Оборудование: Пословицы и поговорки для детей, картинки к пословицам, маски коз, музыкальный центр, аудиозаписи песен о дружбе, картинки героев мультфильмов, индивидуальные карточки с заданием, сердце - кармашек,
"Ладошки", ручки, 2 шарфа, сигнальные карточки для салюта.
Цель: Сплочение коллектива детей, воспитание культуры взаимоотношений, развитие творческих способностей учащихся, положительной мотивации поведения, логического мышления, памяти.
Форма: Информационно-практическая беседа с игровыми элементами.
Участники: учитель, ученики, приглашенные гости.
Подготовительный этап: Раздать стихотворения учащимся, выучить песню, обвести, вырезать и раскрасить "ладошку" ( так же для гостей ), подготовить все необходимые иллюстрации.
Ход мероприятия
(На доске - слово Дружба. Слово пока не открыто)
Учитель Что за слово зашифровано на доске? Чаще всего бывает крепкой, верной, долгой. (Дети отгадывают слово)
Учитель Какое прекрасное слово - "Дружба". Произносишь его и сразу вспоминаешь своего друга, с которым тебе интересно играть. Произносишь слово "Дружба" - и сразу вспоминаешь веселых героев мультфильмов. Друг - это книга, которую читаешь и тебе интересно с ней, друг - это мама, которая обязательно поможет в трудную минуту, друг - это старый плюшевый медвежонок с оторванным ухом, который выслушает тебя , когда тебе будет плохо. Есть много русских пословиц и поговорок о дружбе. Попробуйте угадать их. Я показываю картинку, а вы по ней угадайте пословицу.
- Не имей сто рублей, а имей сто друзей. (показ 100 рублей)
- Дружба не гриб, в лесу не найдешь (показ гриба)
- Друг - ценный клад, недругу никто не рад (показ клада)
- Друг за друга держаться - никого не бояться (показ держащихся рук)
- Друга на деньги не купишь (показ денег)
- Дружба, что стекло - сломаешь не починишь (показ стекла)
- Дружный табун волков не боится (показ табуна с волками)
- Дружные чайки и ястреба забьют (показ чайки с ястребом)
Учитель А как вы думаете, с чего все начиналось? Как возникло само слово "друг"? Давайте послушаем стихотворенье, которое так и называется "Слово "Друг".
Когда еще никто не знал и слова
Ни "здравствуйте", "ни солнце", ни "корова"
Соседям древний человек привык
Показывать кулак или язык
И корчить рожи (что одно и тоже)
Но, словом стал гортанный резкий звук
Осмысленней лицо, умение руки
И человек придумал слово "Друг"
Стал друга ждать и тосковать в разлуке
Ему спасибо за друзей моих.
Как жил бы я, что делал бы без них?
Друзей - людей, которых я люблю
Я никогда ничем не оскорблю
Не для того наш предок шел сквозь мрак
Чтоб, встретив друга, я кричал "Дурак!"
Показывал язык или кулак
И корчил рожи (что одно и то же)
Учитель К сожалению, грубые слова иногда можно слышать и в нашей школе, а иногда бывает так, как в стихотворении "Два козла" (сценка)
Однажды на лужайке подрались два козла
Подрались для забавы, не то чтобы со зла
Один из них тихонько приятеля лягнул
Другой из них тихонько приятеля боднул
Один лягнул приятеля немного посильней
Другой боднул приятеля немного побольней
Один разгорячился, лягнул, что было сил
Другой его рогами под брюхо подцепил
Кто прав, а кто виновен - запутанный вопрос
Но уж козлы дерутся не в шутку, а всерьез
Я вспомнил эту драку, когда передо мной
На школьной перемене такой же вспыхнул бой
Учитель Да, такие отношения дружескими не назовешь. Лучше если все происходит как в песне "Настоящий друг". (звучит песня)
Учитель А теперь поиграем в игру "Кто с кем дружит"( на доске висят картинки героев мультфильмов. Ученики подбирают пару)
- Чип и : (Дейл)
- Себастьян и : (Русалочка)
- Попугай, слон , мартышка и : (Удав)
- Аладдин и : (Жасмин)
- Мальвина и :( Буратино)
- Любава и : (Алеша Попович)
Учитель А теперь выделите первые буквы вторых слов и составьте слово. Какое слово получилось? (Дружба)
Кто в дружбу верит горячо
Кто рядом чувствует плечо
Тот никогда не упадет
В любой беде не пропадет
А если и споткнется вдруг
То встать ему поможет друг!
Всегда в беде надежный друг
Ему протянет руку
Учитель попробуйте составить слова с корнем -друж-. У вас имеются карточки. Соедините линией части слов с корнем -друж-. (ребята выполняют задание, затем проверяют)
Учитель Умению дружить, общаться с людьми, надо учиться с детства. Если у людей одинаковые интересы, вкусы или нравятся одинаковые игры, занятия, если они добры и отзывчивы, то и дружба бывает настоящей, крепкой, верной и долгой.
Не стой в стороне равнодушно
Когда у кого-то беда
Рвануться на выручку можно
В любую минуту, всегда
И если кому-то поможет
Твоя доброта и дружба твоя
Ты счастлив, что день не напрасно был прожит!
На свете живешь ты не зря.
Учитель Посмотрите, какое сердце на доске. Это наше сердце, готовое любить и помогать друг другу. В это сердце - кармашек мы опустим сейчас "ладошку" со своими пожеланиями. (дети заранее готовят ладошку, вырезают и раскрашивают с одной стороны). Напишите пожелания себе, классу, друзьям и опустите в кармашек.
Учитель А теперь поиграем в игру "Дружеское рукопожатие".
(2 человека стоят рядом с завязанными глазами. Им предлагается сделать 3 шага вперед, повернуться спиной друг другу, а затем отойти на 5 шагов в разные стороны, повернуться вокруг себя, сделать 5 шагов навстречу друг другу и обменяться рукопожатием.)
Так давайте, давайте дружить
Пусть не раз нам стихи вспомнятся
Если дружбой всегда дорожить
То любое желание исполнится
Учитель Вот и подходит к концу наш праздник дружбы. Давайте сделаем нашу жизнь хорошей. Давайте помогать друг другу в трудную минуту. ("Песенка друзей" из м/ф Бременские музыканты)
Учитель А теперь встанем в круг, давайте никогда не будем ссориться. И скажем друг другу слова известного героя терпеливого и добрейшего кота Леопольда: "Давайте жить дружно!". И в честь нашей дружбы я предлагаю провести салют. (круг разбивается на 3 команды: красный, желтый, зеленый. По команде "Красный!" хлопает команда 1, по команде "Желтый!" команда 2, по команде "Зеленый!" команда 3. Затем учитель дает команду: "Красный! Желтый! Зеленый!" Общий салют.
Учитель Спасибо! Праздник окончен.