Цель: познакомить с правилом переноса слов с двойными согласными.
Задачи:
Образовательные:
- научить правильно переносить слова с двойными согласными;
- познакомить с происхождением слов;
Развивающие:
- продолжить работу по написанию и запоминанию слов с двойными согласными; способствовать развитию орфографической зоркости;
- пополнить словарный запас учащихся;
Воспитательные: воспитывать аккуратность, прилежание.
Оборудование:
- интерактивная доска. Презентация урока
- кроссворд
- этимологический словарь, словарь иностранных слов
- учебник русский язык 3 класс часть 1» Полякова А. В.
- 2 лучика — желтый и красный ( для оценки своей работы на уроке).
- карточки лля самостоятельной работы.
- сигнальные карточки зеленая и красная (для самопроверки)
- смайлик
Ход урока
OPГ. MOMEHT.
Великий, могучий, свободный,
Надежды и силы родник,
Тебе посвящаем урок мы сегодня,
Родной наш, правдивый и гордый язык!
- Сегодня на уроке мы продолжим наблюдать за словами, за их написанием. Откроем для себя еще один секрет русского языка Но чтобы подобраться к этому секрету, надо выполнить несколько заданий.
Слайд № 2, приложение. — Что необычного вы видите на доске? (буквы англ. и фран. языков)
- А как вы думаете, почему такой девиз? (будем что- то изучать новое и у нас все получится)
- Да. Сегодня мы откроем секрет русского языка помогать нам будет веселый человечек — СМАЙЛИК
2. ПРОВЕРКА Д.З.
- С какой орфограммой мы познакомились на прошлом уроке? (двойные согласные)
Слайд № 3,4, приложение — Как проверить написание удвоенных согласных? (нельзя, их нужно запомнить)
- Когда в слове пишется удвоенный согласный7 (если согласный звук произносится долго, то пишем две согласные буквы)
3. ЧИСТОПИСАНИЕ
Слвйд №5, приложение. лл пп нн мм рр сс кк
- Запишите буквы-близнецы.
- Можно ли сказать, что это слоги? (нет, состоят из двух согласных, а в слоге должен быть гласный)
- Почему мы взяли их на чистописание? (новая орфограмма)
- Запишите 3 слова с любыми сочетаниями букв, подчеркните орфограмму. (1 мни)
4 ВОССТАНОВИ СЛОВА.
Слайд № 6, приложение.
СММ |
|
СФФКС |
|
ХККЙ |
|
- В словах потерялись гласные буквы. Мы с вами поработаем реставраторами, т.е. восстановим слова. (2 мин.)
- Какие слова получились? Проверим! Слайд № 7, приложение
- Чем они похожи? (есть удвоенные согласные)
- Как проверить написание этих слов? (в словаре — их надо запомнить)
- Подчеркните орфограммы.
5 СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ УРОКА.
- Какой же секрет имеют двойные согласные? Если разгадаем кроссворд правильно, то в горизонтальном ряду и прочитаем этот секрет.
Слайд № 8, приложение. КРОССВОРД.
- Я читаю вам загадку, а вы должны отгадать их.
1) Небольшое количество учащихся, туристов (ГРУППА) слайд № 9, приложение
2) Он на вокзале есть всегда,
К нему приходят поезда,
Двойное Р содержит он
И называется . (ПЕРРОН) слайд № 10, приложение
3) Многим вам она знакома
В ней купаться можно дома.
Что же это за предмет?
Догадались или нет? (ВАННА) слайд № 11, приложение
4) В названии какого дня недели есть удвоенные согласные? (СУББОТА)
Слайд № 12, приложение
5) Денежная бумажная купюра США ( ДОЛЛАР) слайд № 13, приложение
6) Спортивный бег или гонки с препятствиями по пересеченной местности. (КРОСС)
Слайд № 14, приложение
7) Ах, какой огромный стол!
Для каких обедов он?
Нет, обедать здесь не станем;
Сетку туго мы натянем—
Скачет шарик там и тут.
Как игру эту зовут? (ТЕННИС) слайд № 15, приложение
8) С мамой в магазин ходили
Для занятий все купили.
За ластик, ручку, пасту
Заплатили деньги в ... (КАССУ) слайд № 16, приложение
9) Самая крупная человекообразная обезьяна. (ГОРИЛЛА) слайд №17, приложение
10) Художественное произведение в прозе. (PACCKA3) слайд № 18, приложение
11) Чтоб каждый телевизор
Работал без капризов,
На крыше непременно
Должна стоять . (АНТЕННА) слайд № 19, приложение
— Что получилось в горизонтальном строке? (ПЕРЕНОС ДВО1П1ЫХ СОГЛАСНЫХ) слайд № 20, приложение
Слайд № 21, приложение. ТЕМА УРОКА
- На уроке мы познакомимся с правилом переноса слов с двойными согласными и будем учиться правильно их переносить; продолжим работу по написанию слов с удвоенными согласными; познакомимся с происхождением слов, пополним словарный запас.
