Аннотация:
Учебное занятие “Космическое путешествие” входит в раздел “Весенние нотки. Мир фантазий” дополнительной образовательной программы “Природа и художник” (срок реализации 2 года, предназначена для детей дошкольного возраста). Оно завершает раздел и обобщает знания и умения детей в творческом рисовании, а также закрепляет знания в цветоведении, полученные в разделе “Мир живописи”. Дети второго года обучения на данном занятии применяют знания о разных изобразительных техниках, навыки в цветоведении и композиционные умения.
Продолжительность занятия: 2 учебных часа (30 минут + 30 минут с перерывом 10 минут).
Цель: изображение космических пейзажей и сюжетов разными способами.
Задачи:
Образовательные:
- учить изображать различные виды космического пейзажа, транспорта или инопланетян;
- закреплять умение выделять главные элементы рисунка цветом, размером, расположением на листе бумаги;
- учить подбирать цветовую гамму рисунка (холодную, теплую, контрастную), составлять нужные цвета и оттенки на палитре.
Развивающие:
- развивать умение создавать сюжет, реализовывать замысел в рисунке;
- развивать эмоциональную отзывчивость;
- развивать речь детей через обогащение и активизацию словаря словами: Солнечная система, Галактика, Вселенная, планеты, спутник, комета, метеорит.
Воспитательные:
- воспитывать у детей стремление к познанию окружающего мира.
Дидактические и учебные материалы:
- аудиозапись инструментальной музыки А. Галинского из альбома “На крыльях грез”,
- таблица исследования, таблица выводов,
- схемы получения разных оттенков,
- фоторепродукции и репродукции картин художника А. К. Соколова,
- изобразительные материалы: простые карандаши, гуашь, акварель, пастель, фломастеры, восковые мелки, цветные карандаши, а также свечи,
- бумага ватман больше формата А4.
Инструменты: палитры, маленькие круглые зеркала (для рисования планет), малярные кисти (для рисования в технике набрызг), кисти плоские № 10 и круглые № 3, № 5.
Предварительная работа:
- Просмотр мультфильмов, чтение художественной и познавательной литературы.
- Рассматривание иллюстраций и фоторепродукций о космосе и космических аппаратах.
- Учебное занятие на тему “Фантастический транспорт”.
- Беседы о строении Вселенной и об истории космонавтики.
Ход занятия
1 часть.
– Ребята, сегодня у нас особенное занятие. Чтобы справится с задачами, вам понадобится много сил, внимание, все ваши знания и умения, а также весь запас фантазии. Набраться сил нам поможет, конечно же, физкультура!
Физминутка “Ракета” [1] проводится в организационных целях, чтобы заинтриговать детей.
Ракета
Раз, два – стоит ракета. | Руки вытянуты вверх. |
Три, четыре – самолет. | Руки в стороны. |
Раз, два – хлопок в ладоши, | Хлопаем в ладоши. |
А потом на каждый счет. | Шагаем на месте. |
Раз, два, три, четыре, | Хлопаем в ладоши. |
Руки выше, плечи шире. | Руки вверх – вниз. |
Раз, два, три, четыре, | Хлопаем в ладоши. |
И на месте походили. | Шагаем на месте. |
Дети с педагогом свободно садятся на ковер.
– Как вы думаете, о чем будет сегодня занятие? Слушайте.
Жил-был Художник. Как все художники, он был очень любознателен и любил путешествовать, поэтому объездил много разных стран, узнал много интересного о природе нашей планеты, о людях, что ее населяют, об их жизни и обычаях. Обо всех впечатлениях и наблюдениях он поведал в своих рисунках и картинах. И была у Художника одна давняя, заветная мечта: полететь в космос, посмотреть на другие Галактики, побывать на других планетах и узнать, что там есть интересного, познакомиться с обитателями, рассказать об этом в своих картинах всем людям планеты Земля. Но, к сожалению, полететь в космос могут только космонавты. Обидно, правда?
Однажды ясным вечером, когда все небо было усыпано звездами, Художник подошел к окну, чтобы полюбоваться звездным небом, и вдруг… (В этот момент звучит музыка из А. Галинского из альбома “На крыльях грез”)
– Ребята, как вы думаете, что произошло дальше с Художником? Исполнилась ли его заветная мечта, побывал ли он в космосе и познакомился ли там с кем-нибудь? Что интересного или необычного он увидел? Пофантазируйте и придумайте продолжение этой истории. (Дети рассказывают придуманные ими маленькие истории. Выслушиваются ответы всех детей, хотя бы 2-3 предложения.)
– Очень интересные истории у вас получились. Мне понравилось. А давайте расскажем их и другим ребятам. А как это можно сделать? А еще как? Конечно, трудно обойти всех детей нашего детского сада, пересказать все ваши истории, да и долго. Зато можно их нарисовать и оформить выставку, и каждый сможет прийти и узнать о космических приключениях.
– Скажите, а что нам надо знать, чтобы нарисовать рисунок?
– Мы с вами рассматривали фоторепродукции и репродукции художников, читали книги, энциклопедии о космосе, беседовали о том, что есть во Вселенной, вы смотрели мультфильмы. Вы много узнали. Скажите, какого цвета Вселенная?
– А как это можно узнать?
Раскладываются фоторепродукции и репродукции картин (Приложение 1).
– Что мы узнаем, если рассмотрим эти репродукции? (Цвет неба, какого цвета планеты, космические корабли, аппараты.)
Для выполнения этого задания используется таблица, которую дети заполняют самостоятельно (см. Приложение 2).
