Основные цели урока:
1. Ввести число 7, цифру 7; разобрать состав числа 7. 2. Закрепить взаимосвязь между частью и целым, сложение и вычитание на числовом отрезке. 3. Развивать вычислительные навыки, мышление, речь, познавательные интересы.
Структура урока
I. Организационный момент
II. Устный счет
III. Постановка учебной задачи
- Взаимосвязь между частью и целым.
- Постановка проблемы. Целеполагание.
IV. “Открытие” детьми нового знания.
- Место числа 7 в натуральном ряду чисел, сведения о числе 7.
- Пропись в тетрадях цифры 7.
- Сравнение фигур.
- Работа над неравенством.
- Решение задачи в стихах.
V. Физкультминутка.
VI. Первичное закрепление
.- Конструирование.
- Состав числа 7.
- Выполнение № 1с.2
- оллективная работа-№3 с.2
VII. Самостоятельная работа с проверкой в классе
1. Выполнение № 5с. 3
2.Закрепление представлений о числе 7.
Загадка.
VIII. Подведение итогов урока.
Оборудование:
Рисунки гномиков, счётный материал “грибы”, модель отрезка, числовой отрезок, линейки 20 см, “домик” из геометрического материала, учебник “Математика”-1класс, тетради, магнитофон, наглядность для физкультминутки.
Ход урока
I. Организационный момент.
Ты готов начать урок? Ну-ка, проверь, дружок. Все ль на месте, все ль в порядке, Ручка, книжка и тетрадка? Все ли правильно сидят? Все ль правильно глядят?
II. Устный счет.
(Слайд 1)За холмом у реки жили гномики. Пышка и Крошка. Пышка был высокий, толстенький, а Крошка – маленький, умный, на все руки мастер. Пышка хотел быть таким же умным как Крошка, всё у него спрашивал. Однажды он попросил научить его считать до 20. А вы, ребята, умеете?
1. – Счёт до 20 вперёд и обратно. – Сосчитайте от 6 до 11, от 14 до 5. – Назовите предыдущее число 8, 13. Как получить предыдущее число?(-1) – Назовите последующее число 6, 19. Как получить последующее число?(+1) – Назовите число, которое состоит между 3 и 5 (4), 14 и 16 (15) – Назовите соседей числа 7(6,8)
2. Посчитайте по линейке и найдите значение выражений
8 + 4
12 – 4
4 + 8
12 – 8
3. (Слайд 2) Крошка набрал на зиму грибов, повесил сушить. А Пышка уже внимательно смотрит. Посмотрите и вы. Заблудилось число. Найдите его место в натуральном ряду чисел.
– Что вы можете сказать о числе 5? (5 меньше 6, 7, 8, 9, 10, но больше 1. 2. 3. 4, соседи числа 5 (4 и 6) – Придумайте выражения, значения которых равны 5.(3+2, 2+3, 1+4, 4+1,5+0, 10-5)
III. Постановка учебной задачи.
– Как обозначен весь отрезок на рисунке?
К – На какие части он разбит? М и Д – Как получить весь отрезок? М+Д
– Назовите соответствующее равенство М+Д=К – Что означает равенство М+Д (целое) -Чему оно равно? (К) – Что останется, если из всего отрезка вычесть часть М (часть Д)
– Назовите равенство (К-М=Д) – Какое ещё равенство можно составить? (К-Д=М) – Что оно означает? (нашли часть М)
– Назовите в этих равенствах части (М, Д), целое (К). – Как найти часть? (из целого вычесть одну часть) – Как найти целое? (нужно части сложить) – Молодцы ребята! Вы справились с заданием, убрали камень.
2. (Слайд 4) Приближалась зима, и гномики решили
построить себе дом. Крошка начал рассчитывать
количество камней на дом. 6 + 1
6 – 1 – В чём сходство и в чём различие этих
выражений? (сходство в числах, а различие в
знаках). Найдите значения выражений.(7 и 5) – Какое
наибольшее число камней возьмёт Крошка для
строительства дома? (7) – Как вы предполагаете,
что мы будем изучать сегодня на уроке? (число 7.
