Развитие творческих способностей учащихся на уроках технологии. Декоративное оформление стола

Разделы: Технология


Часть 1. Вступление.

Если ученик не научится в школе
сам ничего творить, то и в жизни он всегда
будет только подражать, копировать.

Л.Н.Толстой

Школу делает школьный учитель. Художник учится смешивать краски и наносить мазки на холст. Музыкант учится этюдам. Журналист и писатель осваивают приемы письменной и устной речи.

Настоящий учитель тоже смешивает, разучивает, осваивает – только это педагогические краски, этюды и приемы…

Иногда говорят, что умение творить – удел немногих и творческая личность является подарком богов. Может быть, в этом есть доля истины, так как известно, что Пушкины и Моцарты рождаются достаточно редко. Но мы говорим не о воспитании гениев, а формировании личности, умеющей мыслить самостоятельно, нестандартно.

У каждого ребенка есть способности и таланты. Дети от природы любознательны и полны желания учиться. Все, что нужно для того, чтобы они могли проявить свои дарования, - это умное руководство со стороны взрослых.

Часть 2. Изложение основных педагогических идей.

Одна из главных задач в рамках Национальной образовательной инициативы – это разветвлённая система поиска и поддержки талантливых детей, их сопровождение в течение всего периода становления личности.

Как сказал Дмитрий Анатольевич Медведев, «сейчас востребованы учителя, являющиеся профессионалами во всех областях деятельности, способные помочь ребятам стать самостоятельными, творческими и уверенными в себе людьми, и в перспективе конкурентоспособными на рынке труда».

Большие перспективы для решения этих задач заложены на уроках технологии. Из школы должна выходить молодёжь морально-психологически и практически подготовленная к труду в системе рыночных отношений, ясно сознающая, что успех в жизни прямо зависит от объёма и качества приобретённых в школьные годы знаний и умений, трудолюбия и инициативы.

Каждому из нас глубоко понятно понятие творчества и его формулу мы выведем в конце нашей с вами встречи.

А что же такое «творческие способности», или «креативность» (от лат. «creatio» – созидание)?

Креативность - это способность творить, создавать, привносить что-то новое в этот мир.

Ведущая идея опыта: Создание условий для развития творческих способностей авторскими методами через использование национальных обрядов.

Цель:

  1. Приобщить учащихся к творческой работе;
  2. Прививать интерес к творчеству, поиску;
  3. Развивать навыки созидания, самореализации.

Признаки и критерии творческой деятельности: продуктивность, нестандартность, оригинальность, способность к генерации новых идей, возможность «выхода за пределы ситуации», сверхнормативная активность.

Актуальность проблемы развития творческих способностей на уроках технологии обусловлена тем, что в настоящее время в условиях модернизации образования всё более утверждается личностно-ориентированный подход, в основе которого лежит развитие индивидуальных способностей учащихся.

Учителю технологии очень важно пробудить у детей желание "хочу узнать". Но этого мало, необходимо подвести их к следующему этапу "хочу сделать", вселить уверенность "могу сделать" и помочь довести работу до конца - "я сделал!". Успех окрыляет, побуждает желание узнать новое, выполнить более сложную работу.

Уроки технологии- это уроки жизни. Этот школьный предмет дает девочкам необходимые знания и умения, которые необходимы каждый день в обыденной жизни. В наш тяжелый век, когда у родителей не хватает времени посидеть со своей дочерью, научить или передать свои умения, этот предмет просто необходим.

В нашей школе есть все условия для проведения прекрасных уроков технологии и развития творческих способностей у детей.

Дифференцированный подход к учащимся, исследовательская работа, использование информационно-коммуникационных технологий в структуре урока, интеграции с различными образовательными областями, использования проблемности, предметные недели, экскурсионная работа - все эти и другие формы деятельности я применяю в своей практике для повышения творческого потенциала детей.

Я думаю, что вы тоже всё это используете в своей работе. Но у меня есть собственные авторские разработки для организации конкурсов и мероприятий: «День казачки – День матери», «Масленица», «Рождественская звезда», «Как много девушек хороших", "День пожилого человека". Проведение таких мероприятий способствует росту общеобразовательного и эстетического уровня ребят, сплочению и объединению детского коллектива, обеспечивает высокий уровень проводимых в школе уроков. В содержании проводимых мною уроков с использованием русских обрядов присутствует народный дух, национальная мудрость.

Моей целью на уроках является приблизить учащихся к акту творения, ведь подлинное творчество расцветает там, где есть влечение, привязанность и страсть к делу. Творческие проекты стали у нас неотъемлемой частью обучения и вызывают у учащихся живой интерес, так как помогают осознать практическую и социальную направленность знаний и умений, получаемых в школе, проявить самостоятельность и творческую инициативу.

Мои ученики со своими работами принимают участие в различных конкурсах, где занимают призовые места.