- Давайте вспомним правила переноса слов.
По щелчку: Слайд № 22, приложение
- слова переносятся только по слогам
- 1 букву нельзя оставлять и переносить на другую строку
- слова из 1 слога не переносятся
6. ПЕРЕНОС СЛОВ С ДВОЙНЫМИ СОГЛАСНЫМИ
— А как перенести слова с двойными согласными? Вернемся к словам, (слайд № 23, приложение) которые мы с вами восстанавливали и запишем для переноса. (2 мин)
- Проверим! Слайд № 24, приложение.
ТОН-НА |
|
СУФ-ФИКС |
|
ХОК-КЕЙ |
|
- Как же вы разделили слова с удвоенной согласной для переноса?
УЧЕБНИК С. 85 ПРАВИЛО.
- Прочитайте правило и ответьте на вопрос.
Слайд № 25, приложение. На доске слова:
МЕТАЛЛ
КЛАСС
КИЛОГРАММ
ЭКСПРЕСС
КРИСТАЛЛ
- Разделите эти слова с удвоенной согласной для переноса? (2 мин)
- Проверяем! Слайд № 26, приложение
(МЕ-ТАЛЛ КЛАСС КИ-ЛОГРАММ КИЛО-ГРАММ ЭКС- ПРЕССС КРИСТАЛЛ)
- А почему аы не разделили при переносе двойные согласные? (1 букву переносить нельзя)
- Значит, правило, которое прочитали в учебнике, мы не можем применять для этих слоаэ Почему? ( Двойные согласные на конце)
- Какой вывод мы сделаем? Как же переносить слова с двойной согласной? в слове, если они стоят в середине слова и если в конце слова?
Слайд № 27, приложение. по шелч«у
ПРАВИЛО
- При переносе слов с двойной согласной в середине, 1 буква остается на одной строке, а другая переносится на другую;
- если двойная согласная на конце слова. то при переносе они не разделяются.
7. ФИЗМИНУТКА Игра «Поймай слово»
А сейчас отдыхаем Я буду называть слова Если оно пишется с удвоенной согласной вы поднимаете руки вверх и хлопаете в ладоши 2 раза, а если пишется один согласный — то приседаем. Будьте внимательны.
Туманный, осенний, зелёный, кроссворд, килограмм, осиновый, классный, профессия, малиновый, программа, суффикс, телеграмма, длина, длинный.
8. ПРОИСХОЖДЕНИЕ СЛОВ
- А сейчас послушаем ребят, которые изучают французский язык.
(Выступления учащихся, изучающих французский язык)
1) А знаете ли вы, что слова с удвоенными согласными — это ИНОСТРАНЦЫ
Слайд № 28, приложение
Французское |
Русское |
Clssse |
Класс |
Profession |
Профессия |
Gruppe |
Группа |
Узнать о происхождении слов можно обратившись к специальному словарю, который так и называется «Словарь иностранных слов» (показать).
А этимологический словарь (показать) подскажет от какого слова образовалось, или с каким выражением оно связано.
(АЛЛЕЯ заимствовано в 18 веке из польского языка. где АЛЕЯ от французского АЛЛЕ, что значит — проход, дорога) — зачитать из словаря
2) У себя на родине они писались с двойными согласными, наверное, поэтому им и оставили двойные согласные, как связь с родиной. В результате общения народов мира, люди делятся не только достижениями науки, культуры, но и заимствуют слова.
3) Есть еще один интересный факт — УДАРЕНИЕ во французских словах.
Практически во всех словах с двойными согласными, оно падает на последний слог. Но есть и исключения из правил.
Слайд № 29, приложение
МИЛЛИОН |
|
БАССЕЙН |
|
КРОССВОРД |
|
- Запишите слова, поставьте ударение. Почему же в слове ТОННА ударение не на последнем слоге? (2 мин)
По-французски ТОННА звучит как ТОН. В русском языке к нему присоединилось окончание А ж. р. А само ударение осталось на прежнем месте.
9. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО.
1) ЛЕКСИКО-ОРФОГРАФИЧЕСКАЯ РАБОТА. Фронтальная работа.
- Запишите предложения. (3 мин) (1 у доски)
В комнате много сора. Между друзьями вышла ссора.
- Назовите слова, сходные по звучанию.
- В чем их различие? (написание, лексич. значение)
- Объясните их значение (сор — мусор. ссора — разлад, разногласие)
2) НАЙДИ СЛОВА. Коллективная работа.
