Использование технических средств на занятиях в ДОУ

Разделы: Работа с дошкольниками


Использование современных информационно-технических технологий в учебно-воспитательном процессе в дошкольном образовательном учреждении – это одна из самых новых и актуальных проблем в современной дошкольной педагогике. Использования компьютера, интерактивной доски, мультимедиа и других технических средств в целях воспитания и развития творческих способностей ребенка, формирования его личности, обогащения интеллектуальной сферы дошкольника позволяют расширить возможности педагога, создает базу для приобщения детей к компьютерным обучающим программам. Дети с удовольствием работают на таких занятиях, активно включаются в выполнение заданий, так как технические средства позволяют включать в процесс воспитания и звук, и действие, и мультипликацию, что повышает интерес и внимание детей. Вот почему взаимодействие ребенка с компьютером, интерактивным оборудованием должно быть обеспечено дошкольным образованием. Чем раньше мы это начнем, тем быстрее будет развиваться наше общество, так как современное общество требует знаний работы с компьютером. Предлагаем вашему вниманию комплексное занятие для старшей возрастной группы ДОУ с использованием технических средств воспитания.

Тема: «В гостях у фотографа»

Программные задачи:

  1. Продолжать формировать у детей навыки количественного и порядкового счета, умение сравнивать множества, выражение разными численностями.
  2. Уточнять знания об округлых и угольных фигурах, закреплять понятия о четырехугольниках и их особенностях.
  3. Упражнять детей в умении составлять предметы из геометрических фигур, анализировать форму полученного изображения.
  4. В доступной форме познакомить детей с устройством фотоаппарата.
  5. Продолжать знакомить детей с особенностями портрета и фотографии, с материалами, которые необходимы в работе фотографу и художнику.
  6. Упражнять детей в умении определять по фотографии настроение человека, его возраст, половую принадлежность.
  7. Формировать обобщенные понятия: «мужчина», «женщина», «семейный альбом».

Оборудование: мольберты, портреты людей, написанные художником, фотографии людей разного возраста и разного пола, «семейный альбом», фотографии детей с различным настроением, фотоаппарат, принтер, геометрические фигуры.

Ход занятия

Воспитатель вместе с детьми располагается на ковре. В руках у него фотоальбом.

Воспитатель:

В каждом доме, в каждой квартире,
Разные люди дружно живут,
Вечером, встретившись, время проводят
Дружно, а утром все вместе встают.
Есть среди них совсем молодые:
В садик и в школу ходят пока.
Есть, что постарше – они на работах
Трудятся разных в поте лица.
Есть среди них совсем пожилые,
Те, кому нужен покой и уют,
Все эти люди любят друг друга
Весело дружно вместе живут.
Может быть, вы уже догадались
Словом одним, как назвать их, друзья?
Слово простое, слово родное,
Что же такое – конечно: СЕМЬЯ!

- А как вы думаете, что у меня в руках? (Альбом.) Какой? (С фотографиями.) А, как вы считаете, почему я вам загадала загадку про семью? (Потому что альбом «семейный».) Что это значит? (В нем фотографии всех членов семьи.)

- Всё верно, давайте посмотрим альбом и познакомимся с семьей.

- Кто изображен на этой фотографии? (Семья.)

- Сколько членов семьи? Сколько детей? Сколько взрослых? Кого больше?

- Кто изображен на этой фотографии? (Девочка.) Как вы догадались, что это девочка?

- Найдите фотографии, где изображены женщины, которые могли бы быть этой девочке мамой и бабушкой. Кто из них старше: бабушка или мама? Мама или дочка? Чьей мамой является бабушка? Как одним словом можно назвать бабушку, маму и девочку? (Женщины.)

- Сколько всего женских портретов? (Воспитатель предлагает расположить женские портреты в ряд, начиная с самой старшей женщины.)

- А это фотографии? (Нет, это картины.) Кто создает картины? (Художник.) А фотографии? (Фотограф.) Какие материалы нужны художнику, чтобы написать картину? (Ответы детей.) А это фотографии? (Да.)

- Выберите только мужские портреты. Сколько всего мужчин? Сколько среди них мальчиков? Кого больше: мальчиков или дедушек? Расставьте портреты, начиная с самого младшего мужчины. Каких портретов больше: мужских или женских?

Воспитатель обращает внимание на портреты трех детей:

- Как вы думаете кто из них самый младший? А какой мальчик ходит в детский сад? Как одним словом можно назвать этого мальчика? (Школьник.)

Физкультминутка

В нашей семье всем найдется работа.
На выходных все в делах и заботах.
Дедушка красит стул на балконе.
Бабушка квасит капусту в баллоне.
Мама в тазу белье замочила.
В таз порошок она положила.
Папа из досок стол мастерит.
Куда ни посмотришь: работа кипит.
И я не стану долго ждать.
Возьмусь кому-то помогать.

А теперь будьте внимательны: девочки и мальчики у нас будут делать разные дела. Когда движения выполняют девочки – мальчики стоят, а когда мальчики – девочки просто стоят.

- А ну-ка, девчонки, помогаем маме, она у нас что делает? (Стирает.) Умнички!

Стираем, стираем,
Белье выжимаем,
В тазик кладем,
На балкон идем,
Вешаем, вешаем.
Устали, устали,
Отдохнуть присели,
Посидели – встали!

- А теперь, мальчишки, идем помогать папе!

