Образ ночи в поэзии, музыке, живописи

Разделы: Начальная школа


Цель урока: формирование умения понимать природу художественного образа на примере различных видов искусства

Задачи урока:

  • Познакомить учащихся с отрывком из поэмы А.С.Пушкина «Полтава», фрагментом из музыкального произведения Л.В.Бетховена «Лунная соната», репродукцией картины А.Куинджи «Лунная ночь на Днепре».
  • Развивать умение анализировать стихотворный текст, находить в произведениях общее и отличное в образах, созданных художником, композитором и поэтом.
  • Развивать познавательный интерес, эстетический вкус и творческие способности учащихся при восприятии произведений живописи, поэзии и музыки.
  • Воспитывать культуру общения, любовь и уважение друг к другу.

Используемые технологии, педагогические методы и приемы:

  • Проблемно-диалогические технологии используются на уроке для постановки и решения учебной задачи, для осуществления обратной связи на уроке. С помощью проблемного диалога учащиеся не только получают знания и опыт владения различными способами действий в данной проблемной ситуации, но и длительное время, не снижая внимания, изучают материал, меньше устают, так как диалог помогает передать не только информационное содержание, но и эмоциональное состояние. Учебный диалог способствует формированию коммуникативной компетенции.
  • Информационно-коммуникационные технологии дают возможность сосредоточить за одинаковое время больший объем знаний, при этом сохраняя физическое и психическое здоровье учащихся. ИКТ используются для наглядности, используя зрительные образы, музыкальные фрагменты.

Необходимое оборудование и материалы: м/м презентация Power Point (портреты Л.В.Бетховена, А.С.Пушкина, А.Куинджи, репродукция картины А. Куинджи «Ночь на Днепре», музыкальное произведение «Лунная соната» Л.Бетховена), толковый словарь Ожегова, учебник В.Ю.Свиридова, Н.А.Чуракова «Литературное чтение» 2 класс, часть первая.

Ход урока

Организационный момент.

‑ Начинаем урок, который даст возможность получить и объединить знания литературы, музыки, искусства.

Постановка учебной задачи. Создание проблемной ситуации. (СЛАЙД №1, приложение)

‑ Прочитайте названия произведений, о которых пойдет сегодня речь. («Тиха украинская ночь», «Лунная соната», «Лунная ночь на Днепре»).

‑ Что объединяет эти названия? (эти названия связаны с ночью, луной)

‑ Чему будем посвящен наш урок? (создание образа ночи)

‑ Сегодня мы познакомимся с разными по жанру произведениями, посвященными ночи. Попробуем разобраться, какие чувства рождаются у авторов и есть ли в произведениях что-то общее.

‑ Одно из перечисленных произведений является литературным творчеством, другое музыкальным, а третье относится к живописи. Можно ли по этим названиям определить, какое из произведений относится к литературе, какое к живописи, а какое к музыке? (Версии детей)

Выдвижение гипотез

Версии детей («Лунная соната» ‑ относится к музыке, так как «соната» ‑ музыкальное произведение. Определить жанр произведения по названиям «Тиха украинская ночь» и «Лунная ночь на Днепре» учащиеся затрудняются).

Проверка гипотез. Решение проблемы, открытие нового знания. (СЛАЙДЫ 2-4, приложение)

‑ Обратимся к толковому словарю.

«Соната – музыкальное произведение, состоящее из нескольких частей, объединенных одним замыслом».

‑ Определив, что соната – это музыкальное произведение, мы можем сказать, что «Лунная соната» относится к музыкальному творчеству.

‑ Сейчас я назову авторов данных произведений, покажу их портреты. Попробуйте узнать портреты великих людей. (СЛАЙД №2, приложение ‑ ПОРТРЕТ А.С. Пушкина.)

‑ Кто такой А.С. Пушкин? Что вы о нем знаете? (Пушкин – великий русский поэт, автор «Сказки о рыбаке и рыбке», «Сказке о мертвой царевне и семи богатырях» и т.д.)          

‑ Годы жизни Пушкина – 1799-1837

‑ Сегодня мы познакомимся с отрывком из поэмы А.С.Пушкина «Полтава» ‑ «Тиха Украинская ночь»

(СЛАЙД №3, приложение ‑ Портрет Л.В.Бетховена)

‑ На слайде портрет великого немецкого композитора Л.В.Бетховена.

Годы жизни Л.В. Бетховена 1770-1827.

Сравните годы жизни Пушкина и Бетховена.

