Психологическое сопровождение образовательно-воспитательного процесса в УДО

Разделы: Школьная психологическая служба


Описание своего педагогического опыта мне хотелось бы начать с того что, процесс обучения и воспитания в учреждении дополнительного образования обладает особенностями, отличными от работы в других образовательных учреждениях. Главное отличие - это добровольность посещения нашего Дворца. Соответственно, возникает вопрос о месте психолога в учреждениях нашего типа. Ведь и в школах, и в детских садах есть педагоги-психологи, которые и диагностируют, и корректируют, и развивают. Психологическая служба нашего учреждения работает в режиме развития и постоянного поиска новых интересных форм психолого-педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса, тем самым, отвечая на этот самый главный вопрос. Причем, основной мыслью нашей работы является идея - сотрудничества взрослых и детей.

Итак, целью моей работы является сохранение психического здоровья воспитанников и педагогов, под основными характеристиками которого мы понимаем обладание ребенком основными социальными навыками, развитием коммуникативных навыков, устойчивым эмоциональным состоянием, умением целеполагания, стрессоустойчивостью и умением чувствовать окружающих, осознанием себя и принятие других людей, то есть все то, что характеризует состоявшуюся личность. В нашем учреждении мы помогаем детям сохранить то, что они уже имеют и предлагаем им развиваться дальше. Зачастую, воспитанники находят здесь, если можно так сказать, отдушину после школы, потому что именно здесь они могут раскрыть себя совсем с другой стороны.

В своей работе я опираюсь на знание возрастных периодизаций развития личности, что позволяет сделать видение педагогического процесса многомерным, а не только ориентированным на поэтапное формирование тех или иных знаний, умений и навыков, а также качеств личности.

Как было сказано выше, мы работаем над сохранностью психического здоровья, и приоритетное направление моей работы - это развитие межличностных отношений в детском коллективе, так как дети, занимающиеся в одном коллективе, как правило учатся в разных школах района и даже города, и практически ничего не знают друг о друге. Ни для кого не секрет, что в современном мире живое общение между людьми уходит на второй план, заменяясь всевозможными информационными технологиями. Дети не только не могут чувствовать состояние друг друга, но, как правило, элементарно не умеют выстроить диалог. И именно для того, чтобы дети приходя на занятия чувствовали себя коллективом, могли удовлетворить свои потребности в общении и признании мною и ведется такая работа.

Конечно, я работаю и в таких направлениях, как психодиагностика, психопрофилактика, психопросвещение и психоконсультирование, но приоритетное направление - это психокоррекция. Именно этому направлению я уделяю большую часть своего времени. Эта работа выстраивается в виде коррекционно-развивающих занятий, которые проводятся как в групповой, так и в индивидуальной форме (по запросу).

Групповые занятия имеют четкую структуру и состоят из нескольких взаимосвязанных частей:

Ритуал приветствия - позволяет сплачивать детей, создавать атмосферу группового доверия и принятия.

Разминка - выполняет важную функцию настройки на продуктивную групповую работу. Разминка может проводиться не только в начале занятия, но и в виде двигательных упражнений между этюдами.

Основное содержание занятия - совокупность упражнений, направленных на решение задач данного занятия.

Рефлексия занятия - эмоциональная оценка занятия.

Ритуал прощания - смысловое завершение занятия, внешнее реагирование своего эмоционального состояния.

Занятия включают в себя также:

  • упражнения на мышечную релаксацию,
  • мимическую гимнастику,
  • упражнения для снятия напряжения.

На наших занятиях мы совместно с детьми учимся выражать свое эмоциональное состояние, активизируем внимание к окружающим, отрабатываем навыки вербальной и невербальной коммуникации, развиваем способность чувствовать своего товарища, учимся совместной деятельности и развиваем лидерские качества. Основная особенность заключается в том, что, как правило, в группе занимаются дети разновозрастных категорий, и нами принимаются правила по отношению к детям младшего возраста, суть которых заключается в том, что право на свое мнение имеют все без исключения и младшие всегда могут рассчитывать на поддержку и помощь старших.

Для достижения поставленных задач я использую широкий спектр методов: это и приемы арт-терапии, и сказкотерапия, и различные коммуникативные игры, и приемы драматизации. Каждому ребенку (и дошкольнику, и студенту) нравиться, когда его не учат, а предлагают поиграть, поэтому на наших занятиях мы проигрываем все, что с нами происходит в реальной жизни, тем самым, вырабатывая в себя знания и умения, необходимые для саморазвития.

Но описание этой работы была бы не полной без работы с педагогами. Для поддержания психического здоровья педагогов и профилактики профессионального выгорания разработан цикл занятий так называемой "Психологической лаборатории", целью которых является оснащение педагогов теоретическими знаниями по той или иной теме, и отработка навыков практической работы. "Психологическая лаборатория" это своего рода "школа психологических знаний" для педагогов, которая состоит из двух блоков: теоретического и практического, которые включают в себя мероприятия с элементами тренинга. Теоретическая часть несет в себе информационную нагрузку, направленную на обогащение знаний педагогов в сфере возрастной психологии, а практическая - дублирует то, что дается детям.

