Формирование ценностных компетенций через обучение музыке

Разделы: Музыка, МХК и ИЗО


Во все времена музыка стояла на особом месте из-за исключительного воздействия на человека, его душу, чувства. Сила этого воздействия во многом зависит от эмоциональной отзывчивости слушателя, от его подготовленности к общению с высоким искусством, насколько близка ему та или иная музыка, насколько она ему понятна.

Одной из целей изучения музыки на ступени основного общего образования является воспитание:

  • эмоционально-ценностного отношения к музыке,
  • устойчивого интереса к музыке,
  •  формирование музыкального вкуса учащихся,
  •  потребности к самостоятельному общению с высокохудожественной музыкой и музыкальному самообразованию,
  • слушательской и исполнительской культуры учащихся.

Музыкальное искусство содействует гуманизации общества. Через обучение музыке осваиваются знания, умения, навыки, которые позволяют учащемуся найти себя в социокультурном пространстве, актуализировать свои интересы в одной из областей человеческой культуры. Он получает возможность овладеть умением ориентироваться в ситуации на основе освоенных прикладных и ценностных знаний. Высокохудожественное музыкальное произведение нацеливают его на общечеловеческие ценности, на принятие принципов ненасилия, направленных на установление гуманных отношений между людьми.

Живое звучание музыки, взаимодействие художественного образа музыки с жизненным опытом учащихся, работа с нотными текстами, нахождение межпредметных связей музыки с другими видами искусств важны для формирования и развития ценностных компетенций школьников в процессе обучения музыке.

Разделение людей на художественную и мыслительную натуру (по И.П. Павлову) предполагает разный подход к восприятию музыкального произведения. Первая группа учащихся (небольшая) интуитивно постигает содержание данного произведения, второй необходим внешний толчок со стороны педагога для активизации воображения.

Рассмотрим на примере изучения Токкаты и фуги ре минор И.С. Баха один из найденных мною технологических приёмов, способствующий активизации воображения второй группы, в то же время не вредящий первой. Считаю, что этот приём позволит учителю вызвать интерес к звучащей старинной музыке у современного слушателя - ученика и через неё подтолкнёт учащихся на размышления о вечных проблемах бытия, в частности о вечности духа и кратковременности земной жизни, о том следе, который оставляет после себя человек. Схема приёма:

  • 1 этап – звучание фрагмента (оригинал) Токкаты и фуги, определение своего чувственного состояния после прослушанного произведения, определение композитора.
  • 2 этап – краткая беседа о творчестве композитора, в которой учитель обращает внимание учащихся на то, что И.С. Бах мастерски владел искусством риторики. Работая кантором в церкви Святого Фомы в г. Лейпциге, он обязан был знать законы слова, законы ораторского искусства. Композитор применил знание риторических формул в музыке. Своей музыкой композитор, органист, кантор Бах помогал пастору толковать тексты Святого писания, он видел в музыке способ служения Богу.
  • 3 этап – знакомство учащихся с некоторыми звуковыми формулами (музыкально-риторическими фигурами), которые использовали в своём творчестве композиторы эпохи барокко, в т. ч. и Бах, для выражения аффекта (движения души) или понятия. Музыкально-риторические «фигуры часто становились главным строительным материалом, из которого складывалось произведение" (1, с. 43).

Название риторической фигуры

Перевод
на русский язык

Средства выражения
/музыка/

Объект
выражения

Anabasis

Восхождение

Диатоника вверх

Духовное восхождение /рай

Catabasis

Нисхождение

Диатоника вниз

Нисхождение во гроб /смерть, покаяние

Circulatio

Кругообращение

Возвращение
к исходному тону

Круг – символ божественного начала – вечность

Noema

Мысль

Благозвучный аккорд

Восхваление Творца (Глория)

Paranumasia

повтор

Повтор любого оборота

Усиление, утверждение

  • 4 этап – применение знаний риторических формул для анализа музыкальных интонаций вступления к Токкате и её главной теме, затем темы фуги: призыв к вниманию, паузы, чтобы успеть задуматься о вечной теме жизни и смерти, повторы для усиления мысли о необходимости обдумывания всех жизненных шагов, попытка вырваться из плена дурных мыслей и поступков (очищение души), важность духовного развития, необратимости времени. Вот несколько примеров.

