Цель урока: формирование умения понимать природу художественного образа на примере различных видов искусства
Задачи урока:
- Познакомить учащихся с отрывком из поэмы А.С.Пушкина «Полтава», фрагментом из музыкального произведения Л.В.Бетховена «Лунная соната», репродукцией картины А.Куинджи «Лунная ночь на Днепре».
- Развивать умение анализировать стихотворный текст, находить в произведениях общее и отличное в образах, созданных художником, композитором и поэтом.
- Развивать познавательный интерес, эстетический вкус и творческие способности учащихся при восприятии произведений живописи, поэзии и музыки.
- Воспитывать культуру общения, любовь и уважение друг к другу.
Используемые технологии, педагогические методы и приемы:
- Проблемно-диалогические технологии используются на уроке для постановки и решения учебной задачи, для осуществления обратной связи на уроке. С помощью проблемного диалога учащиеся не только получают знания и опыт владения различными способами действий в данной проблемной ситуации, но и длительное время, не снижая внимания, изучают материал, меньше устают, так как диалог помогает передать не только информационное содержание, но и эмоциональное состояние. Учебный диалог способствует формированию коммуникативной компетенции.
- Информационно-коммуникационные технологии дают возможность сосредоточить за одинаковое время больший объем знаний, при этом сохраняя физическое и психическое здоровье учащихся. ИКТ используются для наглядности, используя зрительные образы, музыкальные фрагменты.
Необходимое оборудование и материалы: м/м презентация Power Point (портреты Л.В.Бетховена, А.С.Пушкина, А.Куинджи, репродукция картины А. Куинджи «Ночь на Днепре», музыкальное произведение «Лунная соната» Л.Бетховена), толковый словарь Ожегова, учебник В.Ю.Свиридова, Н.А.Чуракова «Литературное чтение» 2 класс, часть первая.
Ход урока
Организационный момент.
‑ Начинаем урок, который даст возможность получить и объединить знания литературы, музыки, искусства.
Постановка учебной задачи. Создание проблемной ситуации. (СЛАЙД №1, приложение)
‑ Прочитайте названия произведений, о которых пойдет сегодня речь. («Тиха украинская ночь», «Лунная соната», «Лунная ночь на Днепре»).
‑ Что объединяет эти названия? (эти названия связаны с ночью, луной)
‑ Чему будем посвящен наш урок? (создание образа ночи)
‑ Сегодня мы познакомимся с разными по жанру произведениями, посвященными ночи. Попробуем разобраться, какие чувства рождаются у авторов и есть ли в произведениях что-то общее.
‑ Одно из перечисленных произведений является литературным творчеством, другое музыкальным, а третье относится к живописи. Можно ли по этим названиям определить, какое из произведений относится к литературе, какое к живописи, а какое к музыке? (Версии детей)
Выдвижение гипотез
Версии детей («Лунная соната» ‑ относится к музыке, так как «соната» ‑ музыкальное произведение. Определить жанр произведения по названиям «Тиха украинская ночь» и «Лунная ночь на Днепре» учащиеся затрудняются).
Проверка гипотез. Решение проблемы, открытие нового знания. (СЛАЙДЫ 2-4, приложение)
‑ Обратимся к толковому словарю.
«Соната – музыкальное произведение, состоящее из нескольких частей, объединенных одним замыслом».
‑ Определив, что соната – это музыкальное произведение, мы можем сказать, что «Лунная соната» относится к музыкальному творчеству.
‑ Сейчас я назову авторов данных произведений, покажу их портреты. Попробуйте узнать портреты великих людей. (СЛАЙД №2, приложение ‑ ПОРТРЕТ А.С. Пушкина.)
‑ Кто такой А.С. Пушкин? Что вы о нем знаете? (Пушкин – великий русский поэт, автор «Сказки о рыбаке и рыбке», «Сказке о мертвой царевне и семи богатырях» и т.д.)
‑ Годы жизни Пушкина – 1799-1837
‑ Сегодня мы познакомимся с отрывком из поэмы А.С.Пушкина «Полтава» ‑ «Тиха Украинская ночь»
(СЛАЙД №3, приложение ‑ Портрет Л.В.Бетховена)
‑ На слайде портрет великого немецкого композитора Л.В.Бетховена.
Годы жизни Л.В. Бетховена 1770-1827.
Сравните годы жизни Пушкина и Бетховена.
Можно ли их назвать Пушкина и Бетховена современниками? (да)
‑ Сегодня мы познакомимся с произведением Бетховена «Лунная соната». Это произведение он написал в 1801 году, когда ему было 30 лет.