Мой педагогический принцип: «Если не творчески, то зачем?». Мне, как учителю, приятно осознавать, что мои уроки помогают многим в выборе своего дальнейшего жизненного пути. Некоторые приобретают профессию швеи, повара , технолога по пошиву изделий, инженера по организации общественного питания, а некоторые пробуют свои силы в модельном бизнесе.

И если я смогу привить девочкам любовь к труду, научу создавать уют в доме, то я считаю, что этим самым я помогла укрепить будущую семью, т.к. от доброй хозяйки всегда исходит доброта, уважение и любовь к ближним, а это и есть основа основ любой семьи. И у её истоков стоит учитель технологии.

Часть 3. Практическая. «Декоративное оформление стола». (Презентация)

При желании можно научиться всему. Но красоте не научат, она рождается внутри нас. И эту красоту мы с вами помогаем воплотить в жизнь. Особое внимание я обращаю на воспитание эстетического вкуса. Так, например, сервировать стол дело нехитрое, но выражение «Человек ест и глазами» приводит к мысли о его декоративном оформлении. Я хочу научить вас, как с помощью простой салфетки придать обычному, накрытому для обеда или ужина столу, особую атмосферу.

Мои ученицы с интересом проводят исследования по этой теме, находят интересные исторические факты, сами сочиняют стихи.

Гости сели по местам,
Угощенье им подам.
Чтоб опрятны были детки,
На столе нужны…
(Салфетки)

Сейчас салфетка с Вами за столом, 
Но выбор Ваш поведал о другом. 
Ведь предок наш, когда салфетку доставал, 
То ею пот со лба он вытирал.

История салфетки.

Как вы думаете, что в Древней Греции использовали в качестве салфеток? Салфетками служили листья фигового дерева, которыми рабы вытирали губы после еды своему хозяину. Древние римляне ввели традицию делать салфетки из материи, хотя и не считали позором вытереть свои руки о подол скатерти на столе или о шерсть собаки.

В эпоху средневековья салфетки в богатых семьях гостям меняли после каждого блюда.

При Петре I салфетка прижилась и в России . В приданое любой девушки входило столовое белье — скатерти, салфетки, полотенца, нередко вытканные самой невестой.

А во времена Екатерины Великой использовали асбестовые скатерти и салфетки. Для того, чтобы шокировать присутствующих, императрица в приступе притворного гнева сбрасывала скатерть с обеденного стола и кидала ее в горящий камин. Асбестовая нить, конечно же, не может гореть, и через несколько минут слуга вытаскивал из огня чистую, невредимую белоснежную скатерть, и покрывал ею стол. Застолье продолжалось, а среди гостей полнились сказки о магических возможностях императрицы.

Время шло, назначение салфетки, правила и манера её использования видоизменялись. Так, если в прошлом полотняную салфетку повязывали вокруг шеи, то сейчас её складывают на коленях, а губы и руки вытирают бумажными салфетками.

Считается, что идея бумажных салфеток принадлежит японцам: они размягчали бумагу, делали из нее салфетку и, применив по назначению, выбрасывали. Эта традиция изумляла гостей из Европы, приезжавших в Японию в XVIII в., ведь бумага в те времена ценилась очень дорого.

Бумажные салфетки стали пользоваться популярностью только в 70-х годах прошлого века в Германии. Бережливые и практичные немцы решили, что салфетки должны быть не только красивыми, но и дешевыми.

Виды салфеток

Сегодня для сервировки стола используют два вида салфеток - тканевые и бумажные. Салфетки должны гармонировать со скатертью по цвету и материалу.

Салфетки могут быть различных размеров (30*30, 40*40, 50*50), но обязательно квадратной формы.

Существует много вариантов складывания салфеток, но во всех случаях следует придерживаться следующих правил:

  • при складывании салфетки необходимо как можно меньше касаться ее пальцами;
  • сложенная фигура должна быть такой, чтобы гость смог быстро развернуть ее и положить на колени;
  • все салфетки на одном столе складывают одинаково.

Фигуры из салфеток складывают обычно непосредственно перед сервировкой стола. Это связано с их «хрупкостью». Но можно приготовить сложенные салфетки заранее.

Существует несколько вариантов размещения салфеток. Обычно их размещают на основной тарелке, иногда в бокалах или на них.

Во время банкетов-фуршетов салфетки находятся в стопках, лучше, если это будут бумажные салфетки разных цветов и уголки их немного сдвинуты.

Сегодня всё большее значение приобретают сервировка и декорирование стола. Тот, кто накрывает стол, одерживает свою первую победу, когда чудесно уложенные салфетки привлекают внимание гостей – уже этим он задаёт тон праздничному настроению.

Как женщине мне приятно, что каждый приём пищи в моём доме – это маленький праздник. Хочется, чтобы и вы ощутили это. Перед вами находятся салфетки, и сейчас мы с вами подготовим стол к этому празднику.

