Урок по окружающему миру "Вода. Как человек использует свойства воды"

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

  • сформировать у учащихся понятие о выталкивающей силе и важнейших свойствах воды – несжимаемости, воде как растворителе;
  • развивать коммуникативные умения, навыки работы в малых группах;
  • воспитывать сотрудничество; прививать интерес к предмету.

Оборудование: учебник А.А.Вахрушев “Окружающий мир” 4-й класс, оборудование для опытов по изучению выталкивающей силы воды, плавания дерева и железа, фильтр для изучения фильтрации, шприц, соль, сода, глина, чай – для изучения воды как растворителя.

Ход урока

1.Актуализация.

– Я хочу начать наш урок с обращения к Библии. Послушайте и скажите, о каком элементе мироздания мы будем сегодня говорить.

О первом дне творения сказано в Писании: Земля же была безвидна и пуста, и Дух Божий носился над водой. На второй день творения сказал Господь: Да будет твердь посреди воды, и да отделяет она воду от воды. И в третий день изрек Творческий Глагол: Да соберется вода, которая под небом, в одно место, и да явится суша… И назвал Бог сушу землею, а собрание вод назвал морями. И увидел Бог, что это хорошо.

– О каком из элементов мироздания идет речь?

– Какова же тема урока? (на доске запись “Вода”)

(Просмотр 1 слайда)

– Кто создал воду в таком виде как знаем мы? Это …

– А для чего?

– Для чего нужна вода живым организмам?

– В каких состояниях бывает вода?

(На доске продолжаем составлять схему:

Вода

состояние:
твердое
жидкое
газообразное)

– Какие природные явления связаны с переходом воды из одного состояния в другое? (роса, туман, тучи, дождь, снег, град, лавина, ледоход, наводнение)

(Слайды 2 -5)

– Опишите свойства воды (на доске – не имеет:

цвета
запаха
вкуса)

– Какие предметы тонут в воде, а какие нет? Почему? (гипотезы записать на доске)

2.Совместное открытие знаний.

Опыт №1: погрузите в стакан с водою кусочек дерева, железа.

– Что можете сказать? (плотность дерева меньше плотности воды, поэтому оно плавает)

– Как называется это свойство? (выталкивающая сила)

– Как человек использует это свойство? (строительство кораблей)

Опыт №2: (работа по группам)

– Погрузите в стакан с водою соль (сахар, чай, марганцовку, соду, порошок)

– Что видите?

– Как называется это свойство? (вода – растворитель)

– Все ли вещества могут растворяться в воде?

– Погрузите в стакан с водой кусочек глины. Что видите?

– Как очистить воду? (фильтр)

– Очистите воду с помощью фильтра. Опыт №3.

Физ. пауза ( прием фиточая, упражнения)

Опыт №4:

Наберите воды в шприц, закройте пальцем конец, попробуйте сжать. Что это за свойство? (несжимаемость)

– Благодаря этому свойству тела живых организмов поддерживают форму. Особенное значение это имеет для растений, у которых нет скелета.

– На этом же свойстве основано действие термометра. Учебник стр.85.

– Ученые открыли много свойств воды. Вот одно из них. Около воды играли музыку разных композиторов. Вот что получилось. (Слайд 6)

– Что это за свойство?

– Как человек использует воду для укрепления здоровья?

1)Закаливание – это самое доступное средство для укрепления и сохранения здоровья.

Закаливание:

обтирание
обливание
купание

2)Ароматерапия.

3)Вода может возвращать память. (Слайд №7)

Необходимая нам в повседневной жизни вода имеет и наивысшее значение, ей бывает свойственна особая целебная сила, о чем неоднократно говорится в Священном Писании.

Современник пророка Елисея Нееман окунулся в Иордане семь раз, но по слову человека Божия, и обновилось тело его, как тело малого ребенка, и очистился.

В Евангелии от Иоанна говорится о купальне у Овечьих ворот, куда ангел Господень по временам сходил… и возмущал воду; и кто первый входил в нее по возмущении воды, тот выздоравливал, какою бы ни был одержим болезнью.

Умывшись в купальне Силоам (что значит посланный), по слову Христа Спасителя, прозрел слепорожденный.

Все православные люди знают, что очищение происходит при …? (крещении)

(Слайд №8)

Физминутка “Вода”

3. Совместное применение знаний.

– Сегодня на уроке мы говорили о свойствах воды. Попробуйте вспомнить все свойства и выполнить задания на карточках (работа в парах).

(Слайд №9)

1.Что произойдет с банкой консервов, если ее, не вскрывая, поставить разогреваться на плиту?

2.Какое свойство воды используется при стирке?

__________________________________________________________________

3.Что заставляет крышку кастрюли греметь и подпрыгивать?

__________________________________________________________________

4.Подчеркни названия веществ, которые можно растворить в воде.

Песок, сода, глина, стиральный порошок, соль, сахар, мед, железо, пластилин, масло, бензин, серебро, воск.

5.Приведи 2– 3 примера других веществ, которые нерастворимы в воде.

__________________________________________________________________

6.Нарисуй камень, обрезок доски, гвоздь и железную миску в аквариуме. Где окажется каждый из них: на поверхности или на дне?

4. Подведение итогов.

Обмен мнениями по выполненным заданиям.

– Что нового узнали на уроке? (Слайд №10)

5. Домашнее задание: подготовить сообщение “Как человек использует свойства воды”.

Приложения