Необыкновенное приключение Незнайки. Занятие для учащихся 2-х классов

Разделы: Школьная психологическая служба


Цель: развитие социально-коммуникативной компетенции.

Задачи:

  • актуализация представлений детей о качествах характера человека;
  • развитие навыков сотрудничества;
  • определение условий эффективного взаимодействия;
  • развитие рефлексии.

Используемые материалы и оборудование:

  • персональные компьютеры по количеству учащихся, проектор, экран;
  • презентация с иллюстрациями (в программе Microsoft PowerPoint);
  • задание для упражнений «Какой я?» (в программе ЛогоМиры 3) и «Рисуем вместе!» (в программе Paint);
  • карточки для упражнений «Кто бы это мог быть?», «Рисуем вместе» и «Покажи без слов»;
  • мяч, мешочек из непрозрачной ткани.

Ход занятия

1. Приветствие

Упражнение «Кто бы это мог быть?»

Участники занятия садятся на стулья, расставленные полукругом перед экраном. На экране первый слайд презентации (см. приложение 1).Детям предлагается по очереди брать из мешочка карточки, на которых написаны имена сказочных персонажей и приветственная фраза (см. приложение 2). Участник занятия зачитывает фразу, стараясь с помощью средств пантомимики и интонации изобразить сказочного героя, от лица которого он приветствует остальных. Когда ребята верно называют имя персонажа, его изображение появляется на экране (ведущий заранее замечает, нажимая на какой из объектов на первом слайде презентации – бабочку или цветочек – благодаря гиперссылки появляется изображение того или иного героя).

Ребята угадывают из роли какого сказочного персонажа с ними поздоровались. Последним приветствует всех ведущий от лица Незнайки, заранее приготовив для себя эту карточку.

2. Введение в занятие.

Ведущий: «Дорогие ребята, сегодня мы с вами узнаем историю о необыкновенном приключении нашего героя Незнайки (ведущий показывает на экран). Вот, что с ним произошло (повествование сопровождается соответствующими изображениям, представленными в презентации, переключение между слайдами презентации может производиться нажатием на изображение веточка в нижнем правом углу каждого слайда).

 

Рисунок 1

Незнайка сидел на берегу реки и скучал, все коротышки, с которыми он начинал играть, почему-то прекращали игру и уходили. Так было с Пончиком, Кнопочкой и охотником Пулькой.

- Почему ты сидишь один? - услышал Незнайка тоненький голосок. Он повернул голову и увидел на листике колокольчика бабочку.

 - Не знаю, - ответил малыш. - Я хочу играть, а коротышки почему-то сначала играют, а потом не хотят и уходят. А мне так хочется играть.

Незнайка тяжело вздохнул.

- Я знаю, что тебе надо сделать! - сказала бабочка. - Иди на опушку леса, что рядом с рекой, и ты найдешь там то, что тебе поможет, - с этими словами бабочка взмахнула крыльями и улетела. А Незнайка, долго не раздумывая, отправился в путь.

Ребята, как вы думаете, что такое необыкновенное найдёт на полянке Незнайка?»

Дети предлагают свои варианты ответов.

Ведущий продолжает историю: «Незнайка быстро добрался до опушки леса, которую ему указала бабочка. На полянке стояли три домика.

Рисунок 2

Когда Незнайка подошёл поближе к первому домику, из него вышли две девочки очень похожие на малышек (демонстрируется слайд презентации без имён девочек-сестричек).

Одна из них, улыбнувшись, спросила: «Как тебя зовут?» И, не дожидаясь ответа, протянула ему мороженое со словами: «Бери, я тебя угощаю!»

- Спасибо, меня зовут Незнайка, - взяв эскимо, ответил коротышка.

А вторая девочка недоверчиво смотрела на гостя, ничего не говорила и всё это время молча кушала лакомство, даже не предложив Незнайке. Она с первой минуты ему не понравилась.

- А как вас зовут? – спросил коротышка»

 

Рисунок 3

Ведущий просит детей подумать и дать свои варианты имён для девочек.

Ведущий: «Ребята, ответить на вопрос Незнайки легко, если вы внимательно слушали сказку. Пересядьте, пожалуйста, за компьютеры».

3. Основное содержание занятия.

Упражнение «Подбери качество характера» (задания упражнения выполняются на протяжении всего этапа урока несколько раз с различным содержанием)

Дети выполняют задание за компьютером в программе ЛогоМиры 3 (см. Приложение 3). Перед участниками занятия лист 1.

Ведущий: «Имена девочек означают те черты характера, которые они проявили при встрече с Незнайкой. Пожалуйста, из предложенных слов выберете те, которые, по вашему мнению, подходят». Ребята передвигают на поле под изображениями девочек соответствующие личностные качества (ЩЕДРОСТЬ и ЖАДНОСТЬ). После того, как задание выполнено, проверяются ответы детей (на слайде презентации, демонстрируемой на экране, появляются имена – качества).

 

Рисунок 4

Ведущий: «Молодцы! Наша сказка продолжается.

- Меня зовут Щедрость, а её – Жадность, - сказала одна из сестричек. – Мы сестрички – качества, а с кем ты из нас чаще всего дружишь?

И тут Незнайка вспомнил, как он сегодня играл с Пончиком. И всё было хорошо и весело, пока в своём кармане Незнайка не нащупал конфетку. Он достал её, покрутил в руках, развернул и съел, не предложив своему другу. А у Пончика почему-то быстро испортилось настроение, и он ушёл, даже не закончив игру.