Потребность в мероприятиях такого рода заключается в особенностях профессии: постоянный высокий уровень самоконтроля, активное взаимодействие с детьми, эмоциональное общение с воспитанниками.

Для сохранения психического здоровья используются философские подходы к анализу происходящего в жизни человека, рекомендации физиологического характера, отрабатываются навыки психологического самоконтроля (практика релаксации, реакции на стрессовые ситуации, негативные эмоции, специальным физическим и дыхательным упражнениям). Участники располагаются за столами или просто на стульях в кругу, в непринужденной обстановке за чашкой чая.

Все это способствует созданию в коллективе благоприятных условий для сохранения и поддержания психологического здоровья. Ценность этой работы заключается в том, что педагоги могут насладиться общением друг с другом в неурочной обстановке, могут скинуть с себя на время груз ответственности, расслабиться и получить не только моральное удовлетворение, но теоретические и практические знания. Помимо этого, достигается основная цель моей работы - это помощь детям, так как их педагоги уже вооружены нужными приемами работы по той или иной проблематике, и уже сами на своих занятиях в качестве "пятиминуток - здоровья" проигрывают с детьми в те или иные игры снова и снова. Тем самым наш круг замыкается, образуя непрерывный процесс развития и помощи нашим воспитанникам.

Хочется сказать о том, что благодаря такой системности в своей работе, мы смогли добиться достаточно хороших результатов в тех коллективах, где занимались дети, так называемой "группы риска". А именно: улучшился микроклимат в коллективе, изменилась социометрическая ситуация (исчезла группа изгоев), прекратились мелкие стычки, перерастающие в глубокие конфликты, воспитанники стали более уравновешенными и внимательными не только друг к другу (один из примеров, стали поздравлять друг друга с днем рождения), но и к педагогу. Все это привело к сокращению пропусков занятий этими ребятами без уважительной причины, и тем самым способствовало сохранности коллектива. Дети приходят к нам во Дворец не по обязательству, а по зову своего сердца, и занимаются тем делом, которое увлекает их. И я считаю, что благодаря разработанной мной программе и выработанной системности и преемственности в работе, дети получают не только навыки, помогающие им успешно адаптироваться в социуме, но и самоутверждаются не за счет других людей, а именно своими личностными качествами.

В качестве практического примера мне хотелось бы предложить Вашему вниманию одно из занятий цикла "Психологической лаборатории" по теме "Основные характеристики психологического развития детей среднего школьного возраста".

Особенности психологического развития детей 13-16 лет.

I. Теоретическая часть.

Педагогам предлагаются теоретические выкладки по данной проблематике, а именно:

  • появление психологических новообразований;
  • изучение социальной ситуации развития подростков;
  • эмоциональные особенности детей подросткового возраста;
  • проблемы, с которыми сталкиваются педагоги в работе с детьми этой возрастной категории;
  • основные направления работы и используемые приемы для психолого-педагогического сопровождения детей данной возрастной группы.

II. Практическая часть.

"Составление портрета".

Цель: закрепление теоретического материала, составление картины развития ребенка.

Оборудование: список личностных характеристик различных возрастов.

Педагогам предлагается по предложенным характеристикам составить психологический портрет ребенка 13-16 лет (Приложение 1).

"Объясняю - понимай".

Цель: развитие коммуникативных навыков, умения выражать свои мысли.

Оборудование: листки с именами существительными.

Ход: участникам раздаются понятия, которые они должны как можно точно объяснить, не называя прямо.

Упражнение "Кто я?"

Цель: развитие самоанализа, рефлексию

Ход: участникам предлагается на листе бумаги написать 7 понятий, которыми они могут достаточно полно охарактеризовать себя.

Игра "Поменяйтесь местами"

Развитие межличностных отношений в группе, сплочение коллектива.

Ход: участникам предлагается, не использую речь, поменяться местами по какому-либо признаку, заранее заданному ведущим.

"Щепки на воде". (К.Фопель)

Цель: развитие межличностных отношений, повышение уверенности в себе каждого члена группы.

Ход: Участникам предлагается выстроиться в 2 шеренги друг напротив друга - это ручей, один человек ("щепка") закрывает глаза и "проплывает" по ручью. Вода принимает его аккуратно и нежно. Главное - не причинить боль!

Рефлексия.

"Солнце чувств и настроения": каждому участнику по кругу предлагается раскрасить лучик в тот цвет, который ему больше подходит здесь и сейчас.

Рефлексия.

"Солнце чувств и настроения": каждому участнику по кругу предлагается раскрасить лучик в тот цвет, который ему больше подходит здесь и сейчас.

