Задание олимпиады по «ознакомлению с окружающим миром» для учащихся 2 класса
Задание №1
Найдите лишнее в каждом из приведённых перечней. Поясните, почему вы посчитали его лишним.
А. сенбернар, овчарка, пудель, дутыш.
Б. голубь, воробей, пингвин, летучая мышь.
В. огурец, помидор, картофель, яблоко.
Г. берёза, шиповник, дуб, клён.
Задание №2
Отгадайте загадки:
«Без досок, без топоров |
|
|
Задание №3
Вспомните и запишите две загадки о растениях.
Задание №4
«Кто такой?» (кем были герои детских сказок?)
- Алиса?
- Тортилла?
- Базилио?
- Горбунок?
- Чиполлино?
Задание олимпиады по «ознакомлению с окружающим миром» для учащихся 3 класса
Задание №1
Найдите лишнее в каждом из приведённых перечней. Поясните, почему вы посчитали его лишним.
А. стрекоза, воробей, клён, слон, пингвин
Б. будильник, чашка, линейка, железо, гвоздь
В. кислород, углекислый газ, водяной пар, сахар, азот.
Задание №2
Отгадайте загадки:
«Одеяло белое |
|
|
Что объединяет отгадки всех этих загадок?
Задание №3
Попробуйте объяснить, почему свинка – морская, змея – очковая, филин – ушастый, а червь – дождевой?
Задание №4
Зачем лисе - трава, а волку – деревья?
Задание олимпиады по «ознакомлению с окружающим миром» для учащихся 4 класса
Задание №1
Какое растение и почему называют «вторым хлебом»?
Задание№2
В одном из зоопарков перед посетителями была выставлена клетка с расположенным внутри неодушевлённым предметом и надписью «самое злое и жестокое животное на Земле». Какой предмет находился внутри этой клетки?
Задание №3
Как растения и животные помогают друг другу в жизни?
Приведите примеры.
Задание №4
Разгадайте ребусы (Приложение 1)
Задание олимпиады по «ознакомлению с окружающим миром» для учащихся 5 класса
Задание №1 (3 балла)
Он был талисманом, который носили на груди средневековые рыцари. Философы древности, разрезая его поперёк, объясняли своим ученикам строение Вселенной. Во все времена и у всех народов ему приписывали лекарственные свойства, утверждая, что даже его запах защищает от заболевания.
Назовите этот загадочный объект.
Задание №2 (3 балла)
Отгадайте загадки:
«На топтале был, на кружале был. |
|
«Мёрзнет в избе, да не мёрзнет на дворе».
«Серая пыль в воду нырь, потом - на мастерок, и готов домок!»
Задание №3 (2 балла)
Почему в тундре карликовые деревья могут расти, а обычные – нет?
Задание №4 (6 баллов)
Из каких растений получают эти каши:
Рисовую-….
Овсяную -……
Манную - ….
Гречневую - …
Пшённую -….
Перловую -…
Задание №5 (баллы по числу примеров)
Назовите города, в чьих названиях есть названия животных или растений.
Например, Воронеж.
Задание №6 (4 балла)
Животными-символами России являются медведь и осётр. А какие животные являются символами Франции? Австралии?
Задание №7 (7 баллов)
В одном из архивов была найдена древняя летопись, относящаяся, как считали историки, к 11 веку. Её достоверность стала предметом жаркого научного спора. Часть учёных считали, что это фальшивка, другие – что рукопись подлинная. За подтверждением они обратились к биологам. В летописи были указаны следующие блюда, которыми князь потчевал своих гостей: пареная репа, цветная капуста, борщ, щи крапивные, морская капуста, макароны, овсяная каша, картофельное пюре, ржаные лепёшки, арахис, кукурузные хлопья, берёзовый сок, томатный сок, клубничное варенье, квас, апельсиновый сок и морковный сок.
Упоминание каких блюд выдаёт в этой летописи фальшивку?
Задание олимпиады по биологии для учащихся 6 класса
Задание №1 (1 балл)
О каком растении эти строки:
«Злак этот древностью гордится,
На поле десять тысяч лет родится,
Шумит в полях под синим небом,
И кормит всех нас белым хлебом.»?