цифру 7) – Цель нашего урока – характеристика
числа 7, его состав. Так же мы постараемся
научиться писать цифру 7 в тетрадях.
IV.
“Открытие” детьми нового знания.1. Как получили 7? Что можете сказать о числе 7? (В натуральном ряду чисел число 7 стоит на седьмом месте между числами 6 и 8.) Вот семёрка – кочерга. У неё одна нога. (Учитель показывает цифру 7 из кассы разрезных цифр) – Чего бывает по 7? 7 дней недели 7 цветов радуги – Знаете ли вы сказки, где встречаются 7 героев?
- Волк и 7 козлят.
- Белоснежка и 7 гномов.
- Сказка о спящей царевне и 7 богатырях.
- В.Катаев “Цветик семицветик”.
– В русском языке есть много пословиц и поговорок, где встречается число 7. Сможете ли вы их назвать?
- Семеро одного не ждут.
- Семь раз отмерь, один раз отрежь.
- Работать до седьмого пота. На седьмом небе от счастья.
- Семь бед – один ответ.
- Один с сошкой – семеро с ложкой.
– Когда-то семерка была последним, предельным числом и употреблялась в значении “много” “всё”. Отсюда и смысл этих поговорок.
Нередко, в древности числу 7 приписывали волшебную силу. Лекари вручали больному 7 разных лекарств, настоянных на 7 травах и советовали пить их по 7 дней.
Пышка и Крошка путешествия встретили своих братьев – гномиков из мультфильма “Белоснежка и семь гномов”. А вы хотите узнать, что там приключилось?
Инсценирование учащимися отрывков из сказки “Белоснежка и семь гномов”.
Давным-давно в одном королевстве родилась принцесса. За белую как снег кожу ей дали имя Белоснежка.
Но наступили нелёгкие времена: тяжко заболела и умерла королева, мама Белоснежки.
Её папа — король — женился во второй раз. Новая королева страшно невзлюбила Белоснежку.
У злой королевы было волшебное зеркало. Каждый день, смотрясь в него, она спрашивала:
— Зеркало, зеркало на стене, кто всех прекраснее в нашей стране?
И всякий раз зеркало отвечало:
— Ты, о королева, прекраснее всех в нашей стране. Тем временем Белоснежка подрастала и хорошела.
Но один раз зеркало ответило по-другому:
— Губы — как розы, Кожа — как снег, Волосы — ночи черней! Ты догадалась — это о ней, 0 дочке приёмной твоей!
Услышав такие слова, королева пришла в ярость. Она приказала своей служанке отвести Белоснежку в лес и там ее одну оставить.
— Что же мне делать? Куда идти?
Где прятаться? — шептала Белоснежка, бродя по лесу. И вот наконец она увидела маленький домик , войдя в него она навела там порядок и не заметила как уснула. А хозяевами домика в лесу были семь гномов, которые работали в шахте, добывая золото и алмазы. Закончив работу, гномы весело шли домой.
— Тра-ла-ла! Тра-ла-ла! Поработали на славу, отдохнуть пора! — возвращаясь, они пели эту песенку.
Выходят 6 гномов. Дети замечают не совпадение со сказкой.
– А как вы узнали, что гномов 6? (сосчитали)
– Что мы должны сделать? (позвать гномика)
– Как образовали число 7? (увеличили на один)
– Но что же было дальше?
Вернувшись в тот день, домой, гномы очень удивились.
— По-моему, тут кто-то был!
— Кто-то подмёл пол...
— ...И помыл посуду! — вторили гномы друг другу.
— Посмотрите-ка! Кто-то постирал мою рубашку!
— А мою чашку кто-то поставил на место!
— Да это девушка!
