Цель мероприятия:
– познакомить учащихся со страницами истории Великой Отечественной войны “Блокада Ленинграда”;
– содействовать диалогу учащихся с изучаемым материалом;
Задачи:
– расширить знания учащихся о истории Великой Отечественной войне;
– воспитать чувство гордости за страну и свой народ, уважение к ветеранам ВОВ;
– реализация ИКТ во внеклассных мероприятиях.
Музыкальный фон “Дети войны”– муз. И. Фроловой
Вед.
Город Петра —
Гордость России и слава, —
Устоявший в не слыханном прежде бою,
Третий орден тебе
Приколола держава,
На защитного цвета гимнастерку твою.
Вед.2:
В истории — не первая осада,
Не первый голод, холод и пожарищ дым;
О том, что пережили люди Ленинграда,
Теперь все знают — было по плечу лишь им.
Вед. Битва за Ленинград, самая длительная в ходе Второй мировой и Великой Отечественной войн, продолжалась с 10 июля 1941 года по 9 августа 1944года.
Вед. Одна тысяча сто двадцать пять дней.
Звучат звуки разрывов снарядов, бомб, налет самолетов
1-й чтец (читает стихотворение В. Суслова “Первый день”) (Приложение 1)
Вед. С тех пор прошло много лет, но ленинградцы очень хорошо помнят каждый из 900 дней блокады, так как каждый день был битвой за собственную жизнь с голодом, холодом и битвой за Ленинград — символ свободы, равенства, независимости для всех людей мира.
2-й Чтец. (Стихи А. Бухарова)
Железный шквал гремел, и бомбы извергали пламя
И тысячи орудий стояли меж домами.
Лизали дом из огнеметов злые языки,
Бой приходилось вести на расстоянии руки.
В огне войны сражался воин за кусок стены
И даже если смерть героя настигала,
То надежда в его сердце все равно не умирала.
Были города в снег до пояса закопаны
И если, посмотреть, все похожи на окопы
Смерть, в которых побывать уже успела
В каждой воронке есть мертвое тело.
Вагоны у пустеющих вокзалов стынут,
Но защитники Отечества руки вверх не вскинут
Тот, кто нас слушает должны понять,
Что парни, как и все не хотели умирать,
Но сгибая спины под грохотом взрывов,
Их звала к себе братская могила.
Песня “ На безымянной высоте”
7 симфония Шостаковича (фильм № 1)
Вед. В планах гитлеровского вермахта Ленинграду отводилось особое место. Ленинградское направление, согласно плану “Барбаросса”, являлось одним из трех главных направлений, на котором наряду с московским и киевским началось вторжение немецко-фашистских войск в пределы Советского Союза.
Вед. Фашисты стремились уничтожить Балтийский флот, овладеть наиболее удобными морскими и сухопутными путями для снабжения войск групп армий “Север” и “Центр” и приобрести выгодный плацдарм для нанесения удара в тыл советским войскам, прикрывавшим Москву.
Вед.: Фашисты решили уничтожить город, стереть его с лица земли, уничтожить ленинградцев. Гитлер неоднократно требовал сровнять город с землей, истребить все его население, задушить голодом, подавить сопротивление защитников массированными воздушными и артиллерийскими ударами.
3-й Чтец. (читает стихотворение Ю. Воронова “Из писем на Большую землю” под муз. Джингл “Война” – “Звуки праздника № 3 (04.2008.))
Наш город в снег до пояса закопан.
И если с крыш на город посмотреть,
То улицы похожи на окопы,
В которых побывать успела
Смерть.
Вагоны у пустых вокзалов стынут,
И паровозы мертвые молчат, —
Ведь семафоры рук своих не вскинут
На всех путях, ведущих в Ленинград.
Луна скользит по небу одиноко,
Как по щеке холодная слеза.
И темные дома стоят без стекол,
Как люди, потерявшие глаза.
Но в то, что умер город наш, —
Не верьте!
Нас не согнут отчаянье и страх.
Мы знаем от людей, сраженных смертью,
Что означает: “Смертью
Смерть сожженная до тла.”
Мы знаем:
Клятвы говорить не просто.
И если в Ленинград ворвется враг,
Мы разорвем последнюю из простынь
Лишь на бинты, но не на белый флаг!
7 симфония Шостаковича (фильм № 2)
Вед. В соответствии с планами германского командования группа армий Север в составе 16 и 18 армий, имело задачу разгромить советские войска в Прибалтике. И во взаимодействии с частью сил группы армии Центр, и войсками, наступавшими из Финляндии, захватить Ленинград и Кронштадт.
Вед 2. Одновременно 2 финские армии при поддержке пятого немецкого воздушного флота и финских кораблей должны были перейти в наступление между Ладожским и Онежским озерами и на Карельском перешейке, чтобы соединиться с немецкими войсками на реке Свирь.
Вед. Вся эта группировка, нацеленная против войск Прибалтийского особого военного округа, состояла из 42 дивизий, в которых насчитывалось около семисот двадцати пяти тыс. солдат и офицеров, свыше 13 тыс. орудий и минометов, не менее 1500 танков.