Задание №2 (5 баллов)
Можете ли вы поверить в то, что:
А. Некоторые виды растений питаются животными.
Б. Английский посол в качестве подарка преподнёс Ивану Грозному микроскоп.
В.На дне моря можно встретить морскую капусту и морского огурца.
Г. В Московской области растут орхидеи.
Д. Царь Борис Годунов видел живого кенгуру.
Ответы поясните.
Задание №3 (2 балла)
Из каких растений получают пищевой сахар?
Задание№4 (3 балла)
Автомобиль движется за счёт сжигания бензина или солярки.
Откуда берётся энергия, за счёт которой движется человек?
Задание №5 (3 балла)
Кого содержат
А. в аквариуме
Б. в террариуме
В. во флорариуме?
Задание №6 (3 балла)
Что, по-вашему, значат словосочетания «мужское растение» и «женское растение»?
Задание №7 (5 баллов)
Представьте себе, что Вам предложили совершить небольшое путешествие по Северной Америке, дав задание сфотографировать лишь тех животных, которые на других континентах не водятся. Кого вы бы стали искать? Приведите примерный список.
Задание №8(6 баллов)
Решите кроссворд на обороте листа: (Приложение 2)
Задание олимпиады по биологии для учащихся 7 класса
Задание №1 (4 балла)
Какие поделочные материалы и драгоценные камни имеют животное и растительное происхождение?
Задание №2 (2 балла)
Цветок какого растения ходили искать в лес накануне праздника Ивана Купалы?
Трудно ли его отыскать?
Задание №3 (5 баллов)
Пётр I, заинтересовавшись одной сельскохозяйственной культурой, послал купцов в Аравию за её диковинными зёрнами. Привезённые семена под названием «сарацинское пшено» стали выращивать под Астраханью, а позднее и на Кубани.
Назовите эту диковинную для России во времена Петра I сельскохозяйственную культуру.
Задание №4 (5 баллов)
Какими способами растения могут защищаться от чрезмерной потери воды? Приведите примеры.
Задание №5 (6 баллов)
Возвратившись из путешествия по Южной Америке, барон Мюнхаузен поделился с друзьями рассказами об охоте на львов, слонов и жирафов. Но наиболее захватывающей была охота на обитающего в озере Виктория ихтиозавра. К сожалению, добытые бароном развесистые рога этого красивого животного утонули во время кораблекрушения на обратном пути в Европу. А сам барон целую неделю плавал по открытому морю на сфагновом бревне, пока не был подобран пиратами.С пиратского корабля барону удалось бежать, набросив верёвочную петлю на лапу пролетавшего над кораблём страуса и крепко ухватившись за неё.
Что в рассказе барона Мюнхаузена вам кажется неправдоподобным и почему?
Задание №6 (3 балла)
Почему при выращивании белокочанной капусты не рекомендуется обрывать наружные листья кочанов?
Задание №7 (3 балла)
Как вы представляете себе приручение человеком собаки?
Задание №8 (3 балла)
Отыщите ошибки в приведённом тексте и укажите, в чём они заключаются.
«Огород, устроенный дядей Васей на своих сотках, вызвал у соседей всеобщее восхищение. Три арбузных дерева, две аккуратные грядки с лебедой и осотом лучших сортов, грядка мандаринов радовали глаз. Беда лишь в том, что соседские мальчишки повадились на огород рвать бобы тыквы. Но ничего: дядя Вася поймал одного из разбойников и отлупил глухой крапивой по мягкому месту. После этого набеги мальчишек прекратились».
Задание №9 (2 балла)
Разгадайте ребусы на обороте листа: (Приложение 3)
Задание химико-биологического тура олимпиады для учащихся 8 класса
Задание №1 (1 балл)
Кто из животных находится в состоянии спячки самое продолжительное время?
Задание №2 (2 балла)
От имён каких древнегреческих богов образовано понятие, используемое для обозначения обоеполых животных? Чему покровительствовали эти боги?
Задание №3 (2 балла)
Какая биологическая ошибка имеется в сказке Ершова?
Задание №4 (5 баллов)
У кого в природе человек мог позаимствовать особенности строения, ставшие основой для таких изобретений, как
А. чернила,
Б. бумага,
В. застёжка-молния,
Г. антибиотики,
Д. лопасти вертолёта?
