Внеклассное мероприятие для учащихся 1–2-х классов "Животные Заполярья"

Разделы: Внеклассная работа


Цели:

  • закрепить знания об особенностях животного мира Крайнего Севера;
  • учить устанавливать связи между средой обитания и внешним видом, образом жизни животных;
  • воспитывать осознанно-правильное отношение к животным.

Оборудование:

  • Глобус.
  • Иллюстрации северных животных.
  • Карточки с изображением животных.
  • Картонные рыбки.
  • Косынки (2 штуки).
  • Куски белого картона, имитирующие льдины (4 штуки).
  • Листы бумаги А4 (2 штуки).
  • Стаканы с мыльной водой (2штуки).
  • Трубочки для коктейля (По количеству детей).
  • Фломастеры (2 штуки)

Ход занятия

- Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами поговорим о животных Севера.

- Где мы с вами живём?

/На Севере, в Мурманской области, в городе Полярном, на Кольском полуострове./

- Давайте посмотрим на глобус. Попробуйте найти Кольский полуостров.

/Дети вместе с учителем находят Кольский полуостров./

- Здесь очень длинная суровая зима и совсем коротенькое лето. Но лето особенное: солнце светит и днём, и ночью. Поэтому приходится ложиться спать при ярком свете солнца. Люди здесь закаленные и выносливые. Но и в наших холодных районах идёт своя жизнь.

Люди давно изучают суровую природу Крайнего Севера.

И, несмотря на суровую природу, здесь живут разные животные, которые приспособились к природным условиям.

- Сейчас мы с вами отправимся в мысленное путешествие, и будем изучать животный мир Крайнего Севера.

- Скажите, что нам необходимо для нашего путешествия?

/Тёплая одежда, лыжи, снегоход, фотоаппарат, бинокль…/

- А ещё нам нужны знания, ловкость, сноровка, взаимовыручка и смекалка.

- Итак, мы отправляемся.

1 задание. «Узнай животное»

Наша первая остановка. Сейчас вы попробуете узнать северных животных.

Детям выдаются карточки с изображением разных животных. Нужно отобрать только животных севера.

/Белый медведь, морж, тюлень, полярная сова, большая серебристая чайка, северный олень, песец, волк./

- Среди снегов и льда не голодает,
За рыбой в холодную воду ныряет.
Густая белая шерсть спасает,
И от морозов его согревает.
/Белый медведь/

Самый крупный северный хищник. Прекрасно приспособлен к суровым условиям и полуводному образу жизни. Толстый слой жира и длинная густая шерсть защищают его от холода. Широкие лапы как весла помогают ему хорошо плавать. Медведица делает себе берлогу, там у неё рождаются медвежата, белые как снег. Питается рыбой и охотится на тюленей.

Морж. С виду моржи неуклюжие, но они проворно двигаются по суше и в воде. Их толстая кожа покрыта редкими жесткими волосками рыжего цвета. От холода их защищает подкожный слой жира. У моржей самцов есть длинные бивни для защиты. Питаются рыбой, моллюсками.

Тюлень. Для тепла имеет толстый слой жира. Пятнистая окраска с белесыми просветами. Питаются рыбой. Проворны в воде, так как ласты помогают быстро плавать. Детёныши тюленя белого цвета, их называют «бельки».

- Вы заметили, что эти животные свободно чувствуют себя и на суше, и в воде.

- А мы сейчас проверим вашу ловкость.

2 задание «Перейди реку»

Вы знаете, что весной на реках и озёрах начинается ледоход. Животным в это время тоже приходится туго.

Предлагаю поделиться на две команды. Каждая команда получает по две «льдины». Передвигая их и перешагивая по ним, вам надо перейти на другой берег реки. Старайтесь не оступаться.

- Молодцы! Вижу ловкие вы.

- А теперь я предлагаю немного отдохнуть.

Мы идём, идём вперёд
/Ходьба на месте/
Очень удивляемся.
Справа лёд и слева лёд,
/Повороты вправо, влево/
Перед нами тоже лёд.
/Руки развели в стороны/
Где же он кончается?

Северный олень. Неприхотливое, выносливое животное. Круглый год он сам добывает себе корм. Густая шерсть спасает от северных морозов и ветров. По внешнему виду дикий северный олень не отличается от домашнего.

3 задание «Нарисуй оленя»

Закрытыми глазами надо нарисовать оленя на листе бумаги.

Листы бумаги прикреплены на доске. Дети делятся на две группы по 4 человека.

Выходят с завязанными глазами по очереди к доске с фломастером.

1-й рисует голову.

2-й рисует глаза.

3-й рисует нос.

4-й рисует рога.

Вот они красивые, гордые и мудрые олени.

- Молодцы! Оказывается, вы неплохие художники.

- Удивителен и прекрасен мир птиц. Они окружают нас везде. За птицами интересно наблюдать. На севере обитает много видов птиц. Встречаются как хищные пернатые, так и те, которые питаются семенами, цветами растений, насекомыми.

Серебристая чайка. Эту крупную птицу часто ошибочно называют «баклан» или «глупыш». Спина у неё светло – серая, а концы крыльев черно – белые. Питается рыбой, грызунами, а также пищевыми отходами.

Полярная сова. Крупная птица белой окраски. Эта птица держится обычно на земле, очень редко присаживается на деревья. Полёт её быстрый. Сова ловит добычу, летая на небольшой высоте, или подкарауливает. Питается мышами, зайцами, крупными птицами (утки, гуси).

- Вы заметили, что все животные имеют свой рацион. А теперь я предлагаю накормить животных. Надо соединить стрелками животное с его пищей.

4 задание «Накорми животных»

Полярная сова

 Листья

Белый медведь

 Мышь

Тюлень

 Рыба

Морж

 Моллюски

Северный олень

Тюлень

- Оказывается, и на Крайнем Севере животный мир разнообразен. Суровый климат не мешает животным жить и растить своих детёнышей.

- Я уже говорила, что зима здесь долгая и снежная. Все горы, тропинки, озера и моря одеваются в снежные наряды.

5 задание «Снежные вершины»

Сейчас мы с вами создадим снежные горы. Для этого класс поделится на две команды. Все вооружаться трубочками для коктейля. По очереди будете подходить к стаканам с мыльной водой, и дуть через трубочки. Чья снежная гора получится самая высокая, тот и выигрывает.

- Вы поняли, как тяжело и трудно прожить животным в суровых условиях. Очень трудно добывать пищу. А сильные морозы и северные ветры – дополнительные препятствия.

6 задание «Ловись рыбка»

Сейчас вы представите себя моржами и тюленями и будете ловить рыбу. Класс делится на две команды. Командам выдаются корзинки для рыбы.

По команде дети начинают собирать рыбок (сделанных из картона) и складывать их в корзинки. Побеждает тот, у кого больше рыбок.

- Вот и подошло к концу наше путешествие. Мы с вами возвращаемся в наш класс.

- Понравилось ли вам путешествовать?

- Что особенно запомнилось?

- Что хотелось бы повторить?

- Удивителен и прекрасен животный мир Крайнего Севера. Некоторые животные, играющие в жизни жителей Кольского Севера важную роль, нуждаются в охране и защите от неумеренного промысла и уничтожения.

Всем спасибо.