Сервировка тканевых салфеток

Салфетки сервируют разными способами. Один из способов - салфетку, сложенную трубочкой закрепляют декоративным кольцом и укладывают на тарелку или рядом с тарелкой. Кольца для салфеток иногда входят в наборы столовых приборов. Но можно и самим изготовить оригинальные кольца - из бусин, бантов, полосок тканей и кожи и даже из живых трав и цветов – и они станут «изюминкой» оформления стола.

Другой способ - складывание салфеток в различные фигуры. Для обычного завтрака, обеда салфетки складывают в простые, плоские фигуры.

Для торжественного обеда и ужина салфетки складывают в «объемную» фигуру.

Сервировка бумажных салфеток

Бумажные салфетки также можно красиво оформить. Подберите салфетки «по теме» торжества. Для бумажных салфеток существуют специальные держатели. Можно использовать в качестве держателя – вилку и сделать композицию в виде бабочки.

Салфетки в бокалах

Изящно смотрится салфетка, помещённая в бокал или фужер. Это выглядит всегда аккуратно, не занимает лишнего места на столе, держит салфетку, не позволяя ей «рассыпаться». В особо торжественных случаях салфетку можно поместить и на бокалах.

Салфетки для официальных приёмов

В последнее время наша жизнь стала разнообразнее: расширились деловые, экономические связи с зарубежными странами. Естественно, каждому хочется предстать перед своими партнерами в лучшем виде. Поэтому салфетку для официальных приёмов можно сложить в виде флага той страны, откуда приехали наши гости.

И, конечно же, можно подчеркнуть, что мы – патриоты своей страны и сложить салфетку таким образом.

Для разных тематических вечеринок салфетки можно сложить соответствующим образом.

Например, в жаркий летний день вы можете сложить фигуры в виде вентилятора или рожка для мороженого, от одного взгляда на которые вашим гостям уже не будет так жарко.

Гости вашей дочери будут немало удивлены, увидев на столе сумочки из салфеток. Ещё больше радости доставят им небольшие сувениры в этих сумочках.

Для вечеринки сына оригинально будут смотреться салфетки в виде смокинга.

Для любителей рыбы при сервировке подойдут салфеточные рыбки.

Быстро и просто складывается симметричная фигура «За» и «против».

Для романтического вечера можно использовать салфетки с любовным посланием.

Новый год

Как говорится: «Пришел ноябрь, значит следующий – декабрь», и уже пора готовиться к новому году. Согласно восточному гороскопу, символом 2011 года является белый Кролик, а значит, вполне логично использовать в оформлении стола кольцо для салфеток в виде зайца или оригинально сложить салфетку следующим способом.

Впереди продолжительные новогодние праздники, накрывать праздничный стол придётся неоднократно. А это значит, что у вас есть возможность освоить как можно больше способов сложения салфеток, чтобы каждый раз ваш стол выглядел по-новому и удивлял ваших близких.

Я предлагаю вам сделать ещё один элемент декоративного оформления стола - Розу из салфетки.

Она будет прекрасным украшением любого праздничного стола. Сделать такую розу довольно просто, причем из любой имеющейся у вас салфетки.

Роза из салфетки

Шаг 1. Сложите верхний край салфетки примерно на 5 сантиметров. Поймайте сгиб в левом верхнем углу между указательным и средним пальцами, как показано на рисунке. Возьмите правый верхний угол салфетки своей правой рукой. Начиная движение правой рукой от себя, оберните салфетку вокруг указательного и среднего пальца так, чтобы загнутый край салфетки оказался бы с внешней стороны.

роза из  салфетки

Шаг 2. Продолжайте обертывать салфетку вокруг пальцев, пока полностью не обернете вокруг них. Оберните надежно, но не слишком сильно, потому что в следующем шаге будем доставать пальцы из салфетки. Загните уголок верхнего края салфетки, как на картинке. Это будет внешний лепесток

роза из  салфетки

Шаг 3. После того, как вы полностью обернули салфетку вокруг этих двух пальцев, указательного и среднего, зажимайте салфетку вашей правой рукой. Зажим должен быть чуть ниже уровня сгиба. Часть выше этого места - бутон розы, ниже - будущие стебель и лист. В то время, как два пальца левой руки находятся все еще в салфетке, сделайте пару оборотов вокруг оси. Теперь вы можете вынуть пальцы из бутона и продолжать накручивать стебель по длине салфетки. Остановитесь, когда достигнете середины салфетки по вертикали.

роза из  салфетки

Шаг 4. После того, как Вы скрутили стебель, найдите нижний угол салфетки. Тяните его до искривленной части, чтобы сформировать лист.

роза из  салфетки

Шаг 5. Остались последние штрихи. Держите, стебель надежно в месте, где вы прекратили вращение, и продолжайте скручивать ниже этого места до тех пор, пока не достигнете конца салфетки. Все! У вас готовая роза, которую можно дарить!

роза из  салфетки

Вариантов может быть бесконечное множество. Уверена, что у вас уже появились идеи, как украсить свой праздничный стол, сделать его неповторимым и сказочным.

Творческих успехов!