Цель занятия:
I. формирование умений:
- определять место придаточного предложения по отношению к определяемому слову;
- правильно совмещать придаточное предложение и причастный оборот;
- правильно строить СПП с двумя или несколькими придаточными, избегая излишнего загромождения одинаковыми союзными словами;
- избегать неудачного употребления сочинительных и подчинительных союзов и союзных слов в СПП с однородными придаточными;
- правильно ставить знаки препинания в СПП предложении
II. Повторить:
- чередование корней;
- н и нн в прилагательных, причастиях, наречиях;
- правописание приставок.
Ход занятия
I. Оргмомент.
Учитель объявляет тему занятия
II. Повторение орфографии
Презентации учащихся по темам:
- «Чередование гласных в корнях слов»
- «Н и нн в прилагательных, причастиях, наречиях»
- «Правописание приставок, не изменяющихся и изменяющихся на письме»
Презентации содержат теоретическую и практическую часть.
III. Работа по теме урока
А) На экране 1-е предложение.
Игру надо было закончить из-за темноты которой мы увлеклись.
- Какое это предложение?
- Какое слово поясняет придаточное определительное? (игру… темнота…)
Значит, придаточное определительное стоит не на месте, оно слишком удалено от определяемого им слова.
- Как правильно построить это предложение?
Игру, которой мы увлеклись, надо было закончить из-за темноты
Б) На экране 2-е предложение.
Вечером мы были на туристской базе, которая стояла на берегу моря и занимавшей почти полпарка.
- Какие недочеты вы видите в данном предложении?
(Здесь неправильно совмещается придаточное предложение и причастный оборот)
- Как мы исправим это предложение?
«Вечером мы были на туристской базе, которая стояла на берегу моря и занимала почти половину парка» или «Вечером мы были на туристской базе, стоявшей на берегу моря и занимавшей почти половину парка».
В) На экране 3-е предложение
Очень распространенная ошибка в СПП – излишнее загромождение предложения одинаковыми союзными словами. Например:
«Деревня, в которой мы провели лето, находилась на берегу реки, которая славилась обилием рыб» исправляем «Деревня, где мы правели лето, находилась на берегу реки, которая славилась обилием рыбы». Или «Деревня, о которой мы провели лето, находилась на берегу реки, славившейся обилием рыбы».
Г) На экране таблица.
Ребята, бывают такие случаи, когда в СПП предложениях с однородными придаточными неудачно употребляются сочинительные или подчинительные союзы и союзные слова. Сравните эти два предложения. В каком из них это неудачное употребление?
Когда бой был окончен, когда вражеский отряд, теряя людей и коней, скрылся в березовой роще, партизаны отыскали своего разведчика. (неправильно) |
Когда бой был окончен и вражеский отряд, теряя людей и коней, скрылся в березовой роще, партизаны отыскали своего разведчика. (исправлено) |
IV. Практическая работа
Прочитайте предложение. Укажите ошибки и недочеты в построении сложноподчиненных предложений.
Перепишите, исправляя данные примера
- Книга рассказывает нам интересную историю, которую подарил мне товарищ. (Книга, которую подарил мне товарищ, рассказывает нам интересную историю)
- Поселок, возле которого отряд расположился на отдых, находился на опушке леса, который славился обилием грибов. (Поселок, где отряд расположился на отдых, находился на опушке леса, который славился обилием грибов)
- В штабе дивизии получили известие, что река вскрылась, что переправа еще не налажена. (В штабе дивизии получили известие, что река вскрылась, и переправа еще не налажена)
V. Итог по уроку.