Заключительный урок по обучению грамоте (нетрадиционная форма)

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • систематизировать знания учащихся;
  • развивать читательские умения, прививать интерес к художественной литературе.

Оборудование: плакат "Спасибо, Азбука!". Карточки с заданиями. Костюмы для сценок. Забавные буквы (алфавит).

Вступительное слово. Сегодня у нас радостное событие. Мы закончили изучать первый школьный учебник. Настало время подвести итоги.

Ученик:

Всем нам азбука знакома,
Всех учила нас читать.
Начинали мы с простого -
Буквы, слоги разбирать.

Ученик:

К слогу слог прибавим снова -
Вот уже сложилось слово!
И прочесть рассказы, сказки
Мы сумеем без подсказки.

Ученик:

Нам "спасибо" нужно дружно
Нашей Азбуке сказать
Помогает эта книжка
Нам читателями стать!

Учитель:

- Ребята, где же главная героиня? (По телефону пришло сообщение)

Нам надо выполнить задание.

Задание 1. Игра "Слова рассыпались" АРСТА АЗУБР ВУБКЫ

Азбука:

Учились все по мне всегда.
Я книга ваша - АЗБУКА.
Я - учитель и помощник,
Первая ступень в пути!
Много книг прочтете в жизни,
Так смелей теперь иди!

Учитель: - Азбука, давай проверим, знают ли дети буквы. (загадки о буквах)

1. Эта буква широка
и похожа на жука.
4. На эту букву посмотри:
она совсем как цифра 3.
2. Села мышка в уголок,
Съела бублика кусок.
5. Зачерпнем воды ковшом,
Суп съедим, чайку попьем.
3. Эта буква с открытым ртом
и большущим языком.
6. Ходит пешком
Калач с посошком.

Учитель:

- Азбука, ребята не только умеют отгадывать загадки. Мы научились петь частушки.

- Тридцать три родных сестрицы,
Писаных красавицы,
На одной живут странице
И повсюду славятся.

- К вам сейчас они спешат,
Славные сестрицы,
Очень просят всех ребят
С ними подружиться!

- А, Б, В, Г, Д, Е, Ж
Прикатили на еже.
З, И, К, Л, М, Н, О
Дружно вылезли в окно.

- П, Р, С, Т, У, Ф, Х,
Оседлали петуха.
Ц, Ч, Ш, Щ, Э, Ю, Я
Все теперь мои друзья!

- Пять сестренок опоздали -
Заигрались в прятки.
Чтоб сейчас все буквы встали
В азбучном порядке.

Учитель: - Ребята, кто же опоздал? ( Дети называют буквы и указывают место в алфавите)

Азбука: - У меня есть две помощницы. Они приготовили для вас задание.

Сценка "И - Й"

Й:

- Вот ты сестра соседка,
Бываешь часто прописной,
А я ужасно редко.

И:

- Ну редко это не беда
Иные буквы никогда!

Й:

- И много их?

И:

- Да целых три.
Сестра и с ней два брата
Зовут их так:

Й:

- Не говори!
Скажите вы, ребята.

Учитель: Молодцы, ребята. Сейчас поиграем в игру "Слова в корзинку".

"Ай" запрячем в серединку,

Соберем слова в корзинку.

_____ ай ____ _____ ай ____ _____ ай ____
_____ ай ____ _____ ай ____ _____ ай ____
_____ ай ____ _____ ай ____ _____ ай ____

Азбука: Ребята, отгадайте загадку.

Начинается на "Я" и кончается на "Я", и на каждой ветке - детки, детки то же с буквы "Я".

Что это? (Яблоня). Молодцы. А теперь послушайте историю о маленькой девочке и букве Я.

Сценка "Буква Ты"

Брат: Я учил сестренку Иру читать и писать. Вот осталась последняя буква - "Я". На ней мы и споткнулись. (Показывает сестре букву)

- Это, Ира, буква "Я".

Ира: (удивленно) Буква "Ты"?

Брат: Почему "Ты"? Я же сказал тебе: это буква "Я".

Ира: Буква "Ты"?

Брат: Да не "Ты", а "Я".

Ира: Я и говорю "Ты".

Брат: Ох, Иринушка, мы с тобой переучились. Неужели ты в самом деле не понимаешь, что это не я, а буква так называется "Я"? Ну, вот что, давай скажи про себя: "Я".

Ира: Кивнула и шевелит губами)

Брат: Ну что же ты?

Ира: Я сказала.

Брат: Я не слышал, что ты сказала.

Ира: Ты же мне велел говорить про себя. Вот я потихоньку и говорю. (Оглянулась. Шепотом на ухо - Ты.)

Брат: (Вскочил, схватился за голову, бегает по комнате.) - Ой-ой! (быстро подошел к девочке)

- Это кто?

Ира:  Это я!

Брат: Ну вот. Понимаешь? А это буква "Я"

Ира: Ясно - это буква "Ты"

Брат: Не буква "Ты", господи боже мой, а буква "Я"!

Ира: Не буква "Я", господи боже мой, а буква "Ты"!

Брат: Нет такой буквы! Пойми ты бестолковая девчонка! Нет! Не может быть такой буквы! Есть только буква "Я". Повторяй за мной. Я! Я! Я!

Ира: Ты! Ты! Ты! (Уронила голову и заплакала)

Брат: (Успокаивает) Хорошо, хорошо. Видно мы с тобой перетрудились. Иди гуляй. Завтра начнем с чтения.

Брат: Начнем урок. Почитай.

Ира: Тыкову дали тыблоко.

Брат: Что такое? Какому Тыкову? Какое тыблоко? Якову дали яблоко!

Ира: (Удивленно) Яблоко? Так это значит буква "Я"!

Брат: Да, правильно.

Учитель: Вот такая забавная история приключилась с Ирой. А вам предстоит выполнить очередное задание.

Игра "Шифровальщик". Расшифруй как можно быстрее слова, поместив вместо * букву, которая должна стоять между данными буквами или перед данной буквой в алфавите. Из букв, которые вы вставили, составьте слово.

1. Ч*Щ П*С З*Й Й*Л (ШАРИК)
2. Л*Н Т*Ф П*С Й*Л (МУРКА)
3. О*Р Д*Ё Ц*Ш Й*Л З*Й М*О (ПЕЧКИН)

Учитель. Молодцы, ребята! (Звучит мелодия песни "Выглянуло солнышко". Выходит девочка в костюме книги "Капелька солнца")

Книга:

Очень рада встрече с вами!
Мне солнце подарило капельки свои,
Чтоб я их превратила в буквы и значки.
Хочешь плыть по океанам,
Опускаться в глубину,
Побывать во многих странах
И домчаться на Луну,
Быть отважным следопытом
В чащах вековых? -
Все края тебе открыты
На страницах книг.

Учитель: Я знаю, что ты приготовила испытание для ребят.

Книга: Да. Игра "Найди слова в слове".

1. Гроза.

2. Краска.

3. Кисель.

4. Голова.

5. Газета.

6. Крот.

Учитель: Молодцы! Вы и с этим заданием справились.

Книга: Ребята, сегодня я вам дарю новую учебную книгу "Капельки солнца". (Раздает учебники)

- Давай вместе споем песню "Чему учат в школе"