Говоря о преемственности между дошкольным и начальным школьным образованием, мы знаем, что эта проблема существует давно. Все педагогическое сообщество понимает значимость и актуальность преемственности.
До сих пор дошкольное образование не является обязательным, не утверждены стандарты дошкольного образования, параметры готовности ребенка к школе определяются исходя из приоритетов конкретного образовательного учреждения.
Учителя начальной школы, работающие в первых классах, отмечают что дети, которые посещали подготовительные курсы на базе школы, легко адаптируются в новых социальных условиях.
С каждым годом увеличивается количество детей, прошедших предшкольную подготовку. Дети, не получившие дошкольное образование в ДОУ, Центрах образования, на подготовительных курсах в школе, иногда во многом уступают своим сверстникам.
Говоря о преемственности между дошкольным и начальным школьным образованием, учитель ценит в первокласснике не столько умения читать, считать и решать задачи, сколько положительное отношение к самому себе, уверенность в своих силах, открытость внешнему миру, самостоятельность, инициативность, любознательность, а также развитые воображение, произвольность, коммуникативные способности, самооценку.
Дети, которые посещали подготовительные курсы к школе, к первому классу приобретают эти навыки, так как уже во время предшкольной подготовки происходит взаимосвязь родителей со школьной администрацией, с учителем, школьным психологом.
При подготовке к приёму детей в первый класс проводится день открытых дверей в школе, родительские собрания в детских садах, в которых активное участие принимают учителя выпускных 4 классов.
Говоря о взаимосвязи родителей со школой нельзя не отметить, что в начальной школе она важна более всего. Еще В.А. Сухомлинский говорил: «… Только вместе с родителями, общими усилиями, учителя могут дать детям большое человеческое счастье». Главная наша задача в работе с родителями – всеми доступными средствами достичь взаимодействия, согласия с родителями в воспитании общей культуры, в создании эмоционально-благоприятного климата, ориентируемого на общечеловеческие ценности. Сотрудничество и взаимодействие обеспечивают доверие и взаимоуважение между родителями и образовательным учреждением, а это является основой установления открытых, дружеских, продуктивных контактов. Основа взаимодействия – это союз учителя, родителей и ребенка.
Родители в начальной школе являются активными участниками всех мероприятий. Большим потенциалом для вовлечения детей во взрослую жизнь, становления активной позиции, социализации учащихся, проявления своих способностей обладают различные акции и творческие дела, в которых мы принимаем участие.
Родители, поддерживая своих детей, также принимают участие в акциях, праздниках, экскурсиях, благоустройстве класса и пришкольного участка. Силами родителей на пришкольном участке были созданы клумбы с тюльпанами и панно «Голубь Мира».
Учащиеся с родителями под руководством классных руководителей собрали и оформили материал по теме «Москва глазами ребенка».
Эффективность взаимодействия семьи и школы повышается, прежде всего, через проектную и экспериментальную работу, так как в начальной школе только вместе с родителями учитель может достичь желаемого результата.
Информационное обеспечение родителей происходит через школьный сайт, родительские собрания, заседание общешкольного родительского комитета.
Консультационное и практическое обеспечение родителей происходит при индивидуальном общении родителей с классным руководителем и психологом. Психолог школы ежегодно проводит тестирование первоклассников, выпускников начальной школы. Очень много времени уделяется индивидуальной работе с отдельными детьми и их родителями. Также проводятся групповые тренинги в классе. Индивидуальные консультации назначаются и проводятся после психологического тестирования и беседы с ребенком. Их причиной может быть необходимость привлечения других специалистов к определению психолого-педагогического состояния ребенка (логопед). Иногда нужно просто совместно наметить стратегию сопровождения ребенка в школьной жизни. Практика показывает, что такая работа с родителями обладает высокой эффективностью.
Подводя итоги можно сказать, что в начальной школе сложилась целостная система работы между родителями и школой, но в совместной работе хотелось бы еще уделять внимание родительским лекториям. Проводить анкетирование родителей с целью выявления интересующих тем родительских собраний на предстоящий год.