Комбинированный урок по теме "Звуки [т], [т']. Буквы Т, т"

Разделы: Начальная школа


Комбинированный тип урока (обучение грамоте и письму) позволяет чередовать деятельность учащихся на уроке, тем самым увеличивая их активность и работоспособность. Смена деятельность снижает утомляемость, дает возможность выполнить большее количество заданий. Работая с разными пособиями, дети учатся правильно организовывать свое рабочее место, быстро ориентироваться в пособиях, удерживать внимание на уроке.

Цели урока:

  • знакомство с буквами Тт,
  • формирование сознательности чтения,
  • знакомство с вопросами к тексту,
  • воспитание усидчивости, внимания при выполнении любого задания,
  • обучение работе с книгой.

Оборудование:

  • учебник О.В.Джежелей “Азбука”,
  • прописи О.В.Джежелей,
  • картинки-отгадки,
  • сигнальные карточки со звуками и буквами,
  • демонстрационный материал письменных и печатных букв Тт,
  • слоговая таблица,
  • раздаточный материал (слоги, схемы слов).

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Отгадай загадки:

Без расчёски причесался
И умылся без воды,
В кресло мягкое забрался
И запел на все лады. (Кот) – картинка на доску
Этот зверь страшнее рыси.
Грозен рык его в лесу.
Полосата его шкура,
Рыжий цвет ему к лицу. (Тигр) – картинка

3.

Кто услышал два новых звука, очень похожих друг на друга?
Какие это звуки? (Согласные)
Почему? (Воздух встречает преграду)
Чем они отличаются друг от друга? (Мягкий и твердый)
Наблюдение за артикуляцией при произнесении новых звуков.
Потренируемся произносить четко новые звуки.
Рифмовки: Та, та, та, та – накормили мы кота.
Ту, ту, ту, ту – ставлю чайник на плиту.
То, то, то, то – у Лены новое пальто.
Ти, ти, ти, ти – долго были мы в пути.
От, от, от, от – у кота болит живот.
Ат, ат, ат, ат – много в армии солдат.
Когда мы произносили мягкий звук, а когда твердый?

4. Игра “Поймай звук”

(Слушаем слова, определяем, есть ли новые звуки, если есть, то где они находятся в слове и какими являются: твердыми или мягкими)

Нота, мост, танк, сумка, кость, куст, нитка, утка, тень, конь, солдат.

5. Составим звуковую схему слов КОТ и ТИГР.

Какие звуки мы уже можем обозначить буквами?

6. Знакомство с буквой Т.

Зачем нужны две буквы? Сравнение написания заглавной и строчной букв.

Печатание новых букв.

Какие ещё звуки мы теперь сможем обозначить буквой в словах КОТ и ТИГР?

7. Сравнение написания печатных и письменных букв.

Письмо строчной и заглавной букв в прописи. (с. 16-17)

8. Физминутка. (Для рук)

9. Чтение слогов с новой буквой. (По слоговой таблице на доске)

Придумать слово с началом ТА…, ТО…, ТЫ…, ТУ…, ТИ… .

Чтение слогов с изученными буквами вразбивку.

В каких слогах мы произносим согласный звук мягко. Что нам помогает?

(Гласный И)

10. Чтение слов в столбике (Учебник с. 58)

Какие слова обозначают предмет? Действие? Имя? Кличку?

11. Составление слов из слогов. (На доске)

КО, НИ, КИ, НО, МА, СО, СЫ, ТИ, ТЫ

12. Письмо слов (Прописи с. 16-17)

13. Физминутка (для глаз).

14. Работа с текстом. (Учебник с. 58)

Чтение текста “Кто это?”.

Ответ на вопрос названия.

Назвать ребят по порядку, как они стоят на фотографии.

Выборочное чтение: прочитать предложения, в которых есть имя девочки, имя мальчика, название птицы, кличка животного. Какие игры и занятия любите вы?

15. Работа с предложениями в Прописи с. 16-17.

Составить схему предложения (на доске).

Запись в прописи предложения.

Составить схему предложения КТО ТУТ?

Запись ответа в прописи.

Ответ на вопросы КТО ТУТ? КТО У КУСТА?

16. Физминутка (Динамическая)

17. Работа с иллюстрацией (Учебник с. 59)

Кто это? Что делает?

А кто тут? (Подобрать картинку к схемам.)

18. Подведение итогов урока:

С какими новыми звуками познакомились?

Охарактеризуйте их?

Какими буквами они обозначаются на письме?

О чем ещё мы вели разговор на уроке?