— И какая красивая...
— Но кто ты?
— Я — принцесса Белоснежка... — и девушка рассказала свою печальную историю.
– Живи у нас сколько хочешь – -сказали гномы.
Однажды волшебное зеркало рассказало королеве:
– “За горами. за лесами. в доме гномов на поляне. та живет. что всех милей Белоснежка имя ей.” Королева решила отравить Белоснежку. Она переоделась в старушку и пошла в лес.
— Здравствуй, красавица, — обратилась она к Белоснежке. — Не хочешь ли попробовать моего наливного яблочка?
— Спасибо!
Белоснежка надкусила яблоко и упала на землю замертво.
Вернувшись, домой, гномы нашли неподвижную Белоснежку.
– Что же с ней случилось?– заплакали они. Но по счастью мимо проходил принц . Он был очарован красотой Белоснежки. Чары были разрушены. Королева умерла от злости. А Белоснежка ожила и вышла замуж за принца. И жили они долго и счастливо.
Ребята, а, сколько было гномов в сказке?
– А какой цифрой обозначается число 7?
2. Какое интересное число! Давайте поучимся красиво писать его в тетради. – Но перед этим сделаем пальчиковую гимнастику.
Физкультминутка с пальчиками (развитие мелкой моторики).
Обе ладошки лежат на столе свободно. Декламируя стихи, дети сопровождают их движениями пальчиков. Начинаем с указательных пальцев обеих рук, затем — средний, безымянный, мизинец, большой и все по очереди:
Этот пальчик мой танцует, Этот вот — кружок рисует. Этот пальчик ловко скачет, Будто легкий-легкий мячик. А теперь — все по порядку |
А мизинчик мой, малышка, Ноготком скребет, как мышка. А большой мой, толстячок, Тот улегся на бочок. Пальцы делают зарядку. |
Начинаем писать ниже верхней линии клетки. Ведём, вверх до линии, закругляем, ведём в правый верхний угол клетки, затем наклонную линию к середине нижней линии клетки. Отрываем руку, пишем элемент I(поясок).
– Повторите письмо цифры в воздухе, на ладошке.
– Кто догадался, как будем писать? (Через клетку).
7 7
-Найдите и подчеркните самую лучшую цифру.
3. (Слайд 5) Сравнение фигур по форме, цвету, размеру. Крошка и Пышка тоже сегодня узнали много нового. Но и без дела не сидели. Они построили дом.
– Сколько деталей в доме? (7) – А какие признаки различия у фигур?
По форме: 4 квадрата и 3 треугольника.
По цвету: 5 белых и 2 красных. По размеру: большие и маленькие.
4. (слайд 6) – Наступила зима. На окнах появились узоры.
Вставить в окошко число, чтобы неравенство было верным. Назовите все возможные варианты от 1 до 6. Какое число вставить нельзя?
Запишите неравенства в тетрадь.
5. Зажили гномики хорошо. Не страшны им лютые морозы. Крошка учил Пышку каждый день новому. Сегодня он задал ему задачу про своих братьев – гномов.
У Пышки в кармашке
Конфеты в бумажке
Он дал по конфете
Изюмке, и Пете,
И Тиму и Тому,
И Крошке, и Грому,
И сам съел конфету.
А больше нету.
Сколько было конфет?
А сколько было гномов? (7 = 7)
– Что можно сказать о количестве конфет и гномов? Запишите равенство в тетрадь. 7=7
V. Физкультминутка.
Сколько ёлочек зелёных -
Столько сделаем наклонов. (7)
Сколько у меня кружков –
Сколько сделаем прыжков (7).
VI.
Первичное закрепление.1. (Слайд 7) Зимними вечерами гномики любили конструировать. А вы любите? Давайте, выполним конструирование из палочек а) выложите из палочек цифру 7 б) из 7 палочек составьте 3 треугольника. Найдите здесь четырёх угольники. Сколько их? (3) в) из семи палочек составьте два равных квадрата. Уберите 1 палочку так, чтобы получился прямоугольник. – а сейчас проверьте, правильно вы всё сделали? (самопроверка)
И продолжим наше путешествие.
