Цель урока: создание условий для осознания учащимися правила умножения десятичных дробей на 10, 100, 1000 и т.д.
Задачи урока:
- способствовать самостоятельному конструированию новых знаний по теме;
- развивать умение высказывать собственные суждения, аргументировать свою точку зрения;
- воспитывать умение работать в коллективе, настойчивость в достижении цели, умение не растеряться в проблемных ситуациях.
Девиз урока: Ум без догадки гроша не стоит.
Комментарии: урок проводится с применением игровых форм работы.
Ход урока
I. Организационный момент.
Сообщение девиза урока и его обсуждение.
II. Постановка учебной задачи.
С какими дробями вы знакомы? (Мы познакомились с десятичными дробями.)
Что вы уже умеете делать с десятичными дробями? (Десятичные дроби мы умеем читать, сравнивать, складывать и вычитать.)
Как вы думаете, чем мы будем с вами заниматься сегодня?
Сегодня на уроке мы с вами должны обобщить наши умения и проверить их, чтобы перейти к умножению десятичных дробей.
Запишите, пожалуйста, в тетради сегодняшнюю дату и тему “ Умножение десятичных дробей на 10, 100, 1000, …”.
III. Актуализация знаний.
Ребята, я получила странное письмо от доктора Айболита (демонстрируется конверт с письмом), в котором он просит помощи в решении задачи: «Сколько продуктов потребуется для изготовления 100 пирожных, если для одного нужно…». Письмо обрывается, доктор боится, что злой Бармалей перехватит его, поэтому Айболит закопал рецепт на берегу Озера открытий. Поможем доктору. Наш путь к Озеру открытий пройдет через Площадь точности и ясности и Поляну волшебного леса.
3.1. Площадь точности и ясности
3 |
|
0,24 |
|
3 |
|
0,024 |
|
Вопрос: Каким может быть задание? (После обсуждения, делаем вывод, что надо найти равные дроби, записанные разными способами.)
3.2. Поляна волшебного леса.
На магнитной доске вывешивается «Ромашка» с заданиями на лепестках. Ребята срывают лепестки и выполняют задания.
- Приведите дробь к общему десятичному знаменателю:
0,609; 1,2; 0,42 (1 лепесток)
0,3; 0,450; 1,23 (2 лепесток) - Сократите дроби:
6,200 (3 лепесток)
0,0620 (4 лепесток)
0,01000 (5 лепесток)
3.3. Озеро открытий.
Ребята, вот мы и добрались до Озера. Смотрите, рецепт Айболита.
«На приготовление одного пирожного требуется 0,15 кг бисквита, 0,015 кг сиропа и 0,02 кг крема. Сколько продуктов потребуется для изготовления 100 таких пирожных?»
Решаем задачу известным способом:
1)
2) = 1,5(кг) – сиропа
3)
Ответ: для 100 пирожных потребуется 15 кг бисквита, 1,5 кг сиропа и 2 кг крема.
IV. Этап приобретения новых знаний.
Ребята, как вы думаете, можно ли прийти к результату более быстрым и легким способом, чем тот, которым пользовались мы при решении? (Обсуждение проблемы, попытка вывести правило «переноса запятой»)
4.1. Проверяем, будет ли справедливо оно для умножения на 10, 100, 1000, 10000:
4.2. Согласуем своё правило с учебником («Математика-6» под ред. Г.В. Дорофеева).
V. Тренировочные упражнения.
5.1. «Найди ошибку»
5.2. №373 (учебник «Математика-6» под ред. Г.В. Дорофеева)
VI. Самостоятельная работа «Проверь себя и соседа» обучающего характера с последующей взаимопроверкой по готовым ответам (демонстрируются на доске).
После проверки выясняем наличие ошибок, анализируем их.
VII. Итог урока.
- Чем мы занимались на сегодняшнем уроке?
- Чему вы научились за урок?
Ещё раз проговариваем правило, которое вывели на уроке.
- Понравился ли вам сегодняшний урок?
VIII. Домашнее задание.
Запишите домашнее задание.
- №376;
- составить задачу, где были бы действия сложения, вычитания десятичных дробей и умножения на 10, 100, 1000 и т.д.