Цель работы: воспитание творческой, активной, самостоятельной личности, готовой к сотрудничеству, умеющей адаптироваться в различных жизненных условиях. Главным при этом считаю сохранение здоровья учащихся, т.е. стараюсь использовать такие методы и приемы в обучении, которые помогают сохранять не только физическое, но, главным образом, психическое здоровье учащихся.
Использование содержание образования и различные технологии с учетом возрастных и индивидуальных особенностей учащихся, их склонностей, чтобы создать при обучении психологический комфорт, создать ситуацию, которую можно назвать «Я могу».
Широкое применение разноуровневых форм обучения: базовое, профильное и углубленное преподаванием предмета.
Адаптивная технология. Применяется на начальных этапах изучения химии, основной упор делается на использование знаний, которые уже имеются у учащихся из ранее изученных предметов, а также из собственной практической жизни. Эта технология является здоровье сберегающей, позволяет учащимся с уверенностью и даже удовольствием начать изучение нового для них предмета. Учитель использует опыт детей, интерпретирует его в соответствии с познавательно-воспитательными задачами.
В современной школе как средства активизации и интенсификации учебного процесса используются игровые приемы, ролевые и деловые игры, мозговая атака, игровой тренинг, игровые импровизации . Ученик во время игры раскрепощается, ощущает состояние физического и психического комфорта, эмоционально настроен на восприятие, непроизвольное внимание и запоминание, усвоение. В игре личность удовлетворяет потребности в самовыражении, самоопределении, самореализации. Обучение происходит в атмосфере легкости, непосредственности, без насилия и принуждения, спокойно, естественно, без тревоги и страха.
Большое внимание уделяется интегрированным урокам, на которых обычно создается хороший психологический климат, решается вопрос мотивации обучения.
Применение на всех этапах обучения дифференциации как внутри параллели, так и внутри класса.
В классах профильного и углубленного изучения химии широко используется лекционно-семинарская система, блочно-модульная технология, технологию проектов – для смены видов деятельности, целесообразности, для лучшего усвоения учебного материала.
Особое внимание уделяется проектно-исследовательским методам обучения, направленным на развитие творческих способностей учащихся. У учащихся происходят позитивные изменения в интеллектуальной сфере (умение обобщать, устанавливать причинно-следственные связи ит.д.), в мотивационно-потребностной сфере (возрастает творческая активность, желание работать), в нравственно-эмоциональной сфере (появляется собственная позиция, ответственность, критичность).Происходит воспитание успешной личности, получающей удовлетворение от своей деятельности. Возникает атмосфера творчества, сотрудничества( умение работать в коллективе, группах)
Широко использование информационно-коммуникационные технологии обучения. Компьютер применяется как средство усиления интеллекта обучаемых, их развития. При работе учащиеся выполняют содержательную часть задач (поиск идеи, различных вариантов решения, взаимосвязей с другими задачами), техническую (поиск необходимой информации, расчеты, построения, преобразования) : все это значительно экономит время учебного процесса. Но при этом необходимо строго соблюдать дозировку учебной нагрузки, проводить различные мероприятия по охране зрения.
В рамках элективных курсов, а также и на уроках при изучении отдельных тем учащиеся выполняют в зависимости от желания различные виды проектов, темы которых лежат в области самоопределения учащихся. В настоящее время 57% учащихся лицея в той или иной степени занимаются проектной деятельностью.
Вывод: Совместное и целенаправленное использование ИКТ, адаптивной, блочно-модульной и проектной технологий, которые дополняют и обогащают друг друга, позволяет подчинить учебно-воспитательный процесс одной из главных задач школы – подготовка ученика к жизни, к труду. Современное содержание образования, применение современных образовательных технологий позволяют решать проблему мотивации учения школьников, обеспечивает учащихся достаточно высокой степенью познавательной самостоятельности. Все это позволит успеху в обучении и воспитании конкретного ученика, если выйдет из школы здоровым и физически и психически.
Результаты применения современных образовательных технологий.
Результаты экзаменов, выполненные творческие задания проекты показывают, что учащиеся способны самостоятельно приобретать знания, проявлять активность, быть конструктивными в принятии решений, умеют на научной основе организовать свой труд.
- Не имею неуспевающих учащихся.
- Учащиеся имеют высокую мотивацию к изучению химии (74%), охотно выбирают химию как профильный предмет.
- Около 71% учащихся учатся на «4» и «5», 59% учащихся участвовали в разработке проектов.
- Учащиеся регулярно становятся призерами муниципальных и региональных олимпиад по химии.
- Учащиеся с удовольствием занимаются в научном обществе, разрабатывая монопредметные или полипредметные проекты.
- Учащиеся регулярно выступают с защитой проектов на конференциях научного общества лицея, округа, Воронежского государственного университета, Всероссийских конкурсах исследовательских работ учащихся, занимая призовые места.
- Удачно осуществляем экологическое воспитание школьников, ведем пропаганду здорового образа жизни на уроках и во внеурочное время.
- Учащиеся успешно сдают выпускные и вступительные экзамены в высшие учебные заведения, подтверждая выставленные оценки.
- По данным школьного врача – 6 лет в школе не опасных инфекционных заболеваний, на 27% уменьшилось число обращений с заболеваниями желудочно-кишечного тракта.