2. (Слайд 8) Откроем с. 2 учебника. – Где в натуральном ряду чисел стоит число 7? (на седьмом месте) – Как получили 7?(увеличили на один) – На что похожа 7? (на косу) – Какой 7 день недели? (воскресенье) – А 7 месяц года? (июль) – Состав числа 7 (с помощью костяшек домино)
(На доске составляется таблица )
3. №1 стр.2 (слайд9)Состав числа 7.(использование “цветиков-семицветиков”, и с помощью разбиения отрезка на части)
— Гномики любили ходить в гости к пчелкам, а те их угощали вкусным медком А один раз пчелки раскрасили цветочки-соты разными цветами. и предложили гномикам выполнить задание. Давайте мы поможем гномикам.
— На какие группы можно разбить шестиугольники на первом рисунке? (По цвету: 6синих и 1 желтый.) — Сколько будет, если к 6 прибавить 1? (7.) Допишите равенство.
— Поменяйте части местами. Какое равенство получится? (1 + 6=7.)
— Вычтем из всех шестиугольников желтые. Какие останутся?
(Синие.) Допишите равенство. (7—6 =1.)
— Теперь вычтем из всех шестиугольников синие. Какие останутся? (Желтые.) Допишите равенство. (7—1 = 6.)
— Что получится, если из целого вычесть одну из частей? (Останется другая часть.)
Остальные 2 задания по вариантам.
— комментирование детьми второго задания:
— На рисунке 5 желтых и 2 красных шестиугольников, а всего их 7. Значит, 5 + 2 = 7.
— Переставим части местами, результат не изменится: 2 + 5 = 7.
— Вычтем из всех шестиугольников 5 желтых, останутся 2 красных: 7-5 = 2.
— Теперь вычтем из всех шестиугольников 2 красных, останутся 5 желтых: 7 — 2 = 5. Молодцы ребята, вы справились с заданием. Теперь пчелки угостят гномиков медком, и они не будут болеть.
4. (Слайд 10) №3 с.2. Сравнение чисел в пределах 7.
Физкультминутка для глаз.
Гномики любили делать зарядку для глаз. Давайте и мы потренируем глазки:
VII. Самостоятельная работа с проверкой в классе.
1. выполнение №5 с.3 В каждом столбике – круговые примеры: ответ каждого примера совпадает с первым числом в записи следующего примера.
2. Закрепление представлений о числе 7 и цифре 7.
(Слайд 11) Загадка.
Возвращаясь поздно домой Крошка загадал Пышке загадку:
— В темном небе звездной ночью
я нашел семь ярких точек
Семь горящих глаз нашел
Называется ковшом
— Кто из вас догадался, что обнаружил Крошка?(созвездие)
И вы ребята это созвездие можете увидеть вместе с родителями ночью.
VIII. Подведение итогов урока.
– С каким числом познакомились? (7) ( слайд 12) Крошка и Пышка прощаются с вами. Пышка многому научился. И на память об этом путешествии они передали вам конверт с оценками. – Можете ли вы теперь решать примеры в пределах 7? Придумайте пример с ответом 7.
Список литературы
- Виленкин Н.Я., Петерсон Л.Г. Математика, 1класс. Часть:. Для 1класса. “Баллас”, “С-инфо”, 1996.
- Петерсон Л.Г., Холина Н.П. Раз-ступенька, два – ступенька…Практический курс математики для дошкольников. Методические рекомендации. Издательство 3-е, доп. и перераб.- М:. Издательство “Ювента”, 2006.
- Раз-ступенька, два – ступенька…Математика для детей и их родителей в 2-х частях. Часть 2. Изд. 2-е, испр.-М.: Баласс, 2005.