Задание №5 (5 баллов)
Какая постройка, созданная животными на Земле, видна из космоса?
Где она находится?
Задание №6 (5 баллов)
Барон Мюнхаузен рассказывал, что, однажды охотясь на львов в джунглях Амазонки, он встретил удивительное животное. Оно передвигалось на шести ногах и было покрыто перьями. В зубах у неизвестного животного трепыхалась пойманная им добыча - коала. Испугавшись барона, животное быстро взлетело и скрылось за ветвями высоких деревьев.
Что вам кажется неправдоподобным в рассказе хвастливого барона?
Задание №7 (2 балла)
Предложите способ разделения смеси веществ: древесных опилок, сахарного песка и железных обломков небольшой величины.
Задание №8 «Химический кроссворд» (4 балла)
Заполните пустые клетки кроссворда названиями химических элементов, если в каждом названии присутствует буква «о». Причем, она должна быть в этом кроссворде по диагонали, начиная с первой клетки первого слова и заканчивая последней клеткой последнего слова:
Задание №9 «Химические перевёртыши» (5 баллов)
Прочтите текст «перевёртыша» и запишите правильную формулировку каждой пословицы:
А. Молчание – ртуть, крик – платина
Б. Гладь металл, пока холодно
В. Проспал холод, сушь и оловянные трубы
Г. Не та грязь, что тусклая
Д. Звери живут за неметалл
Задание №10 (5 баллов)
Какие химические элементы названы в честь Солнца, Луны и планет Солнечной системы?
Задание химико-биологического тура олимпиады для учащихся 9 класса
Задание №1 (1 балл)
В травмопункты часто доставляют людей с переломами нижних конечностей.
Как ты считаешь, какая кость и почему, согласно статистике, ломается чаще всего?
Задание №2 (3 балла)
Видный француский физиолог Клод Бернар называл кровь «зеркалом организма».
Как бы вы пояснили правомерность такого определения?
Подумайте,что этот учёный называл «зеркалом души»?
Задание №3 (4 балла)
Продолжите пары:
Очи – глаза, Уста - …., Чело - …, Ланита - …., Персты -…..
Задание №4 (5 баллов)
Великий немецкий композитор Бетховен, когда в старости стал терять слух, нашёл оригинальный способ слышать музыку с помощью деревянной палочки. Как он её использовал?
Задание № 5 (5 баллов)
Как вы думаете, почему только млекопитающие животные способны пережёвывать пищу, в то время как другие позвоночные животные заглатывают откушенные или оторванные куски целиком?
Задание №6 (5 баллов)
Под соответствующими номерами укажите название каждого животного и органы его дыхания. Как дышат животные, у которых органы дыхания отсутствуют?
Задание №7 (5 баллов)
Какие семь металлов были известны алхимикам в древности и в Средние века?
Задание №8 (6 баллов)
Запишите химические элементы, названия которых переводятся как
А. «лучистый»
Б. «светящийся»
В. «камень»
Г. «зелёный»
Д. «тёмно-красный»
Е. «безжизненный»
Задание №9 (3 балла)
Прочтите «Сказку о братьях Карбонатах» и заполните в ней недостающее:
На Земле живут три брата
Из семейства Карбонатов.
Старший брат – красавец… |
|
|
Задание №10 «Четвёртый – лишний» (2 балла)
Найдите в каждом ряду один химический элемент, который является лишним.
Поясните свой выбор.
А) H, He, Ne, Ar.
Б) Fe, Co, Ni, Na.
В) H, Li, Be, B.
Г) F, Cl, Mn, Br.
Задание химико-биологического тура олимпиады для учащихся 10 класса
Задание №1 (1 балл)
Без него жизнь невозможна, между тем его название на русский язык переводится как «безжизненный».
О каком химическом элементе идёт речь?
Задание №2 (2 балла)
Какое минимальное число нуклеотидов должна иметь цепь молекулы ДНК, кодирующая белок из 501 аминокислоты?
Задание №3 (2 балла)
Для получения теста для хлеба греки использовали смесь муки и забродившего виноградного сока. Какие продукты заменял грекам последний компонент их теста?