(СЛАЙД №4, приложение ‑ Портрет А.Куинджи)
‑На слайде портрет знаменитого русского художника-пейзажиста А.Куинджи. Кто такой пейзажист? (художник, который пишет пейзажи. Пейзаж – это картина, на которой изображена природа)
Годы жизни А.Куинджи 1841-1910.
‑ Куинджи очень любил родную природу. Произведение, с которым мы сегодня познакомимся ‑ «Лунная ночь на Днепре»
(СЛАЙД №5, приложение)
‑ Вернемся к нашим названиям, нашему проблемному вопросу. Можете ли сейчас сказать, какое из произведений является произведением литературы, музыки или живописи? (да. «Лунная ночь на Днепре – произведение относится к живописи, автор этой картины А.Куинджи. «Тиха украинская ночь» А.С.Пушкина ‑ произведение литературы, «Лунная соната» ‑ музыкальное произведение, автор Л.В.Бетховен)
Работа по теме урока. Формулировка темы и целей урока.
(СЛАЙДЫ 5-6, приложение)
‑ Итак, сегодня мы говорим о красоте поэтической, музыкальной и художественной
А посвящен наш урок, как мы уже сказали – ночи.
Тема урока: Образ ночи в живописи, поэзии и музыке (СЛАЙД №6, приложение)
Цель урока: (СЛАЙД №7, приложение)
Проанализировать стихотворение, рассмотреть картину, послушать музыкальный фрагмент и найти общее и отличное в образах, созданных художником, композитором и поэтом.
Работа над стихотворением А.С.Пушкина «Тиха украинская ночь». (СЛАЙД 8, приложение)
Подготовка к восприятию стихотворения.
Прежде чем начать работу над этими произведениями, я хотела бы вас «окунуть» в летние дни, в воспоминания. Доводилось ли вам видеть звездное ночное небо? Какое оно? Опишите его. (Красивое, спокойное, таинственное, тихое, волшебное…). Какие слова вы использовали для описания неба? Как называются такие слова в русском языке? (имена прилагательные). Какую роль имена прилагательные играют в нашей речи?
А вот как А.С.Пушкин сумел увидеть и передать в поэтическом тексте свои воспоминания.
Чтение стихотворения учителем.
‑ Понравилось вам стихотворение? О чем оно? Как вы его поняли? Какую картину представили? (темное небо, на небе яркие звезды и луна, которые освещают силуэты различных предметов…)
Прочитайте название («Тиха украинская ночь…»)
Украина – южная страна, и ночи там очень темные и торжественные.
Работа с учебником. (с.18)
‑ Прочитайте это стихотворение самостоятельно. Найдите непонятные слова и выражения. Объяснение некоторых из них можно найти в словаре.
Словарная работа.
Дремота – полусон, при котором хочется спать и невольно закрываешь глаза.
Белая Церковь – город в Полтавской области
Гетман – так на Украине называли Верховного правителя.
Превозмочь – преодолеть
Блещут от слова блестеть
Трепещут – трепетать, дрожать, колебаться
Объясните значение выражений: (СЛАЙД №9, приложение)
«Своей дремоты превозмочь не хочет воздух…»
«Сребристых тополей листы» (серебристый тополь – порода тополя, у которого листья с нижней стороны покрыты светлым пушком) (СЛАЙД №10, приложение)
Анализ стихотворения. Работа над выразительным чтением.
От чьего имени ведется повествование? (от имени автора. Автор и является героем этого произведения) Такой герой называется «лирическим» героем.
‑ Как нужно читать это стихотворение? (тихо, спокойно) .Почему? (чтобы подчеркнуть тишину, чтобы передать картину, отсутствие движений).
Где будете делать небольшие паузы – остановки, а где паузы побольше? Помните, что точка – длинная пауза, запятая - короткая.
Выразительное чтение вслух.
Удалось услышать тишину?
Можно ли сказать, что природа для поэта живая? Какой прием использовал автор для оживления природы? (олицетворение)
‑ Кому из вас это стихотворение напомнило личные впечатления, переживания? Расскажите.
Итак, что хотел предать А.С.Пушкин в своем произведении? (красоту окружающего мира)
Какую роль играет поэзия в жизни человека?