Во время проведения рефлексии, участникам предлагается прослушать следующую притчу:

Когда-то давно старый индеец рассказал своему внуку одну жизненную истину:
- Внутри каждого человека идет борьба очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло: зависть, ревность, сожаление, эгоизм, амбиции, ложь.
Другой волк представляет добро: мир, любовь, надежду, любезность, истину, доброту, верность.
Маленький индеец, тронутый до глубины души словами деда, на несколько мгновений задумался, а потом спросил:
- А какой волк в конце побеждает?
Лицо старого индейца тронула едва заметная улыбка, и он ответил:
- Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.

По окончании занятия педагогам предлагается раздаточный материал (Приложение 2).

Приложение 1.

Основные возрастные характеристики.

  • Появляется такое новообразование как "внутренняя позиция школьника".
  • Появление чувства взрослости.
  • Ребенок приобретает некоторую степень самостоятельности: появляются первые слова, ребенок начинает ходить, развиваются действия с предметами.
  • Ведущий тип деятельности сюжетно-ролевая игра.
  • Появление "внутреннего мира": научение дифференциации своих состояний и переживаний, как полностью открытых другим людям
  • Потребность в самоутверждении, самоопределении.
  • Отношения с товарищами оказываются в центре жизни ребенка и являются ведущим типом деятельности.
  • В системе отношений появляется учитель ("чужой взрослый"), который является непререкаемым авторитетом.
  • Ведущая деятельность учебная
  • В данном возрасте начинается формирование устойчивых идеалов, на которых ребенок стремится быть похожим.
  • В общении со сверстниками осваиваются нормы социального поведения, морали и т.п.
  • Возникает наглядно-действенное мышление.

Приложение 2.

Психологический словарик.

Лидер - (от англ. leader ведущий) - член группы, за которым она признает право принимать ответственные решения в значимых для нее ситуациях, т.е. наиболее авторитетная личность, реально играющая центральную роль в организации совместной деятельности и регулировании взаимоотношений в группе.

Межличностные отношения - субъективно переживаемая связь между людьми; существуют разнообразные виды межличностных отношений - деловые и личные, приятельские, товарищеские, супружеские и др. Проба и оценка межличностных отношений возникает на работе, в учебном коллективе, в быту.

Референтная группа - социальная группа, по отношении к которой человек чувствует свою принадлежность, с которой себя идентифицирует.

Самоопределение - сознательный акт выявления и утверждения собственной позиции в проблемных ситуациях.

Девиантное поведение - отклоняющееся поведение.

Чувство взрослости - специфическое новообразование самосознания, является важнейшей особенностью личности, ее структурным центром, так как выражает новую жизненную позицию подростка по отношению к себе, людям и миру.

Основные характеристики детей 13-16 лет.

  • Появление чувства взрослости.
  • Частая смена настроения.
  • Развитие волевых качеств.
  • Потребность в самоутверждении, самоопределении.
  • Отношения с товарищами оказываются в центре жизни подростка и являются ведущим типом деятельности.
  • Для подростка важно быть членом референтной группы - той группы, которая отвечает его возрастным потребностям.
  • В данном возрасте начинается формирование устойчивых идеалов, на которых подросток стремится быть похожим.
  • Появление нравственных убеждений и нравственного мировоззрения
  • Появление самоопределения.
  • Подросток продолжает находиться в тех же условиях, что и ранее (семья, школа, сверстники), но у него появляются новые ценностные ориентации.
  • Меняется отношение к школе, она становится местом активных взаимоотношений со сверстниками;
  • С одной стороны подросток стремится оторваться от детства, стать взрослым и самостоятельным, а с другой - мир детства является для него привлекательным, потому как в нем меньше ответственности и обязанностей.
  • Происходит постоянная борьба за лидерство.

Игры, в которые играют дети.

"Объясняю - понимай".

Цель: развитие коммуникативных навыков, умения выражать свои мысли.

Оборудование: листки с именами существительными.

Ход: участникам раздаются понятия, которые они должны как можно точно объяснить, не называя прямо.

Упражнение "Кто я?"

Цель: развитие самоанализа, рефлексию

Ход: участникам предлагается на листе бумаги написать 7 понятий, которыми они могут достаточно полно охарактеризовать себя.

Игра "Поменяйтесь местами"

Развитие межличностных отношений в группе, сплочение коллектива.

Ход: участникам предлагается, не использую речь, поменяться местами по какому-либо признаку, заранее заданному ведущим.

"Щепки на воде".

Цель: развитие межличностных отношений, повышение уверенности в себе каждого члена группы.

Ход: Участникам предлагается выстроиться в 2 шеренги друг напротив друга - это ручей, один человек ("щепка") закрывает глаза и "проплывает" по ручью. Вода принимает его аккуратно и нежно. Главное - не причинить боль!

Рефлексия.

"Солнце чувств и настроения": каждому участнику по кругу предлагается раскрасить лучик в тот цвет, который ему больше подходит здесь и сейчас.