Задание №4 (4 балла)
Великий шведский биолог Карл Линней в основу своей систематики растений положил число тычинок в его цветках: так, например, он выделял классы «трехтычинковые» – злаки, «шеститычинковые» – капустные и т.д.
В его системе имеется класс «тайнобрачные» растения.
Подумайте, какие растения были Линнем так названы.
Задание №5 (3 балла)
Может ли синтез белков происходить в …
А. митохондриях
Б. лизосомах
В. пузырьках аппарата Гольджи
Г. хлоропластах?
Выбор ответа обоснуйте.
Задание №6 (5 баллов)
Существуют ли гены, которые не кодируют белки?
Если – да, то каковы их функции?
Задание №7 «Химические названия и страны»(3 балла)
- Какая страна названа так же, как один из предельных углеводородов?
- Какой химический элемент назван в честь России?
- Какой химический элемент назван в честь родины единственной женщины - Нобелевского лауреата по химии?
Задание №8 (5 баллов)
На основании приведённых правых частей уравнений реакций восстановите левые части:
…+…. = CO2 + 2SO2
…+….= 5CO2 + 6H2O
…+…..= CH3–CH2–OH
…+……= CH3–C(СН3)Cl–CH3
…+…..= NaNO3 + NaNO2 + H2O
Задание №9 (5 баллов)
Составьте возможные изомеры вещества состава С5Н10, подпишите их названия.
Задание №10 (5 баллов)
В кабинете химии хранилась старая банка с часто использовавшимся ранее реактивом. На этикетке остался только один не стёршийся символ «Na ..».Это соединение может быть карбонатом, гидроксидом или сульфатом. Ученик, прилив к пробе содержимого банки соляную кислоту, пронаблюдал выделение газа, оказавшегося углекислым газом. Из этого он сделал вывод, что в банке хранится карбонат натрия.
А. Однозначен ли вывод этого ученика?
Б. Какое соединение точно не находилось в банке?
В. Напишите необходимые уравнения реакций.
Задание №11 (3 балла)
«Химические заморочки»
А. Первые четыре буквы фамилии известного греческого философа совпадают с первыми четырьмя буквами слова «народ» на греческом языке; последние четыре – это остров в Средиземном море; в целом – это фамилия древнегреческого философа, основателя атомистической теории.
Б. Первый слог названия химического элемента совпадает с первым слогом названия элемента, названного в честь Луны; второй слог является первым у названия металла, открытого Марией Склодовской-Кюри; в целом – это «желчь бога Вулкана» как сказали бы об этом элементе алхимики древности.
В. Первый слог названия химического элемента совпадает с первым слогом названия удушливого газа, получаемого соединением хлора с оксидом углерода (П); второй слог является первым в названии раствора формальдегида в воде; в целом -это химический элемент, о котором А.Ферсман сказал, что это элемент жизни и мысли.
Задание №12 (2 балла)
Разгадайте ребусы:
Задание химико-биологического тура олимпиады для учащихся 11 класса
Задание №1 (1 балл)
Расшифруйте аббревиатуры: ВОЗ, МСОП.
Задание №2 (3 балла)
Какая мутация была бы более опасной для организма: выпадение из гена двух или трёх первых нуклеотидов? Почему вы так считаете?
Задание№3 (3 балла)
Вспомните «Сказку о попе и работнике его Балде» А.С.Пушкина
Буду служить тебе славно
Усердно и очень исправно.
В год за три щелчка тебе по лбу
Есть же мне давай варёную полбу.
Что такое «полба»?
Задание №4 (5 баллов)
На заседании «Союза Меча и Орла» господин О.Бендер заявил, что он является претендентом на Российский престол, поскольку его матушка состояла в гражданском браке с Государем Императором. В подтверждение своих слов великий комбинатор сказал, что он так же, как и царевич Алексей, страдает гемофилией.
Убедительны ли претензии господина О.Бендера на Российский престол? Почему?
Задание №5 (5 баллов)
В ядрах клеток эндосперма некоего растения содержится 21 хромосома. К какому из перечисленных отделов растений оно относится:
А. моховидные
Б. папоротниковидные
В. голосеменные
Г. покрытосеменные
Ответ объясните.
Задание №6 (2 балла)
Бывают ли белки, не содержащие азота? Если – да, то какие?