Можно ли их назвать Пушкина и Бетховена современниками? (да)

‑ Сегодня мы познакомимся с произведением Бетховена «Лунная соната». Это произведение он написал в 1801 году, когда ему было 30 лет.

(СЛАЙД №4, приложение ‑ Портрет А.Куинджи)

‑На слайде портрет знаменитого русского художника-пейзажиста А.Куинджи. Кто такой пейзажист? (художник, который пишет пейзажи. Пейзаж – это картина, на которой изображена природа)

Годы жизни А.Куинджи 1841-1910.

‑ Куинджи очень любил родную природу. Произведение, с которым мы сегодня познакомимся ‑ «Лунная ночь на Днепре»

(СЛАЙД №5, приложение)

‑ Вернемся к нашим названиям, нашему проблемному вопросу. Можете ли сейчас сказать, какое из произведений является произведением литературы, музыки или живописи? (да. «Лунная ночь на Днепре – произведение относится к живописи, автор этой картины А.Куинджи. «Тиха украинская ночь» А.С.Пушкина ‑ произведение литературы, «Лунная соната» ‑ музыкальное произведение, автор Л.В.Бетховен)

Работа по теме урока. Формулировка темы и целей урока.

(СЛАЙДЫ 5-6, приложение)

‑ Итак, сегодня мы говорим о красоте поэтической, музыкальной и художественной

А посвящен наш урок, как мы уже сказали – ночи.

Тема урока: Образ ночи в живописи, поэзии и музыке (СЛАЙД №6, приложение)

Цель урока: (СЛАЙД №7, приложение)

Проанализировать стихотворение, рассмотреть картину, послушать музыкальный фрагмент и найти общее и отличное в образах, созданных художником, композитором и поэтом.

Работа над стихотворением А.С.Пушкина «Тиха украинская ночь». (СЛАЙД 8, приложение)

Подготовка к восприятию стихотворения.

Прежде чем начать работу над этими произведениями, я хотела бы вас «окунуть» в летние дни, в воспоминания. Доводилось ли вам видеть звездное ночное небо? Какое оно? Опишите его. (Красивое, спокойное, таинственное, тихое, волшебное…). Какие слова вы использовали для описания неба? Как называются такие слова в русском языке? (имена прилагательные). Какую роль имена прилагательные играют в нашей речи?

А вот как А.С.Пушкин сумел увидеть и передать в поэтическом тексте свои воспоминания.

Чтение стихотворения учителем.

‑ Понравилось вам стихотворение? О чем оно? Как вы его поняли? Какую картину представили? (темное небо, на небе яркие звезды и луна, которые освещают силуэты различных предметов…)

Прочитайте название («Тиха украинская ночь…»)

Украина – южная страна, и ночи там очень темные и торжественные.

Работа с учебником. (с.18)

‑ Прочитайте это стихотворение самостоятельно. Найдите непонятные слова и выражения. Объяснение некоторых из них можно найти в словаре.

Словарная работа.

Дремота – полусон, при котором хочется спать и невольно закрываешь глаза.

Белая Церковь – город в Полтавской области

Гетман – так на Украине называли Верховного правителя.

Превозмочь – преодолеть

Блещут от слова блестеть

Трепещут – трепетать, дрожать, колебаться

Объясните значение выражений: (СЛАЙД №9, приложение)

«Своей дремоты превозмочь не хочет воздух…»

«Сребристых тополей листы» (серебристый тополь – порода тополя, у которого листья с нижней стороны покрыты светлым пушком) (СЛАЙД №10, приложение)

Анализ стихотворения. Работа над выразительным чтением.

От чьего имени ведется повествование? (от имени автора. Автор и является героем этого произведения) Такой герой называется «лирическим» героем.

‑ Как нужно читать это стихотворение? (тихо, спокойно) .Почему? (чтобы подчеркнуть тишину, чтобы передать картину, отсутствие движений).

Где будете делать небольшие паузы – остановки, а где паузы побольше? Помните, что точка – длинная пауза, запятая - короткая.

Выразительное чтение вслух.

Удалось услышать тишину?

Можно ли сказать, что природа для поэта живая? Какой прием использовал автор для оживления природы? (олицетворение)

‑ Кому из вас это стихотворение напомнило личные впечатления, переживания? Расскажите.

Итак, что хотел предать А.С.Пушкин в своем произведении? (красоту окружающего мира)

Какую роль играет поэзия в жизни человека?