Поэзия помогает нам почувствовать красоту окружающего мира
‑ Герой рассказов В.Драгунского Денис Кораблев, читая стихи «Тиха украинская ночь», чувствовал вот что. Прочитаем отрывок из произведения В.Драгунского на с.19 (Чтение учащимися)
‑ Как вы думаете? Почувствовал ли мальчик то, что хотел передать поэт в этом стихотворении? (да, он почувствовал эту красоту)
‑ Почему Дениска дополняет картину, созданную поэтом, представляя с собой щенка и своего дедушку? (он хотел, чтобы в такую минуту с ним рядом были те, кого он любит)
Работа над произведением Л.В.Бетховена «Лунная соната». (СЛАЙД №11, приложение)
‑ А можно ли музыкальными средствами создать картину ночи?
‑ Я хочу предложить вам послушать фрагмент из удивительного произведения Л.В.Бетховена «Лунная соната» (прослушиваем «Лунную сонату). (СЛАЙД №11, приложение, включить музыку)
‑ Какие образы возникли у вас, слушая музыку? Какие чувства у вас вызвало это музыкальное произведение? (душевное спокойствие, чувство прекрасного).
‑ Какую роль играет музыка в жизни человека? (музыка помогает нам услышать красоту, в том числе и красоту духовную)
‑ Итак, мы с вами разобрались в средствах передачи красоты окружающего мира ‑ поэтическом и музыкальном, а сейчас обратимся к художественному творчеству.
Знакомство с репродукцией картины А.Куинджи «Лунная ночь на Днепре».
(СЛАЙД №12, приложение)
‑ Прочитайте название репродукции картины, с которой мы познакомимся.
‑ Что такое Днепр? (река). Что вы знаете об этой реке? Где она протекает? (СЛАЙД №13, приложение)
(Берет свое начало в России, протекает по Белоруссии, Украине, и впадает в Черное море.)
Длина этой реки 2201 км. Для сравнения ‑ длина реки Кама – 1805 км. Какая река длиннее?
Найдите и покажите на карте Днепр. (СЛАЙД №14, приложение)
‑ Перед вами репродукция картины А.Куинджи «Лунная ночь на Днепре». (СЛАЙД №15, приложение) Окунитесь в атмосферу летней ночи. Какие чувства вызывает эта картина? Красиво? Таинственно?
‑ Есть ли впечатление, что «тихо-тихо все кругом»? (да, мы видим, что река неподвижна, нет движений ни на небе, ни на земле, ни на воде)
‑ Как этого достигает художник? Смотрите, он рисует ровную гладь реки, нет ни людей, ни животных, лишь огоньки говорят о том, что в домах живут люди.
‑ Какой прием лежит в основе образа ночи? (контраста) Темный фон и яркая светлая полоса реки (вселяет надежду, дает ощущение душевного равновесия, спокойствия)
Таким образом, чему нас учат картины? (видеть и замечать красоту вокруг нас)
Обобщение.
— Что видите, слышите, чувствуете, когда слушаете стихотворение, музыку, рассматриваете картину?
‑ Можем ли мы сказать, что видим удивительную красоту природы, слышим звуки ночи, ее тишину, и что нас переполняют чувства радости и восторга?
Итог урока.
— Что нового узнали на уроке? Какая была цель на уроке? Достигли цели?
— Что тронуло вашу душу? С каким настроением вы уйдете с урока?
(СЛАЙД №16, приложение)
‑ Посмотрите на экран. Я бы хотела завершить наш урок следующими высказываниями. «Красота пробуждает в нас самое лучшее»
«Красота расширяет нашу душу: мы ощущаем присутствие всего самого любимого и дорогого».
‑ Давайте еще раз соединим три произведения - живописи, поэзии и музыки, прочитаем на фоне музыки Бетховена и картины Куинджи стихотворение А.С.Пушкина.
‑ У кого появилось желание выучить стихотворение наизусть?
Домашнее задание
Выучить стихотворение А.С.Пушкина «Тиха украинская ночь» наизусть
Используемые источники и литература
- Сборник программ для начальной школы. Система Л.В.Занкова. – Самара: издательство «Учебная литература», издательский дом «Федоров»,2008
- Свиридова В.Ю., Чуракова Н.А. Литературное чтение: Учебник для 2 класса. – Самара,2008
- Захарова В.В., Серова М.В. Поурочные разработки по литературному чтению: 2 класс. – М.: ВАКО, 2008
- Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. – М.: АЗЪ, 1995
- Синицына В.А. -А.С. Пушкин «Тиха украинская ночь...». Творчество поэтическое, художественное и музыкальное» http://www.school1.borisovka.info
- http:// parelel-media com.ua
- http://www. artgarden.ru
- http://yandex.ru/