"Попытайтесь не болеть. Болезнь лучше предупредить. Что делать, если заболел"

Разделы: Начальная школа


Оргмомент

- Звонок весёлый прозвенел,
Урок начать нам всем велел.
А для этого нам нужно,
Очень тихо сесть и дружно.

- Здравствуйте, ребята, садитесь!

Вводная часть

- Кто мне скажет, какой урок у нас сейчас будет? (валеология).

- А вы знаете, что это за урок и для чего он нужен? (ответы детей).

- Да, вы правы. Валеология - это наука о здоровье человека.

- А какая ещё есть наука, которая изучает здоровье человека? (медицина).

- Но у них есть разница: медицина - лечит болезни, а валеология предупреждает эти болезни. Она учит как человеку сохранить своё здоровье в полном порядке.

Организация класса

- Что такое валеология мы вспомнили. Ас чего начинается каждый урок валеологии? (со слова "здравствуйте"). А что означает это слово? (ответы детей).

- Если вы говорите, что это слово такое хорошее и доброе, так давайте поздороваемся друг с другом так, чтобы человек, с которым вы здороваетесь, тоже захотел с вами поздороваться и при этом помогайте себе рукой, вот так ( учитель показывает).

- Давайте под мою команду вы повернётесь друг к другу и поздороваетесь, т.е первый вариант со вторым и наоборот, а теперь все дружно со мной.

- Вам понравилось как вы поприветствовали друг друга?

- А с какой интонацией можно ещё сказать слово "здравствуйте"? (варианты ответов детей).

- Да, так можно сказать, но вы же не будите так здороваться? Вы знаете как надо правильно здороваться, ведь на уроках валеологии вас научили.

Разминка

- Ну вот мы с вами поздоровались и можно начинать наш урок. Но прежде, чем сказать вам какая тема будет звучать у нас на уроке, давайте немножко поиграем. Я вам начинаю читать четверостишие, а вы его продолжите:

Голос потерял на ветке
Соловей и пьёт : (таблетки)

Умный пёс, породы шпиц
Доктору подносит :.. (шприц)

Он ходил к зайчатам в лес
Ставить на уши :.. (компресс)

Полечил больную белку
На живот поставил :(грелку)

Глаза слезятся у грача
Просит он позвать :..(врача)

У него как у медбрата
В сумке марля есть и :..(вата)

Оцарапал хвост койот
Пластырь дал ему и :..(йод)

И лесные звери снова
Все довольны и :..(здоровы)

Работа с сознанием

- Вот, ребята, чтобы вы так не страдали, как эти бедные звери и чтобы вам не ставили на живот грелки как белке и не звали врача как грачу, я научу вас, что нужно делать, если всё-таки это произошло и как сделать так, чтобы этого не было.

- Тема нашего сегодняшнего урока "Попытайтесь не болеть".

I

- Как вы думаете, почему люди простужаются? Влияет ли на простуживание одежда? (да) Какой она должна быть? (Сухой, чистой, соответствовать размеру. Обувь не должна быть тесной).

II

В каких случаях погода является источником простуды, т.е при какой погоде люди часто болеют и какая погода влияет на здоровье человека?

Перепады температуры воздуха сильно влияют на здоровье. Большую угрозу представляет сочетание воздействия холода и влаги. Такая ситуация возникает при сырой одежде и обуви. Охлаждение играет большую роль в возникновении простудных заболеваний. Простудные заболевания самые распространённые среди школьников. Простудные заболевания влияют на успеваемость.

III

- Как вы думаете, можно ли подготовить свой организм к температурным перепадам и если можно, то как?

- Надо приучать свой организм не бояться холода. Когда человек мёрзнет, создаются благоприятные условия для микробов, которые вызывают заболевания. Простудные заболевания имеют много возможностей для их предупреждения, например закаливание.

Закаляться можно водой, воздухом, солнечными лучами.

- Кто-нибудь из вас хоть раз пробовал закаливаться? Вы знаете как надо закаливаться водой? (варианты ответов детей)

1) умывание и обтирание утром;

2) умывание в течение дня;

3) вечером ванна для ног или обливание ног.

- А как закаливаются воздухом? <

1) утренняя зарядка в проветренной комнате;

2) прогулки и дорога в школу.

- А солнцем закаливаются во время пребывания на воздухе.

- Как вы думаете существуют ли какие-то правила закаливания?

- Да, правила есть и вот какие:

Закаливание должно быть последовательным, т.е если закаливаться водой, то температуру воды нужно постепенно понижать.

Закаливание должно проходить систематически, т.е постоянно, каждый день.

Чтобы проводить закаливание, нужно быть здоровым. Нельзя закаливаться, если ты болен.

IV

- А если вы всё-таки заболели, что надо делать? (нужно лечиться, сидя дома в тепле и как можно меньше находиться в коллективе, чтобы не заразить других людей)

V

- Как лечить болезни и что делать, когда заболел мы сказали; а что делать, т.е как нужно общаться с больными людьми, если вы сами здоровы? (нужно одевать марлевые повязки и т.д.)

VI

- А если вас всё-таки заразил тот человек, с кем вы общались и у вас поднялась температура, нужно ли её сбивать? (нет, т.к жаропонижающие таблетки и лекарства могут снизить температуру больше, чем надо и она может быть слишком низкой)

Работа с телом

- А теперь я вам покажу упражнения, которое помогает, когда вы заболели и если вы не болеете и не хотите болеть:

  • Массируйте ушные раковины и мочки;
  • Подавите на точки между бровями и вокруг крыльев носа;
  • Потрите вокруг шеи и верх плеча;
  • Теперь соберите пальцы вместе на руке и давите на точку между большим и указательным пальцем
  • А теперь представьте, что на пальцах у вас кольца и вы пытаетесь их снять поочерёдно. Так мы разотрём пальцы.

Игра "Доскажи словечко"

- Вы хорошо работали на уроке, а теперь попробуйте отгадать мои загадки:

Кто у постели больного сидит?
И как лечиться он всем говорит;
Кто болен - он капли предложит принять,
Тому, кто здоров, - разрешит погулять. (доктор)

Я подмышкой посижу
И что делать укажу:
Или уложу в кровать
Или разрешу гулять. (градусник)

Что дороже денег? (здоровье)

Итог урока

- Что надо делать, чтобы не простудиться?

- Какой должна быть наша одежда?

- Как надо правильно закаливаться? Какие виды закаливания вы знаете?

- Урок окончен. До свидания!