Слайд № 30, приложение. Найдите в таблице 9 слов с удвоенными согласными Запишите их в строчку, разделяя для переноса. (5 мин)
3)САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА
Слайд № 31, приложение - Вставьте, пропущенные согласные (3 мин). Подчеркните орфограммы. Работаем зеленой ручкой.
Плавать в ба.. ейне, липовая а . ея, те... нсный мяч, оси.. овый листок, шо...ейная дорога. осе ..нй денёк.
Слайд № 32, приложение. САМОПРОВЕРКА.
- А сейчас приготовили простые карандаши и проверили свои работы Возьмите сигнальные карточки и просигнальте свои результаты: зеленый — все правильно, красный — есть ошибки.
Плавать в бассейне, липовая аллея, теннисный мяч, осиновый листок, шоссейная дорога, осенний денек.
- Какое из словосочетаний «лишнее» и почему? (осиновый листок)
- Когда нужно писать в слове удвоенные согласные? (когда согласный произносится долго)
4) ДИКТАНТ «ПЛЮС, МИНУС»
Слово ты перенеси
«Плюс» поставить поспеши,
А не сможешь, так и знай,
«Минус» ставь и не зевай.
- Если удвоенные согласные переносятся, то ставим «+», а если не переносятся ставим « — »
ВАННА, ГАММА, КРОСС и КАССА
СУММА, ГРАММ, и ГРИПП, и МАССА.
Слайд № 33. ВЗАИМОПРОВЕРКА
+ + – + + – – +
5) РАБОТА ПО УЧЕБНИКУ.
УПР. 161. — Выпишите в алфавитном порядке и разделите для переноса.
6) КОНТРОЛЬНЫЙ ЛИСТОК
- А сейчас проверим, как вы научились разделять для переноса слова с удвоенными согласными.
Слайд № 34, приложение
- Разделите слова с удвоенными согласными для переноса. (5 мин)
АЛЛЕЯ, КОЛОННА, КЛАСС, ТЕРРАСА, СУББОТА, ГРИПП, КАССА, ВАННА, КОЛЛЕКТИВ, ГРУППА. ТЕЛЕГРАММА
10. ИТОГ УРОКА
- Подведем итог урока.
1) Чему учились на уроке? (правильно писать и переносить слова с удвоенными согласными, познакомились с новыми словами)
2) Что нужно делать, чтобы правильно писать слова с удвоенными согласными? (нужно знать как они пишутся)
3) СКАЗКА «IIPO ДЕВОЧКУ АЛЛОЧКУ»
А сейчас я предлагаю послушать сказку о том, что может произойти, если не знать, как пишутся слова с двойными согласными.
Жила-была девочка Алла. Училась она в 3 классе.
Как-то на дом было задано написать слова с двойными согласными. Алла получила двойку.
Ночью ей приснился сон. Гнались за девочкой двойные согласные Алла споткнулась и упала. Буквы кружились над девочкой и возмущенно кричали:
- Ты не знаешь правила о нас? Ведь ты не сможешь написать теперь очень много слов, в которых мы встречаемся. В наказание мы исчезнем из твоего имени.
И Алла разучилась писать свое имя.
Когда на уроке русского языка дети писали Алла, девочка не смогла этого сделать и заплакала.
- Почему ты плачешь? — спросила ее учительница.
- Я не знаю, как пишется мое имя.
Учительница с улыбкой посмотрела на третьеклассницу и сказала:
- Ты не запомнила ни одного слова с удвоенными согласными. Но это еще не поздно сделать. Выучи их, и твое имя вернется к тебе.
Девочка обрадовалась, выучила правило и с тех пор знает, как пишется ее имя, а заодно и такие слова, как:
ХОККЕЙ, ПРОГРАММА, КИЛОГРАММ, КОЛЛЕКТИВ, СУББОТА, ДРОЖЖИ, ЖУЖЖАТЬ, КОННЫЙ, ПОССОРИТЬ.
Давайте выучим эти слова и мы!
4) Правила переноса.
Слайд № 35, приложение. — Как правильно переносить слова с двойными согласными?
Слайд № 36, приложение
1) Если удвоенные согласные в середине слова, то при переносе .
2) Если удвоенные согласные на конце. то при переносе
11. РЕФЛЕКСИЯ.
- Ребята вам понравился наш урок?
- А какая работа понравилась больше?
- Сейчас мы оценим свою работу: наш СМАЙЛИК должен стать СОЛНЫШКОМ (2 мин)
Если вам все по теме урока понятно и нет вопросов — ЖЕЛТЫЙ лучик, а если остались какие — то вопросы по уроку- КРАСНЫЙ лучик.
- Посмотрите, какое лучистое солнышко у нас получилось
12. Д.3.
Слайд № 37, приложение. Упр. № 159, с. 85 правило.
- Откройте учебники, есть ли вопросы?
- Я же хочу сказать вам спасибо за хорошую работу на уроке.