Пример №1. Тетрахорд вниз с хроматическими ходами – покаяние с ощущением острой боли, печали.

Пример №2. Восходящий тетрахорд с преобразованием в благозвучный аккорд – восхождение в Рай, восхваление Творца

Пример №3. Кругообращение (возвращение к исходному тону оборота) – символ вечности.

Пример №4. Тема токкаты с использованием в верхнем голосе формулы кругообращения на фоне остинато в нижнем голосе (биение сердца) – вечность жизненного круга.

  • 5 этап – повторное слушание Токкаты и фуги, повторное чувственное осмысление.
  • 6 этап – звучание музыкального эпиграфа к телевизионной передаче «Человек и закон», узнавание фрагмента (вступление к Токкате и фуге ре минор в аранжировке Поля Мориа)
  • 7 этап – обсуждение творческого замысла автора программы: зачем в наше время программа «Человек и закон», какие проблемы жизни она затрагивает, почему в качестве эпиграфа выбран мотив Вступления к Токкате (суд людей и Божий суд)? - это вопрос является главным на данном этапе формирования ценностных ориентаций учащихся.
  • 8 этап – домашнее сочинение – рассуждение на тему «Чем современна музыка Баха?».

Вот некоторые фразы из детских сочинений, которые достаточно ярко представляют уровни развития ценностных компетенций:

  1. « Моё мнение о музыке Баха изменилось.… Раньше я считала его музыку грубой, бесчувственной, а сейчас я поняла, что Бах сочинял музыку с душою» – выражение собственной позиции относительно прослушанной музыки:
  2. « Я не увлекался раньше музыкой Баха, и первый раз полностью послушал Токкату и фугу. Мне очень понравилась эта музыка.… Чтобы понять своё отношение к музыке Баха, я хочу прослушать и другие его произведения» - появление мотивации для музыкального самообразования.
  3. «Моё отношение к музыке Баха не изменилось. Я и раньше с удовольствием слушала его музыку. Она очень жизненная, волнующая и незабываемая» - формирование музыкального вкуса учащихся, становление музыкальной культуры как части духовной.
  4. «Мне больше понравилась обработка музыки Баха. Она менее трагична и не навевает грустные мысли. … Может быть, нам рано размышлять о жизни и смерти, потому что мы молоды? Возможно, информация с урока пригодится нам в будущей жизни» - осознание ценности знаний для современного общества и общества будущего.
  5. «Он рассуждает о жизни и смерти…», «тема музыки Баха – спасение души человеческой, неизмеримое могущество и сила светлой, доброй души» - ориентация на общечеловеческие ценности, принятие принципов ненасилия.

Экономическое и политическое развитие общества, социальные и культурные перемены, переоценка ценностей и идеалов, привычных представлений и убеждений – всё это способствует актуализации проблемы ценностной ориентации в педагогике. Поднимается вопрос не только об экологии окружающего мира, но и об экологии души. Гуманистическое начало в музыке Баха, обращение к ценностям человеческой души через его музыку способно затронуть души ребят, помочь формированию ценностных компетенций школьников.

Литература

  1. Захарова О.И. Риторика и западноевропейская музыка XVII - первой половины XVIII века. – М., 1983.
  2. Носина В.Б. Символика музыки И.С. Баха и ее интерпретация в "Хорошо темперированном клавире". - М., ГМПИ им. Гнесиных, 1991.
  3. Павлов И.П. О художественном и мыслительном типе людей. - По материалам сайта http://www.easyschool.ru/books/12/60
  4. Петрушин В. И. Музыкальная психология. – М.: ТОО «Пассим»,1994.