– Сейчас вы проведете небольшое исследование по этим репродукциям. Внимательно рассмотрите эти репродукции и из карточек, соответствующих цветам на репродукции, выложите цветовые дорожки. Кто-то выложит цветовую дорожку неба, кто-то – цветовую дорожку планет, кто-то – предметов, которые есть в репродукции. Результаты вашего исследования мы занесем в эту таблицу, она поможет вам, когда вы будете подбирать цвета для своего рисунка. (Дети делятся на подгруппы по 2-3 человек. Каждый участник группы выполняет свою часть работы, затем переносит свои цветовые дорожки на общую таблицу.) (см. Приложение 2)
– Итак, какие же цвета использовали художники? Небо – холодное, темное, планеты – тоже холодные, но светлые, космический корабль – наоборот, теплый и светлый; небо – теплое и темное, планеты – тоже теплые, но светлые, а космический аппарат – холодный и светлый; и т.д. На темном фоне светлые предметы видны ярко и на светлом фоне темные или яркие предметы тоже хорошо видны. На холодном фоне теплые предметы прямо светятся, на теплом фоне холодные предметы очень хорошо выделяются. Значит, если фон темный, то предметы – светлые, если фон светлый, то предметы – темные или яркие, если фон холодный, то предметы – теплые, если фон теплый, то предметы – холодные. (Дети заполняют таблицу выводов с помощью условных моделей.) (см. Приложение 3)
– Ребята, какие цвета вы подберете для спокойного, радостного, грустного или тревожного космоса? Когда вы будете подбирать цвета для своего рисунка, таблица поможет подобрать цвета так, чтобы главные герои не потерялись на вашем рисунке.
2 часть. – Ребята, что вы сегодня будете рисовать?
– Чем вы будете рисовать? (Дети предлагают, какими изобразительными материалами можно рисовать.)
– А как вы будете рисовать? С чего начнете работу?
Дети рассказывают порядок своей работы:
- подбор изобразительных материалов;
- предварительный рисунок:
рисование главных героев, предметов,
рисование окружения, второстепенных объектов;
- подбор цветов и рисование в цвете.
– Какие цвета вам понадобятся?
– Какие теплые, холодные цвета вы знаете?
Обратить внимание на таблицу из Приложения 3.
– Как получить много оттенков холодного, теплого цвета? (Напомнить, как делается цветовая, тоновая растяжка.) (Приложение 4)
– Помните, что главные объекты в рисунке должны выделяться на общем фоне и располагаться ближе к середине.
Физминутка “Космическое путешествие на Марс” [2].
Мы идем на космодром, | Дети идут по кругу. |
Дружно в ногу мы идем. | |
Мы походим на носках, | Идут на носках. |
Мы идем на пятках. | Идут на пятках. |
Вот проверили осанку | Останавливаются лицом в круг, руки на пояс. |
И свели лопатки | Плечи развернули, лопатки свели. |
Не зевай по сторонам, | Повороты головы влево, вправо. |
Ты сегодня космонавт! | |
Начинаем тренировку, | |
Чтобы сильным стать и ловким. | Руки сгибают в локте, показывают “мускулы”. |
Ждет нас быстрая ракета | |
Для полета на планету. | Подняться на носки, руки вверх. |
Отправляемся на Марс. | То же. |
Звезды, в гости ждите нас. | |
По ступенькам поднялись, | Ходьба на месте |
Дружно за руки взялись. | Имитация подъема в ракету по ступенькам. |
Аккуратно надо сесть, | Дети садятся в ракету, |
Чтоб приборы не задеть. | а педагог отдает команды. |
Кресло займи. | Имитация закрепления ремней. |
Пристегнуть ремни! | |
Раз, два, три… летим! | Бег, руки в стороны. |
В невесомости плывем | Дети медленно поднимают руки вверх, с выносом прямой ноги в различных |
Мы под самым потолком. | направлениях, имитируя движения тела в состоянии невесомости. |
К Марсу путь был очень длинным, | |
Стоп! Выходим из кабины. | Дети перепрыгивают через воображаемые |
Путь неровный – рвы, канава. | рвы и канавы произвольным способом. |
Их преодолеть вам надо. | |
Возвращаться нам пора, | Медленный бег по кругу, руки в стороны. |
Полетели, детвора | |
Из полета возвратились | Ходьба. |
И на Землю опустились. |
Дети начинают самостоятельную работу. Во время рисования индивидуально помогаю перенести придуманный ребенком сюжет на бумагу, вместе с ребенком определяем место на рисунке для главных героев, какое окружение больше подойдет для этого сюжета. С помощью наводящих вопросов помогаю затрудняющимся детям в подборе цветовой гаммы для рисунка. В случае надобности, обращаю внимание детей на схемы получения оттенков.
Во время рисования звучит музыка из аудиоальбома “На крыльях грез”.
По окончании работы проводится физминутка “Ракета” [1], затем рисунки раскладываются или развешиваются так, чтобы были видны всем детям.
– Ребята, посмотрите на рисунки и скажите, что вас больше всего удивило в них, что понравилось.
– Расскажите о своем рисунке. Получилось ли у вас так, как вы задумывали (по цвету, по сюжету)? Чему вам надо еще научиться, чтобы в следующий раз все получилось?
– С каким настроением вы рисовали? Какие чувства вселили в свой рисунок? Вот какой разный может быть Космос, как на картинах художников.
Дети дают название своему рисунку. В фойе учреждения ко Дню Космонавтики оформляется выставка детских рисунков “Большое космическое путешествие”.
Список литературы
- Физкультминутки / авт.-сост. С. А. Лёвина, С. И. Тукачёва. – Вып. 1. – Волгоград: Учитель, 20011. – 67 с.
- Физкультминутки. Вып. 2 / авт.-сост. С. А. Лёвина, С. И. Тукачёва. – Волгоград: Учитель, 2009. – 76 с.