Задание №7 (5 баллов)
На основании приведённых правых частей уравнений реакций восстановите левые части:
…+… = 2Ag + CH3–CH2–CH2–COOH
…+… = 2N2 + 4CO2 + 10H2O
…+… = CH2=CH2 + H2O
…+… = CH3–CH2–O–CH3 + H2O
…+… = CH3–CH2–CH2–OH + NaCl
Задание №8 (5 баллов)
Прочтите отрывок из повести Г.Р.Хаггарта «Жемчужина Нила»:
«Она вынула из уха одну из тех огромных жемчужин... и …опустила её в уксус. Наступило молчание, потрясённые гости, замерев, наблюдали, как несравненная жемчужина медленно растворяется в крепком уксусе. Вот от неё не осталось и следа, и тогда Клеопатра подняла кубок, покрутила его, взбалтывая уксус, и выпила весь до последней капли».
Почему Клеопатра смогла выпить «крепкий» уксус? Запишите уравнение произошедшей реакции.
Задание №9 (5 баллов)
Лаборанту было необходимо для предстоящего синтеза приготовить обезвоженный этиловый спирт из его водного раствора. Недолго думая, он налил спирт в колбу и хотел добавить концентрированную серную кислоту. Зная, что она является хорошим обезвоживающим средством, лаборант решил, что она свяжет воду, а спирт из смеси можно будет без помех отогнать и собрать уже обезвоженным. Почему коллеги не дали лаборанту осуществить своё намерение? Чем мог бы закончиться этот эксперимент для неопытного лаборанта?
Напишите уравнение возможной реакции.
Задание №10 (5 баллов)
«О каком веществе идёт речь?»
А. Раствор этого вещества называют кислотой и используют в медицине как дезинфицирующее средство. В больших количествах его используют для производства красителей, и именно поэтому гуашь и тушь имеют запах этого вещества, а также для производства пластмасс, лекарств (аспирин), средств защиты растений. Оно обладает химическими свойствами двух классов соединений. Результатом взаимного влияния атомов в его молекуле являются свойства, не характерные для этих двух классов. Например, это вещество реагирует с основаниями, выступая в роли кислоты. Попадание его на кожу вызывает ожоги. Ядовитое вещество! Образуется при коксовании каменного угля.
Б. Это вещество – тяжёлая маслянистая жидкость, от нагревания и лёгкого сотрясения взрывается. Спиртовой раствор этого вещества используют в медицине как сосудорасширяющее средство с этим же названием. В смеси с другим веществом (кизельгуром) оно безопасно в обращении и запатентовано А.Нобелем под названием «динамит». Этим веществом на 30% начиняют гранаты.
В. Это вещество – жидкость с характерным запахом. Ядовитое вещество: смертельная доза 30 мл. У него нет изомеров. Для него характерна реакция этерификации. Молекула состоит из трёх видов атомов, кратные связи отсутствуют. В одной из старинных рукописей есть упоминание о том, как арабский алхимик, попробовав на вкус бесцветную жидкость, полученную им при нагревании сухой древесины в реторте, мгновенно ослеп.
Г. Это вещество долгое время называли спиртом, хотя к спиртам оно никакого отношения не имеет. Пахучая жидкость, обладает бактерицидными свойствами, поэтому используется при заготовке кормов в качестве консерванта. Широко используется в медицине при радикулите и ревматических болях как раздражающее средство. Пчеловоды ценят эту жидкость как эффективное средство лечения болезней пчёл от клещей-паразитов. Применяется как протрава при отделке и крашении текстиля и бумаги, обработке кожи. Среди своих гомологов это вещество обладает самыми сильными кислотными свойствами. Для него характерны ещё и свойства другого класса соединений.
Д. Газ, легче воздуха, мало растворим в воде, без цвета и запаха. Горит ярким коптящим пламенем, имеющим очень высокую температуру. Его смеси с воздухом взрывоопасны. Он хорошо растворим в ацетоне, в таком виде его хранят. У него нет изомеров, а для его гомологов характерны два вида изомерии. В лаборатории его можно получить из карбида кальция и воды. Применяется в производстве винилхлорида, тетрахлорэтана, этаналя.