Цель: сформировать представление об общих законах живой и неживой природы – как основу научного мировоззрения
Задачи:
Образовательные:
- Показать жизненную значимость явления электризации.
- Способствовать усвоению учащимися идей единства строения материи и понимания роли практики в научных методах познания - через проведение практических исследований.
- Показать связь между физикой и биологией через исследование электрических явлений в живой и неживой природе.
- Рассмотреть явление «электризация» в экологическом аспекте.
Развивающие:
- Развитие обобщенных знаний и целостного представления о физических законах.
- Развитие исследовательской деятельности учащихся через индивидуальные экспериментальные задачи.
- Формировать умение вести диалог.
Воспитательные
- Приучать к соблюдению техники безопасности на прогулке, дома, в школе.
- Формирование значимости взаимосвязи физики и других наук в познаваемости окружающего мира.
- формирование навыков коллективной работы в сочетаниис самостоятельностью учащихся.
Оборудование: гальванометр, электроды, яблоко, картофелина, аквариум с рыбками, «Разряд-1», 2 круглые металлические пластины, полиэтиленовый пакет, «Вольтов столб» из монет, электрометр Броуна, эбонитовая палочка.
Ход урока
Один опыт я ставлю выше, чем тысячу
мнений, рожденных только воображением.
М.В. Ломоносов
Этап урока |
Содержание |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Разминка |
Из истории грозы – эвристическая беседа.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Игра |
Класс разбивается на 3 группы и каждая группа выбирает № вопроса:
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Задача: увидеть применимость законов неживой природы к живым организмам Подведение итогов |
1 группа Сообщение «Электризация и растения» Понятия: Условия существования электрического тока 1. Наличие носителей электрического заряда
Вывод: Электрические явления наблюдаются и важны для растений 2 группа Сообщение «Электрические рыбы»
Вывод: Электрическое поле играет важную роль в жизни рыб: защита, ориентация, охота. 3 группа Сообщение «Электризация человека и животных» Отчет о проделанной работе «Электризация животных»
Вывод: электризация животных зависит от
Отчет о проделанной работе «Электризация человека»
Вывод: электризация человека зависит от … Как проблема для человека может возникнуть при длительном использовании наэлектризованной одежды? Как проявляется электризация в живой и неживой природе?
|
Законы физики одинаково описывают живое и неживое, следовательно, мир един.
Мир познаваем и этот процесс познания бесконечен.
Список литературы
- Кац Ц.Б. Биофизика на уроках физики. М. Просвещение, 1984
- Билимивич Б.Ф. Физические викторины. М. Просвещение, 1977
- Зорин Н.И. Элективный курс «Элементы биофизики» 9 класс, М. «ВАКО » 2007
- Генденштейн Л.Э. Кирик Л.А. Гельфрат И.М. Физика 8 класс. Задачник М. «Мнемозина», 2009.