Формирование нового человека, социально активного и всесторонне развитого, готового к служению Отечеству, умеющего найти в обществе место, в наибольшей степени отвечающего его индивидуальным возможностям и способностям, - актуальная потребность временного общества. Социально-политические и экономические преобразования, происходящие в российском обществе, потребовали кардинальных изменений во всех сферах жизнедеятельности. Сегодня, когда российский народ подвергается серьезным испытаниям, вывести страну из кризиса могут сильные, волевые, мудрые личности, обладающие видением будущего умеющие пробуждать интерес к своим идеям и проектам, готовые к новым социальным отношениям. В политике и экономике, науке и образовании везде нужны люди, способные проектировать и развивать общественные процессы в позитивном русле, объективно приносить пользу обществу, утверждать идеи мира, добра, справедливости. Дальнейшее развитие нашего общества зависит от людей, обладающих нестандартным мышлением, творческим воображением, демократической культурой, незаурядными лидерскими качествами, и способных взять на себя ответственность в решении задач экономического, политологического и культурологического порядка. При осуществлении преобразований неизбежны разрушение и воссоздание системы новых социальных связей, такова логика и требования реорганизаций в обществе. Нужна подготовленность людей к новому типу отношений, которая обеспечивает путь и перспективы развития нашего общества и государства в целом. Инициативу качественных преобразований отношений в обществе и целенаправленное управление процессом нововведений могут взять на себя лидеры.
Формирование лидеров - не стихийный процесс, его можно и нужно организовывать, и это необходимо делать на уроках физической культуры, где сам ученик был бы активным участником, субъектом собственного становления, для этого необходимо создавать педагогические условия, которые, на мой взгляд, могут обеспечить развитие лидерских качеств. Во-первых, необходимо выявлять детей с развитыми лидерскими качествами, способствовать развитию этих качеств. Во-вторых, ощутить свою нужность, уверенность в себе и своих силах ребенку помогает наличие группы. Поэтому, необходимым условием является создание временного или постоянного поля для реализации социального развития личности.
Для развития лидерского потенциала ученика нужно создавать необходимые условия, которые бы требовали проявления активности. Первым шагом для развития лидерских качеств на уроках физической культуры являются подвижные игры, это могут быть как командные игры, так и индивидуальные. Необходимо вселить в учащихся прежде всего веру в себя. Очень важно одобрять даже мельчайшие успехи ребенка. Успех окрыляет детей. Таким образом, секрет воспитания лидерских качеств заключается в успешности детей, их ощущения своего роста и движения вперед. Нужно находить любую возможность похвалить ребенка, поддержать его - это первое условие обеспечения успеха. Детям нравиться быть в роли победителя. Лидер - человек, который объединяет, направляет действия всей группы. Это человек, за которым группа людей признаёт право принимать решения в значимых для неё ситуациях, то есть наиболее авторитетная личность, играющая центральную роль в организации совместной деятельности и регулировании взаимоотношений в этой группе.
Все большая роль отводится физической культуре не только в деле профилактики заболеваний и укрепления здоровья, но и как совокупности эффективных психорегулирующих и воспитывающих средств и методов. "Физическая культура личности влияет на формирование ее мировоззрения, общей культуры и характера общественных отношений, является фундаментальным базовым слоем всякой культуры, сквозным фактором, важнейшим условием, определяющим самодостаточность личности". Оптимальная двигательная активность человека - необходимое условие нормального функционирования всех систем организма, включая интеллектуальную и эмоциональную сферы. Учащиеся начальной школы могут самостоятельно составить и провести комплекс ОРУ со всем классом или группой. Объяснить, показать и провести подвижную игру, эстафету и т.д. Во время круговой тренировки организовать группу, отвечать за дисциплину. Учащиеся во время урока любят выступать в роли учителя, судьи. Хорошо справляются со свистком, судят игру, ведут счет, объявляют результаты игры и даже выступают в роли комментатора.
Искусственно на уроках физической культуры создаются ситуации, которые должны быть решены коллективно. Учитель и ученик-лидер являются сотворцами учебного процесса, где учитель обеспечивает педагогическую поддержку, используя эффективные педагогические технологии руководства (организуя наиболее целесообразные виды деятельности, способствующие проявлению и формированию лидерских качеств), а ученик-лидер принимает одну из ролей и организует взаимодействие остальных учащихся. Диапазон ролей лидера на уроке: роль рядового участника дела - исполнитель, частная творческая роль, руководитель группы, инструктор, консультант, судья, и др. На уроках физической культуры, в моей педагогической работе использую нестандартные уроки, где эффективные приемы и методы способствуют развитию лидерских качеств. Примером может служить урок - путешествие "Поход в Тевриз", где класс заранее самостоятельно разделился на группы и каждая группа должна дойти до финиша за максимально короткое время с наименьшим количеством штрафных очков. У каждой группы есть секундомер, карта, маршрутный лист. В маршрутном листе указаны контрольные пункты и задания. Перед началом похода каждой группе дается время на обсуждение. Учащиеся самостоятельно, без помощи учителя распределяют роли в этом походе, решают в каком порядке будут проходить контрольные пункты. Задания подобраны таким образом, что учащимся необходимо распределять роли в своей команде, думать, принимать решения. После похода команды подводят итог о том, как удался поход, где потратили лишнее время, сколько штрафных баллов заработали. Зачастую, наиболее успешное развитие личности протекает в процессе группового взаимодействия. В ходе такого взаимодействия возникает и функционирует лидерство, выражающееся во влиянии, оказываемом лидером на участников своей группы. Формы выражения подобного влияния разнообразны, но конечной целью влияния ориентация ребят на решение стоящей перед группой задачи. Умение работать в группе, отвечать за действия своей команды, коммуникативные умения - это все лидерские качества, где в каждой группе есть человек - лидер, который регулирует взаимоотношения в данной группе. Учащиеся - лидеры, главные помощники при подготовке и проведении спортивных праздников, соревнований, олимпиад и т.д. Ожидаемый результат моей работы - личность ребенка с развитыми организаторскими способностями.
Лидерство - искусство влияния на людей, мотивация их на то, чтобы они по доброй воле стремились достичь определенных целей. На уроках физической культуры необходимо создавать условия, для развития лидерского потенциала учащихся. Лидерские качества необходимо отслеживать и целенаправленно, педагогически обоснованно развивать. Процесс развития лидерских качеств должен быть педагогически и психологически поддерживаемым. Деятельность учителя физкультуры должна создавать условия для проявления творческой активности детей. Важным условием такого процесса является постановка учащегося в позицию сотворца с учителем, осуществление педагогики сотрудничества.