Поэзия помогает нам почувствовать красоту окружающего мира

‑ Герой рассказов В.Драгунского Денис Кораблев, читая стихи «Тиха украинская ночь», чувствовал вот что. Прочитаем отрывок из произведения В.Драгунского на с.19 (Чтение учащимися)

‑ Как вы думаете? Почувствовал ли мальчик то, что хотел передать поэт в этом стихотворении? (да, он почувствовал эту красоту)

‑ Почему Дениска дополняет картину, созданную поэтом, представляя с собой щенка и своего дедушку? (он хотел, чтобы в такую минуту с ним рядом были те, кого он любит)

Работа над произведением Л.В.Бетховена «Лунная соната». (СЛАЙД №11, приложение)

‑ А можно ли музыкальными средствами создать картину ночи?

‑ Я хочу предложить вам послушать фрагмент из удивительного произведения Л.В.Бетховена «Лунная соната» (прослушиваем «Лунную сонату). (СЛАЙД №11, приложение, включить музыку)

‑ Какие образы возникли у вас, слушая музыку? Какие чувства у вас вызвало это музыкальное произведение? (душевное спокойствие, чувство прекрасного).

‑ Какую роль играет музыка в жизни человека? (музыка помогает нам услышать красоту, в том числе и красоту духовную)

‑ Итак, мы с вами разобрались в средствах передачи красоты окружающего мира ‑ поэтическом и музыкальном, а сейчас обратимся к художественному творчеству.

Знакомство с репродукцией картины А.Куинджи «Лунная ночь на Днепре».

(СЛАЙД №12, приложение)

‑ Прочитайте название репродукции картины, с которой мы познакомимся.

‑ Что такое Днепр? (река). Что вы знаете об этой реке? Где она протекает? (СЛАЙД №13, приложение)

(Берет свое начало в России, протекает по Белоруссии, Украине, и впадает в Черное море.)

Длина этой реки 2201 км. Для сравнения ‑ длина реки Кама – 1805 км. Какая река длиннее?

Найдите и покажите на карте Днепр. (СЛАЙД №14, приложение)

‑ Перед вами репродукция картины А.Куинджи «Лунная ночь на Днепре». (СЛАЙД №15, приложение) Окунитесь в атмосферу летней ночи. Какие чувства вызывает эта картина? Красиво? Таинственно?

‑ Есть ли впечатление, что «тихо-тихо все кругом»? (да, мы видим, что река неподвижна, нет движений ни на небе, ни на земле, ни на воде)

‑ Как этого достигает художник? Смотрите, он рисует ровную гладь реки, нет ни людей, ни животных, лишь огоньки говорят о том, что в домах живут люди.

‑ Какой прием лежит в основе образа ночи? (контраста) Темный фон и яркая светлая полоса реки (вселяет надежду, дает ощущение душевного равновесия, спокойствия)

Таким образом, чему нас учат картины? (видеть и замечать красоту вокруг нас)

Обобщение.

— Что видите, слышите, чувствуете, когда слушаете стихотворение, музыку, рассматриваете картину?

‑ Можем ли мы сказать, что видим удивительную красоту природы, слышим звуки ночи, ее тишину, и что нас переполняют чувства радости и восторга?

Итог урока.

— Что нового узнали на уроке? Какая была цель на уроке? Достигли цели?

— Что тронуло вашу душу? С каким настроением вы уйдете с урока?

(СЛАЙД №16, приложение)

‑ Посмотрите на экран. Я бы хотела завершить наш урок следующими высказываниями. «Красота пробуждает в нас самое лучшее»

«Красота расширяет нашу душу: мы ощущаем присутствие всего самого любимого и дорогого».

‑ Давайте еще раз соединим три произведения - живописи, поэзии и музыки, прочитаем на фоне музыки Бетховена и картины Куинджи стихотворение А.С.Пушкина.

‑ У кого появилось желание выучить стихотворение наизусть?

Домашнее задание

Выучить стихотворение А.С.Пушкина «Тиха украинская ночь» наизусть

Используемые источники и литература

  1. Сборник программ для начальной школы. Система Л.В.Занкова. – Самара: издательство «Учебная литература», издательский дом «Федоров»,2008
  2. Свиридова В.Ю., Чуракова Н.А. Литературное чтение: Учебник для 2 класса. – Самара,2008
  3. Захарова В.В., Серова М.В. Поурочные разработки по литературному чтению: 2 класс. – М.: ВАКО, 2008
  4. Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. – М.: АЗЪ, 1995
  5. Синицына В.А. -А.С. Пушкин «Тиха украинская ночь...». Творчество поэтическое, художественное и музыкальное» http://www.school1.borisovka.info
  6. http:// parelel-media com.ua
  7. http://www. artgarden.ru
  8. http://yandex.ru/