Инструменты все достали,
Дружно мы работать стали.
Длину рулеткой отмеряем.
Электролобзиком срезаем.
Там молоточком постучали,
Углы нождачкой затирали.
Все помогли и результат каков?
Наш с папой стол уже готов.

- Молодцы! Вот мы с вами потрудились, а теперь у меня к вам вопрос: а у вас дома есть фотографии? Кто на них изображен? Как зовут ваших родителей? (Бабушку и дедушку.) А где хранятся фотографии вашей семьи? (В семейном альбоме.)

- А у меня есть детский альбом: это мои знакомые ребята. (Рассматривают фото и обращают внимание на выражение лиц: грустные – веселые, задумчивые – радостные, печальные, смеются, плачут.)

- Разложите фотографии на группы: веселые, грустные, задумчивые.

- На сколько групп вы разложили фотографии? По сколько фотографий в каждом ряду? В каком ряду фотографий больше? (Меньше?) Кто изображен на фотографиях первого ряда? Второго? Кого больше: девочек или мальчиков? (На сколько?)

- Как вы думаете, почему могут грустить дети? Веселиться? Плакать? Смеяться?

Мимическая гимнастика «Облака»

Цель: развитие воображения, выразительных движений. Выполняется под текстовое сопровождение (стихотворение Н.Екимовой):

По небу плыли облака,
А я на них смотрел.
И два похожих облачка
Найти я захотел.
Я долго всматривался ввысь
И даже щурил глаз,
А что увидел я, то вам
Все расскажу сейчас.

(Наблюдение за воображаемыми облаками с выражением внимания и интереса на лице: лицевые мышцы слегка напряжены, глаза прищурены.)

Вот облачко веселое
Смеется надо мной:
- Зачем ты щуришь глазки так?
Какой же ты смешной!

(Мышцы лица расслабляются, на нем появляется улыбка.)

А вот, другое облачко
Расстроилось всерьез:
Его от мамы ветерок
Вдруг далеко унес.

(Выражение грусти на лице: уголки губ опущены, лоб сморщен, брови немного сдвинуты.)

И, вдруг, по небу грозное
Страшилище летит
И кулаком громадным
Сердито мне грозит.

(Выражение страха: глаза широко раскрыты, брови сдвинуты, рот - в виде буквы «о», лицо напряжено.)

А маленькое облачко
Над озером плывет,
и удивленно облачко
Приоткрывает рот:

(Выражение удивления: глаза и рот широко открыты.)

Так очень долго я играл
И вам хочу сказать,
Что два похожих облачка
Не смог я отыскать.

- А теперь поиграем в игру «Фотоателье». Но для этого нам нужно построить дом, в котором будет наше фотоателье расположено. А сделаем мы этот дом необычно: из геометрических фигур. Слушайте внимательно стихотворение:

Мы построим быстро дом,
Будет фотомастерская в нем:
Вот стена – квадрат берем,
Круг у нас будет окном,
Крыша треугольная,
Дверь прямоугольная.
И на крыше, детвора,
Прямоугольная труба!

- Замечательно! Теперь можно создавать фотографии. Кто фотографирует в фотоателье? (Фотограф.) Что для этого нужно фотографу? (Фотоаппарат.) У нас тоже есть фотоаппарат. У него есть объектив, через который мы будем получать изображение. Экран, на который надо смотреть, чтобы увидеть будущую фотографию, и спусковая кнопка, нажав которую мы получим изображение. Чтобы сделать фотографию, нужно правильно встать так, чтобы на экране фотоаппарата было хорошо видно того, кого вы фотографируете.

- А теперь представьте, что фотограф угостил вас вкусным персиком и решил сфотографировать. Покажите, какое у вас будет выражение лица? А фотограф Алина выберет самое выразительное лицо.

- А вот если он взял и посолил этот вкусный персик. Какое у вас будет выражение лица? Вы попробовали, какое у вас будет выражение лица? Оля фотографируй того, у кого самое выразительное лицо.

- А если вдруг посредине лета вы вдруг на улице увидели настоящего Деда Мороза с мешком, в валенках и шубе! Что вы сделаете? (Удивитесь.) Покажите, как, а Петя сфотографирует того, у кого лучше всех получилось.

(Кто-то поломал вашу любимую игрушку, мама сказала, что завтра поведет вас в цирк, клоун показал веселый фокус, вам больно.)

- Молодцы! Классно у вас получается. А что же теперь делать с фотографиями? Их нужно распечатать! Для этого у нас есть принтер – устройство, которое распечатает нам наши фотографии. (Наблюдаем, как принтер распечатывает 1 фотографию) А пока остальные фотографии печатаются, наши глазки должны отдохнуть:

Зрительная гимнастика

Смотрим вправо – никого,
Смотрим влево – никого.
Раз-два, раз-два – закружилась голова.
Глазки закрывали, глазки отдыхали.
Как откроем мы глаза,
Вверх посмотрим – да-да-да!
Вниз ты глазки опусти,
Вверх опять их подними.
Пальцами погладь глаза –
Отдыхать пора глазам!

- Молодцы, ребята, вы стали сегодня настоящими фотографами. Я дарю вам на память фотографии, которые вы сами сегодня сделали.

Мы фотографы теперь,
Нам по плечу портрет любой,
Для фотографии ты улыбнись,
Теплом души со всеми поделись!

- А эту фотографию я оставлю для своего фотоальбома, чтобы смотреть на нее и вспоминать, как мне было с вами интересно и весело.

До свидания, ребята!