Урок обучения чтению в 1-м классе по теме "Буква мягкий знак в конце и в середине слова для обозначения мягкости согласных"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • Закрепить знания учащихся о букве ь для обозначения мягкости согласного;
  • Развивать речь, память, лочическое мышление.

Ход урока

Орг. момент.

На уроке не зевай –
Сразу все запоминай.
Чтоб минутка не пропала,
Мысль чтоб точно в цель попала.

Слайд 1 (приложение) Сообщение темы и цели

В путешествие сегодня
Отправляемся, друзья!
В необычный город – сказку
Под названьем Мягкий знак.

В этом сказочном городе мы узнаем еще одну тайну мягкого знака.

Актуализация опорных знаний

Слайд 2 (приложение)

- В этом необычном городе есть один большой дом, в котором живут буквы.

- Давайте посмотрим, какие буквы живут на верхнем этаже. (А,О,У,Ы)

- Что мы знаем об этих буквах? (Дают гласные звуки, обозначают твердость согласных).

- Посмотрим, что за жильцы на нижнем этаже (Я,И,Е).

- Расскажите об особенностях этих букв (Дают по 2 звука, смягчают согласные).

- Однажды решили буквы прогуляться, да сами и не разберутся к кому в гости зайти. Поможем им? (Да).

- Сначала идут гласные А,О,У,Ы.

(На доске: с…н; с…р; т…нк; к…ртка. Дети выбирают нужную букву и вставляют в слово).

- Какой согласный перед гласной о, ы, а, у? (Твердые)

- Почему?

- А теперь поможем буквам И,Е,Я.

(На доске: Тан…, м…р, л…с).

- Какой согласный перед этими гласными? (Мягкий)

- Почему?

- Молодцы!

Физминутка

Поработали, ребятки, а теперь все на зарядку!
Я иду и ты идешь, раз, два, три; (Шагают).
Я пою и ты поешь, раз, два, три; (Хлопают).
Мы идем и мы поем, раз, два, три; (Прыгают)
Очень дружно мы живем, раз, два, три; (Шагают).
А теперь мы сядем дружно,
Нам еще работать нужно.

Работа по теме

- Ребята, сейчас мы вставляли буквы в лова и характеризовали звуки, а что мы знаем о буквах? (Буквы мы видим и пишем).

- Что скажем о звуках? (Звуки мы слышим и произносим).

- Зная это, вы без труда откроете тайну мягкого знака.

Слайд 3 (приложение)

- Рассмотрите схему и картинку.

- Какое слово подходит к схеме? (Гусь)

- Проверим. Глядя на схему, скажите сколько слогов в слове? (Один)

- Произнесите слово гусь по слогам. Сколько слогов? (Тоже один)

- С чего начинается слово гусь? (Со слияния)

- Назовите это слияние. (Гу)

- Из каких звуков оно состоит? (Из твердого согласного г и гласного у)

- Какой звук следует после слияния? (сь)

- Какой это согласный звук? (Мягкий)

- Почему же он мягкий, ведь после этого звука нет ни буквы е, и, я? (На конце ь)

- Значит какую работу выполняет мягкий знак? (Смягчает согласный)

- Ой, ребята, кажется я что-то напутала, я ведь не нарисовала в схеме ни квадратика, ни треугольника для мягкого знака. Каким цветом фигуру мне надо подрисовать: зеленую или синюю? (Никакую)

- Почему? (Звука не дает)

- Посчитайте, сколько букв в слове гусь?(4)

- А звуков? (3)

- Почему букв больше, чем звуков? (ь звука не дает)

- Что нового мы узнали сейчас о мягком знаке? (ь показатель мягкости согласных)

Мягкий знак – хитрый знак
Не сказать его никак.
Он не произносится
Но в слово часто просится.
Почему у дома угол
Превратился сразу в уголь
Без пожара, просто так?
Это сделал мягкий знак.

Физминутка

Вы, наверное, устали? (Да)
И поэтому все встали.
Дружно вытянули шеи
И как гуси зашипели ш-ш-ш.
Пошипели, помолчали
И за кустиком пропали.

Во дворе стоит сосна,
К небу тянется она. (Тянутся вверх)
Тополь вырос рядом с ней,
Быть он хочет подлинней. (Еще выше поднимаются на носках)
Ветер сильны налетал,
Все деревья раскачал. (Махи руками)
Ветки гнутся взад, вперед,
Ветер их качает, гнет.
Будем вместе приседать 1, 2, 3, 4, 5.
Мы размялись от души
И за парты вновь спешим.

- Так что же мы знаем о мягком знаке? (Звука не дает, обозначает мягкость согласного)

- Я знаю, что вы очень любите разгадывать загадки. Так ли это? (Да)

- Тогда, слушайте внимательно.

Слайд 4 (приложение)

  1. Рыжий зверь в печи сидит,
    Рыжий зверь на всех сердит.
    Он от злости ест дрова
    Целый час, а может два. (Огонь)
  2. Весь век торчать заставили
    В ушанке белой я зимой,
    А летом с бритой головой. (Пень)

- Прочтем остальные слова. (Конь, день)

- Что общего в словах? (Есть ь)

- В какой части слова он находится? (В конце слова)

- Для чего нужен? (смягчает согласный)

- Какие звуки стали мягкими?

- А как спрятать мягкий знак в середине этих слов? (Огоньки, пеньки, коньки, деньки).

- Где теперь в слове ь? (В середине)

- Какую функцию он выполняет? (Смягчает согласные)

Релаксация под музыку

Окунемся в волшебный сон.
Реснички опускаются…
Глазки закрываются…
Мы спокойно отдыхаем…
Сном волшебным засыпаем…
Дышится легко…ровно…глубоко…
Наши глазки отдыхают…
Отдыхают…засыпают…
Шея не напряжена…,а расслаблена…
Губы чуть приоткрываются…
Все чудесно расслабляется…
Дышится легко…ровно…глубоко…
Хорошо нам отдыхать,
Но пора уже вставать!
Крепче кулачки сжимаем,
Их повыше поднимаем.
Потянулись, улыбнулись
И к уроку вновь вернулись.

- А теперь поработаем с «Азбукой» на стр.137.

(Чтение текста индивидуально.)

- Найдите предложение в тексте, которое говорит нам о том, что сделала Катя и прочитайте его.

- Куда Катя отнесла письмо?

- Что получила Ольга?

- Найдите слова, в которых мягкий знак смягчает согласные. (Письмо, Ольга)

- Где находится ь? (В середине слов)

- Какой звук он смягчает?

Гимнастика для глаз

Чтение текста со стр.138.

- Кто был на лугу?

- Что делал Петя?

- Что умеет гусь?

- Как понять высказывание «умеет за себя постоять»?

- В каких словах Ь?

- Где находится?

- Какой согласный смягчает?

Итог урока

Какие две тайны о мягком знаке мы знаем?

1. Звука не дает.

2. Смягчает согласные.

- В какой части слова он может находиться?