Цели:
- систематизировать знания учащихся;
- развивать читательские умения, прививать интерес к художественной литературе.
Оборудование: плакат "Спасибо, Азбука!". Карточки с заданиями. Костюмы для сценок. Забавные буквы (алфавит).
Вступительное слово. Сегодня у нас радостное событие. Мы закончили изучать первый школьный учебник. Настало время подвести итоги.
Ученик:
Всем нам азбука знакома,
Всех учила нас читать.
Начинали мы с простого -
Буквы, слоги разбирать.
Ученик:
К слогу слог прибавим снова -
Вот уже сложилось слово!
И прочесть рассказы, сказки
Мы сумеем без подсказки.
Ученик:
Нам "спасибо" нужно дружно
Нашей Азбуке сказать
Помогает эта книжка
Нам читателями стать!
Учитель:
- Ребята, где же главная героиня? (По телефону пришло сообщение)
Нам надо выполнить задание.
Задание 1. Игра "Слова рассыпались" АРСТА АЗУБР ВУБКЫ
Азбука:
Учились все по мне всегда.
Я книга ваша - АЗБУКА.
Я - учитель и помощник,
Первая ступень в пути!
Много книг прочтете в жизни,
Так смелей теперь иди!
Учитель: - Азбука, давай проверим, знают ли дети буквы. (загадки о буквах)
1. Эта буква широка
и похожа на жука.4. На эту букву посмотри:
она совсем как цифра 3.2. Села мышка в уголок,
Съела бублика кусок.5. Зачерпнем воды ковшом,
Суп съедим, чайку попьем.3. Эта буква с открытым ртом
и большущим языком.6. Ходит пешком
Калач с посошком.
Учитель:
- Азбука, ребята не только умеют отгадывать загадки. Мы научились петь частушки.
- Тридцать три родных сестрицы,
Писаных красавицы,
На одной живут странице
И повсюду славятся.- К вам сейчас они спешат,
Славные сестрицы,
Очень просят всех ребят
С ними подружиться!- А, Б, В, Г, Д, Е, Ж
Прикатили на еже.
З, И, К, Л, М, Н, О
Дружно вылезли в окно.- П, Р, С, Т, У, Ф, Х,
Оседлали петуха.
Ц, Ч, Ш, Щ, Э, Ю, Я
Все теперь мои друзья!
- Пять сестренок опоздали -
Заигрались в прятки.
Чтоб сейчас все буквы встали
В азбучном порядке.
Учитель: - Ребята, кто же опоздал? ( Дети называют буквы и указывают место в алфавите)
Азбука: - У меня есть две помощницы. Они приготовили для вас задание.
Сценка "И - Й"
Й:
- Вот ты сестра соседка,
Бываешь часто прописной,
А я ужасно редко.
И:
- Ну редко это не беда
Иные буквы никогда!
Й:
- И много их?
И:
- Да целых три.
Сестра и с ней два брата
Зовут их так:
Й:
- Не говори!
Скажите вы, ребята.
Учитель: Молодцы, ребята. Сейчас поиграем в игру "Слова в корзинку".
"Ай" запрячем в серединку,
Соберем слова в корзинку.
_____ ай ____ _____ ай ____ _____ ай ____ _____ ай ____ _____ ай ____ _____ ай ____ _____ ай ____ _____ ай ____ _____ ай ____
Азбука: Ребята, отгадайте загадку.
Начинается на "Я" и кончается на "Я", и на каждой ветке - детки, детки то же с буквы "Я".
Что это? (Яблоня). Молодцы. А теперь послушайте историю о маленькой девочке и букве Я.
Сценка "Буква Ты"
Брат: Я учил сестренку Иру читать и писать. Вот осталась последняя буква - "Я". На ней мы и споткнулись. (Показывает сестре букву)
- Это, Ира, буква "Я".
Ира: (удивленно) Буква "Ты"?
Брат: Почему "Ты"? Я же сказал тебе: это буква "Я".
Ира: Буква "Ты"?
Брат: Да не "Ты", а "Я".
Ира: Я и говорю "Ты".
Брат: Ох, Иринушка, мы с тобой переучились. Неужели ты в самом деле не понимаешь, что это не я, а буква так называется "Я"? Ну, вот что, давай скажи про себя: "Я".
Ира: Кивнула и шевелит губами)
Брат: Ну что же ты?
Ира: Я сказала.
Брат: Я не слышал, что ты сказала.
Ира: Ты же мне велел говорить про себя. Вот я потихоньку и говорю. (Оглянулась. Шепотом на ухо - Ты.)
Брат: (Вскочил, схватился за голову, бегает по комнате.) - Ой-ой! (быстро подошел к девочке)
- Это кто?
Ира: Это я!
Брат: Ну вот. Понимаешь? А это буква "Я"
Ира: Ясно - это буква "Ты"
Брат: Не буква "Ты", господи боже мой, а буква "Я"!
Ира: Не буква "Я", господи боже мой, а буква "Ты"!
Брат: Нет такой буквы! Пойми ты бестолковая девчонка! Нет! Не может быть такой буквы! Есть только буква "Я". Повторяй за мной. Я! Я! Я!
Ира: Ты! Ты! Ты! (Уронила голову и заплакала)
Брат: (Успокаивает) Хорошо, хорошо. Видно мы с тобой перетрудились. Иди гуляй. Завтра начнем с чтения.
Брат: Начнем урок. Почитай.
Ира: Тыкову дали тыблоко.
Брат: Что такое? Какому Тыкову? Какое тыблоко? Якову дали яблоко!
Ира: (Удивленно) Яблоко? Так это значит буква "Я"!
Брат: Да, правильно.
Учитель: Вот такая забавная история приключилась с Ирой. А вам предстоит выполнить очередное задание.
Игра "Шифровальщик". Расшифруй как можно быстрее слова, поместив вместо * букву, которая должна стоять между данными буквами или перед данной буквой в алфавите. Из букв, которые вы вставили, составьте слово.
1. | Ч*Щ | *Б | П*С | З*Й | Й*Л | (ШАРИК) | |
2. | Л*Н | Т*Ф | П*С | Й*Л | *Б | (МУРКА) | |
3. | О*Р | Д*Ё | Ц*Ш | Й*Л | З*Й | М*О | (ПЕЧКИН) |
Учитель. Молодцы, ребята! (Звучит мелодия песни "Выглянуло солнышко". Выходит девочка в костюме книги "Капелька солнца")
Книга:
Очень рада встрече с вами!
Мне солнце подарило капельки свои,
Чтоб я их превратила в буквы и значки.
Хочешь плыть по океанам,
Опускаться в глубину,
Побывать во многих странах
И домчаться на Луну,
Быть отважным следопытом
В чащах вековых? -
Все края тебе открыты
На страницах книг.
Учитель: Я знаю, что ты приготовила испытание для ребят.
Книга: Да. Игра "Найди слова в слове".
1. Гроза.
2. Краска.
3. Кисель.
4. Голова.
5. Газета.
6. Крот.
Учитель: Молодцы! Вы и с этим заданием справились.
Книга: Ребята, сегодня я вам дарю новую учебную книгу "Капельки солнца". (Раздает учебники)
- Давай вместе споем песню "Чему учат в школе"