Факультативное занятие по теме "Некоторые ошибки и недочеты в построении сложноподчиненных предложений"

Разделы: Русский язык


Цель занятия:

I. формирование умений:

  • определять место придаточного предложения по отношению к определяемому слову;
  • правильно совмещать придаточное предложение и причастный оборот;
  • правильно строить СПП с двумя или несколькими придаточными, избегая излишнего загромождения одинаковыми союзными словами;
  • избегать неудачного употребления сочинительных и подчинительных союзов и союзных слов в СПП с однородными придаточными;
  • правильно ставить знаки препинания в СПП предложении

II. Повторить:

  • чередование корней;
  • н и нн в прилагательных, причастиях, наречиях;
  • правописание приставок.

Ход занятия

I. Оргмомент.

Учитель объявляет тему занятия

II. Повторение орфографии

Презентации учащихся по темам:

  1. «Чередование гласных в корнях слов»
  2. «Н и нн в прилагательных, причастиях, наречиях»
  3. «Правописание приставок, не изменяющихся и изменяющихся на письме»

Презентации содержат теоретическую и практическую часть.

III. Работа по теме урока

А) На экране 1-е предложение.

Игру надо было закончить из-за темноты которой мы увлеклись.

- Какое это предложение?

- Какое слово поясняет придаточное определительное? (игру… темнота…)

Значит, придаточное определительное стоит не на месте, оно слишком удалено от определяемого им слова.

- Как правильно построить это предложение?

Игру, которой мы увлеклись, надо было закончить из-за темноты

Б) На экране 2-е предложение.

Вечером мы были на туристской базе, которая стояла на берегу моря и занимавшей почти полпарка.

- Какие недочеты вы видите в данном предложении?

(Здесь неправильно совмещается придаточное предложение и причастный оборот)

- Как мы исправим это предложение?

«Вечером мы были на туристской базе, которая стояла на берегу моря и занимала почти половину парка» или «Вечером мы были на туристской базе, стоявшей на берегу моря и занимавшей почти половину парка».

В) На экране 3-е предложение

Очень распространенная ошибка в СПП – излишнее загромождение предложения одинаковыми союзными словами. Например:

«Деревня, в которой мы провели лето, находилась на берегу реки, которая славилась обилием рыб» исправляем «Деревня, где мы правели лето, находилась на берегу реки, которая славилась обилием рыбы». Или «Деревня, о которой мы провели лето, находилась на берегу реки, славившейся обилием рыбы».

Г) На экране таблица.

Ребята, бывают такие случаи, когда в СПП предложениях с однородными придаточными неудачно употребляются сочинительные или подчинительные союзы и союзные слова. Сравните эти два предложения. В каком из них это неудачное употребление?

Когда бой был окончен, когда вражеский отряд, теряя людей и коней, скрылся в березовой роще, партизаны отыскали своего разведчика. (неправильно)

Когда бой был окончен и вражеский отряд, теряя людей и коней, скрылся в березовой роще, партизаны отыскали своего разведчика. (исправлено)

IV. Практическая работа

Прочитайте предложение. Укажите ошибки и недочеты в построении сложноподчиненных предложений.

Перепишите, исправляя данные примера

  1. Книга рассказывает нам интересную историю, которую подарил мне товарищ. (Книга, которую подарил мне товарищ, рассказывает нам интересную историю)
  2. Поселок, возле которого отряд расположился на отдых, находился на опушке леса, который славился обилием грибов. (Поселок, где отряд расположился на отдых, находился на опушке леса, который славился обилием грибов)
  3. В штабе дивизии получили известие, что река вскрылась, что переправа еще не налажена. (В штабе дивизии получили известие, что река вскрылась, и переправа еще не налажена)

V. Итог по уроку.