное применение знаний.
– Сегодня на уроке мы говорили о свойствах воды. Попробуйте вспомнить все свойства и выполнить задания на карточках (работа в парах).
(Слайд №9)
1.Что произойдет с банкой консервов, если ее, не вскрывая, поставить разогреваться на плиту?
2.Какое свойство воды используется при стирке?
__________________________________________________________________
3.Что заставляет крышку кастрюли греметь и подпрыгивать?
__________________________________________________________________
4.Подчеркни названия веществ, которые можно растворить в воде.
Песок, сода, глина, стиральный порошок, соль, сахар, мед, железо, пластилин, масло, бензин, серебро, воск.
5.Приведи 2– 3 примера других веществ, которые нерастворимы в воде.
__________________________________________________________________
6.Нарисуй камень, обрезок доски, гвоздь и железную миску в аквариуме. Где окажется каждый из них: на поверхности или на дне?
4. Подведение итогов.
Обмен мнениями по выполненным заданиям.
– Что нового узнали на уроке? (Слайд №10)