Вед. Войскам противника противостояли войска Северного, Северо-Западного, Ленинградского, Волжского, Карельского и 11-го Прибалтийского фронтов,
Балтийского флота; Ладожская, Онежская военные флотилии, соединения авиации дальнего действия, войска ПВО страны, жители Ленинграда.
Вед. К началу наступления на Ленинград немецкая армия имела превосходство над советскими войсками – в пехоте 2,4 раза; в орудиях в 4 раза; минометах в 5,8 раза; танках в 1,2 раза; самолетах 9,8 раза.
Вед. Во время блокады в Ленинграде погибло около миллиона человек.
Вед. Среди них – две тысячи пятьсот шестьдесят один воин якутянин, не считая раненых и пропавших без вести.
Вед. В городе осталось 560 тысяч жителей – это в 5 раз меньше, чем было пока город не взяли в Блокаду.
Песня “Темная ночь”
7 симфония Шостаковича (фильм № 3)
Вед. 8 сентября войска группы армий “Север” захватили город-крепость Шлиссельбург и вышли на южный берег Ладожского озера, а еще раньше перекрыли железную дорогу Ленинград– Москва.
Вед. Опасаясь, что уличные бои в большом городе приведут к значительным потерям и помешают перебросить дивизии с севера для наступления на Москву, Гитлер приказал взять Ленинград в кольцо.
Вед. В этом же месяце разбомбили Бадаевские продовольственные склады. Из-за постоянного обстрела доставлять продовольствие самолетам и судам через Ладожское озеро стало очень трудно.
Вед. Зимой на льду озера действовала автотрасса, названная “дорогой жизни”. Называли ее так же и “дорогой смерти”, так как много машин гибло под бомбами или проваливалось в образовавшиеся от взрывов полыньи. Но риск оправдывал себя: Ленинград получал необходимый минимум продовольствия и боеприпасов.
Читается отрывок “Ленинградская поэма” О. Берггольц. (Приложение 2)
Под муз. Н.Мухамеджановой “Не хочу умирать на закате”
Реп-группа (сл. и муз. А.Бухарова “Сто двадцать пять блокадных грамм”) (Приложение 3)
Вед.
Дорогой жизни шел к нам хлеб,
Дорогой дружбы многих к многим.
Еще не знают на земле
Страшней и радостней дороги.
Музыка “Журавли” фильм № 4
Вед. По Дороге жизни из Ленинграда вывозили детей, стариков, больных, раненых жителей — всего на Большую землю было переправлено более полумиллиона человек.
Агитбригада
1-й чтец: Очень тяжелым было снабжение населения и войск продовольствием и водой. Самой страшной оказалась зима и весна 42 года нормы на питание стали самые низкие: рабочие в день получали 250 граммов хлеба, сделанного из суррогата, а дети и служащие — по 125 граммов хлеба.
2-й чтец. Кусочек хлеба был так мал, что человек не ощущал его веса на руке, а это было все, что можно было съесть.
3-й чтец. За время блокады фашисты выпустили по городу 150 тысяч тяжелых артиллерийских снарядов. Сбросили 5 тысяч фугасных бомб и 100 тысяч зажигательных бомб.
4-й чтец. Из строя было выведено свыше 800 промышленных предприятий, были разбиты 500 школ, 170 лечебных учреждений. Полностью было разрушено и сожжено снарядами и бомбами 3174 здания и сильно повреждено 7143 здания.
5-й чтец: В городе были и Другие очень тяжелые испытания: не работал водопровод, канализация, не было электричества, топлива, стоял транспорт.
6-й чтец: Истощенные голодом, обессилевшие ленинградцы жили в холодных квартирах с выбитыми стеклами, а зимой было -41, за водой, ходили к Неве.
1-й. “Мы расчищаем рельсы. Мне трудно поднять даже пустую лопату…
2-й. В восемь часов вечера мы пьем кипяток или суп из столярного клея…
3-й. Пугает ощущение собственной худобы.
4-й. Ложась спать, стараешься не дотронуться до себя, чтобы не почувствовать прикосновение к костям…
5-й. В квартирах, на улице, в подвалах месяцами валяются трупы, и обессиленные люди не могут даже убрать их”.
Вед. Всего за блокаду умерло от голода более 640 тысяч человек, более 17 тысяч погибло при бомбежках и артобстрелах. (www/4stupeni.ru/prazdnik/ folk/8106-konspekt)
Музыка “Журавли”
Чтец. (Читает отрывок из стихотворения О. Берггольц “Февральский дневник”)
Скрипят полозья в городе, скрипят...
Как многих нам уже недосчитаться!
Но мы не плачем: правду говорят,
Что слезы вымерзли у ленинградцев.
Нет, мы не плачем. Слез для сердца мало.
Нам ненависть заплакать не дает.
Нам ненависть залогом жизни стала:
Объединяет, греет и ведет.
