Использование современных образовательных технологий в рамках изучения курса химии средней школы

Разделы: Химия


Цель работы: воспитание творческой, активной, самостоятельной личности, готовой к сотрудничеству, умеющей адаптироваться в различных жизненных условиях. Главным при этом считаю сохранение здоровья учащихся, т.е. стараюсь использовать такие методы и приемы в обучении, которые помогают сохранять не только физическое, но, главным образом, психическое здоровье учащихся.

Использование содержание образования и различные технологии с учетом возрастных и индивидуальных особенностей учащихся, их склонностей, чтобы создать при обучении психологический комфорт, создать ситуацию, которую можно назвать «Я могу».

Широкое применение разноуровневых форм обучения: базовое, профильное и углубленное преподаванием предмета.

Адаптивная технология. Применяется на начальных этапах изучения химии, основной упор делается на использование знаний, которые уже имеются у учащихся из ранее изученных предметов, а также из собственной практической жизни. Эта технология является здоровье сберегающей, позволяет учащимся с уверенностью и даже удовольствием начать изучение нового для них предмета. Учитель использует опыт детей, интерпретирует его в соответствии с познавательно-воспитательными задачами.

В современной школе как средства активизации и интенсификации учебного процесса используются игровые приемы, ролевые и деловые игры, мозговая атака, игровой тренинг, игровые импровизации . Ученик во время игры раскрепощается, ощущает состояние физического и психического комфорта, эмоционально настроен на восприятие, непроизвольное внимание и запоминание, усвоение. В игре личность удовлетворяет потребности в самовыражении, самоопределении, самореализации. Обучение происходит в атмосфере легкости, непосредственности, без насилия и принуждения, спокойно, естественно, без тревоги и страха.

Большое внимание уделяется интегрированным урокам, на которых обычно создается хороший психологический климат, решается вопрос мотивации обучения.

Применение на всех этапах обучения дифференциации как внутри параллели, так и внутри класса.

В классах профильного и углубленного изучения химии широко используется лекционно-семинарская система, блочно-модульная технология, технологию проектов – для смены видов деятельности, целесообразности, для лучшего усвоения учебного материала.

Особое внимание уделяется проектно-исследовательским методам обучения, направленным на развитие творческих способностей учащихся. У учащихся происходят позитивные изменения в интеллектуальной сфере (умение обобщать, устанавливать причинно-следственные связи ит.д.), в мотивационно-потребностной сфере (возрастает творческая активность, желание работать), в нравственно-эмоциональной сфере (появляется собственная позиция, ответственность, критичность).Происходит воспитание успешной личности, получающей удовлетворение от своей деятельности.  Возникает атмосфера творчества, сотрудничества( умение работать в коллективе, группах)

Широко использование информационно-коммуникационные технологии обучения. Компьютер применяется как средство усиления интеллекта обучаемых, их развития. При работе учащиеся выполняют содержательную часть задач (поиск идеи, различных вариантов решения, взаимосвязей с другими задачами), техническую (поиск необходимой информации, расчеты, построения, преобразования) : все это значительно экономит время учебного процесса. Но при этом необходимо строго соблюдать дозировку учебной нагрузки, проводить различные мероприятия по охране зрения.

В рамках элективных курсов, а также и на уроках при изучении отдельных тем учащиеся выполняют в зависимости от желания различные виды проектов, темы которых лежат в области самоопределения учащихся. В настоящее время 57% учащихся лицея в той или иной степени занимаются проектной деятельностью.

Вывод: Совместное и целенаправленное использование ИКТ, адаптивной, блочно-модульной и проектной технологий, которые дополняют и обогащают друг друга, позволяет подчинить учебно-воспитательный процесс одной из главных задач школы – подготовка ученика к жизни, к труду. Современное содержание образования, применение современных образовательных технологий позволяют решать проблему мотивации учения школьников, обеспечивает учащихся достаточно высокой степенью познавательной самостоятельности. Все это позволит успеху в обучении и воспитании конкретного ученика, если выйдет из школы здоровым и физически и психически.

Результаты применения современных образовательных технологий.

Результаты экзаменов, выполненные творческие задания проекты показывают, что учащиеся способны самостоятельно приобретать знания, проявлять активность, быть конструктивными в принятии решений, умеют на научной основе организовать свой труд.

  1. Не имею неуспевающих учащихся.
  2. Учащиеся имеют высокую мотивацию к изучению химии (74%), охотно выбирают химию как профильный предмет.
  3. Около 71% учащихся учатся на «4» и «5», 59% учащихся участвовали в разработке проектов.
  4. Учащиеся регулярно становятся призерами муниципальных и региональных олимпиад по химии.
  5. Учащиеся с удовольствием занимаются в научном обществе, разрабатывая монопредметные или полипредметные проекты.
  6. Учащиеся регулярно выступают с защитой проектов на конференциях научного общества лицея, округа, Воронежского государственного университета, Всероссийских конкурсах исследовательских работ учащихся, занимая призовые места.
  7. Удачно осуществляем экологическое воспитание школьников, ведем пропаганду здорового образа жизни на уроках и во внеурочное время.
  8. Учащиеся успешно сдают выпускные и вступительные экзамены в высшие учебные заведения, подтверждая выставленные оценки.
  9. По данным школьного врача – 6 лет в школе не опасных инфекционных заболеваний, на 27% уменьшилось число обращений с заболеваниями желудочно-кишечного тракта.