О том, чтоб не прощала, не щадила,
Чтоб мстила, мстила, мстила, как могу,
Ко мне взывает братская могила
На Охтинском, на правом берегу.
Музыка замолкает
Музыка “В лесу при фронтовом” фильм № 5
Вед. Совместно с действующей армией победу над врагом ковали простые ленинградцы. В городе было сформировано 10 дивизий народного ополчения.
Вед. За период обороны города было отремонтировано и построено 2 тысячи танков, 1,5 тысячи самолетов, тысяча полевых и морских орудий, около 10 миллионов снарядов и мин.
Вед: У станков стояли подростки. Чтобы дотянуться до станка, подростки становились на подставки. Они наравне со взрослыми работали без отдыха, делали снаряды, оружие. Город боролся.
3-й чтец:
Тот, кто меня слушает, должен понять,
Что это серьезное дело:
Мальчишка, как ты, не хотел умирать,
А чтобы рабочий паек получать,
Вставал он к станку неумело.
Рядом стояли такие ж, как он.
Но дело не только в краюхе,
А в братстве, и в чести, и в духе.
Фильм № 6
Вед. После разгрома фашистских войск на Волге 12 января 1943 года войска Ленинградского и Волховского фронтов перешли в наступление на самом узком месте блокадного кольца, где расстояние между нашими обоими фронтами было 12-15 километров.
Вед. Соединение наступающих войск ожидалось в центре Синявинских болот. Рано утром в 9 часов 30 минут советская артиллерия открыла огонь по врагу. 67-я армия громила врага. С правого берега Невы 268 пушек били прямой наводкой. Такого гитлеровцы еще не видели!
Вед.
И первой победы отрада
Сияла на лицах бойцов.
Мы поняли: у Ленинграда
Разорвано нами кольцо.
Вед. Через 6 дней кольцо блокады было прорвано. Через год, 27 января 1944 года Ленинград был полностью освобожден от вражеской блокады и варварских артиллерийских обстрелов.
Вед. И хотя война продолжалась, великий город уже праздновал победу, в честь разгрома фашистских войск под Ленинградом; над Невой прозвучал торжественный салют: 24 залпа из 324 орудий.
27 января 1944 года Ю.П. Воронов (Приложение 4)
Звучит Реквием В. Моцарт (агитбригада выходит со свечами, выстраивается клином, звучит манометр)
Вед. Минута молчания
(Прекращается биение манометра, ребята под реквием читают слова)
Вед.
Бессмертен подвиг Ленинграда!
Но такова его цена,
Что лучше детям знать не надо
Слова “блокада” и “война”.
Вед.
Но надо знать, что до салюта
Над Питером, над невским льдом
Пришлось всем круто, ох, как круто
Под, страшным вражеским огнем.
Чтец. Мы, молодое поколение, помним и чтим подвиг ленинградцев. Спасибо Вам, ленинградцы блокадных дней, за подвиг, за то, что Вы отстояли красивый город от фашистских полчищ. Мы будем достойны Вас!
Чтец
Мы не слышали взрывов, грохота,
Мы не видели эту блокаду,
Но мы знаем, как трудно было
Осажденному Ленинграду.
Чтец. Память о погибших ленинградцах обязывает нас ко многому.
Чтец. Мы будем примером для всей страны в учебе и в работе.
Чтец. Мы будем честны и справедливы.
Чтец. Мы будем борцами за правду и счастье.
Чтец. Мы сделаем все, чтобы война не повторилась.
Чтец. Мы помним, мы — будущее нашей России!
Вокальная группа “Кадеты” исполняют песню “Колокола России” (Приложение 5)
Вед. Сегодня у нас в гостях присутствуют очевидцы тех страшных, военных дней.
Вед. Валерий Самуилович Харитонов – житель блокадного Ленинграда. Когда немцы взяли Ленинград в кольцо, ему было 2 года.
Вед. Владимир Васильевич Новиков, Валентина Сергеевна Рябкова – были захвачены немецкими оккупантами и отправлены в концлагеря.
Вед. Благодарим Вас за твердость духа, за ту силу, которая помогла вам преодолеть тот ужас войны, и пережить те черные дни.
Вед. Мы признательны вам за оказанную честь, за то, что вы смогли разделить с нами эти минуты памяти.
(Вручение подарков, фотография на память)
Литература:
- Берггольц О. Собрание стихотворных произведений. Издательство “Советский писатель” – М. – 1983.
- Габышев М.П., Павлов К.Е. Память поименная книга– мемориал воины якутяне – участники Великой Отечественной Войны 1941 – 1945 гг. и ветераны тыла. Правительство Якутское республиканское отделение Российского фонда мира. – 2004.
- Калинин В. Русские победы. Белый город.– М.,– 2006.
- Энциклопедия для детей. (Том 5). История России и ее ближайших соседей. Ч.З. XX век /ред.коллегия: М. Аксенова, А. Эмгович, О. Елисеева / – М.,: Мир энциклопедий, 2006 – 704 с.