- Я понял, - сказал Незнайка. – Почему Пончик не стал со мной играть!»

Ведущий: «Дети, как вы думаете, почему Пончик не стал дальше играть с Незнайкой?» Участники занятия высказывают своё мнение.

Упражнение «Какой я?» (задания упражнения выполняются на протяжении всего этапа урока несколько раз с различным содержанием)

Работа проводится детьми на компьютерах в программе ЛогоМиры 3. Ведущий: «Ребята, перейдите на следующий лист, нажав кнопку «Далее». Перед вами две линии. Представьте себе, что на этой линии выстроились все люди от самых жадных (внизу) до самых щедрых (вверху). На первой линии, под которой изображен Незнайка, поставьте знак (зелёный овал), где, как вы считаете, находится наш герой. На второй линии отметьте, где находитесь вы». Дети производят оценку и самооценку, желающие могут рассказать о своём выборе.

 

Рисунок 5

Рисунок 6

Рисунок 7

Ведущий: «Незнайка очень обрадовался, что теперь-то он узнал, почему сегодня ушёл Пончик и, попрощавшись с сестричками, решил посмотреть, кто живёт во втором домике, который стоял на этой опушке. Он подошёл к заборчику, который окружал домик, и увидел рядом с калиткой вёдро с краской и кисти. За забором во дворе слышался громкий спор». На экране появляется следующий слайд (без указания имён мальчиков).

  

Рисунок 8

- Если бы ты сейчас быстро покрасил забор, а я бы в это время успел обтесать бревно, мы с тобой тогда пошли бы на речку, - говорил один из мальчиков.

- Нет, я ещё не отдохнул, как следует, – отвечал другой, лёжа в гамаке.

Незнайка подумал: «Какая замечательная краска! Покрашу-ка я забор». Он взял кисточку и, пока мальчики спорили, он успел выкрасить большую часть забора.

Мальчики, увидев, что незнакомец красит забор, очень удивились. А Незнайка так увлекся работой, что не заметил, как к нему подошли ребята. Они решили с ним познакомиться.

- Как тебя зовут?

- Незнайка,- ответил коротышка.

- У тебя так хорошо получилось покрасить наш забор! А мы тебя даже не просили нам помочь. Наверное, ты очень любишь трудиться?

- Да, ладно, - опустив от смущения голову, ответил Незнайка. Ему непривычно было слышать, как хвалят его и ту работу, которую он сделал. Ведь чаще всего его ругали.

- Вас как зовут?- спросил Незнайка».

Упражнение «Подбери качество характера»

Ведущий просит детей подумать и дать свои варианты имён для мальчиков. Имена подбираются таким же способом, как и для девочек.

Дети выполняют на ПК задание: подбирают соответствующие качества характера («ЛЕНЬ» и «ТРУДОЛЮБИЕ»). После того, как задание выполнено, проверяются ответы детей (на экране появляются имена мальчиков «Трудяга» и «Лентяй»).

 

Рисунок 9

Ведущий: «Вы молодцы! Послушаем продолжение.

- Нас зовут Трудяга и Лентяй, - сказали мальчики. – Мы братья – качества, а с кем ты из нас чаще всего дружишь?

Незнайка задумался. Он вспомнил, как вчера ему повстречалась Кнопочка. Она катила перед собой большое спелое яблоко.

- Привет, Незнайка, помоги мне, пожалуйста, докатить яблоко, - попросила малышка.

- Мне сейчас некогда, Кнопочка, - ответил Незнайка, хотя на самом деле он никуда не торопился. Ему просто очень хотелось догнать своего приятеля охотника Пульку, который со своей собакой Вулькой, шёл в парк. Кнопочка от неожиданности заморгала глазами.

- Ой, оказывается я чаще дружу с Лентяем, чем с тобой, Трудяга! – сказал огорченный Незнайка, -Из-за свой лени я даже подружке Кнопочке не помог».

Упражнение «Какой я?»

Работа проводится детьми на компьютерах в программе ЛогоМиры 3. Ведущий: «Ребята, нажмите кнопку «ДАЛЕЕ».Перед вами опять две линии. Представьте себе, что на этой линии выстроились все люди от самых ленивых (внизу) до самых трудолюбивых (вверху). На первой линии, под которой изображен Незнайка, поставьте знак, где, как вы считаете, находится наш герой. На второй линии отметьте, где находитесь вы». Дети производят оценку и самооценку, желающие могут рассказать о своём выборе.

 

Рисунок 10

Физкультминутка «Покажи без слов»

Ведущий: «Ребята, вы у нас очень трудолюбивые. Попробуем без слов показать те занятия, которые мы часто выполняем дома или в школе». Дети по очереди достают из мешочка карточки с заданием показать то или иное действие («поливать цветы», «мыть посуду», «вытирать с доски», «подметать пол» и т.п.), остальные участники занятия отгадывают (см. Приложение 4).

Рисунок 11

Ведущий: «Молодцы! Что же произошло дальше? Незнайка разговаривал с мальчиками и тут со двора соседнего домика, к которому он ещё даже не подходил, раздался громкий визг». На экране появляется следующий слайд презентации (без указания имён девочки и мальчика).

Рисунок 12

Ведущий рассказывает дальше:

- Ай-яй-яй, - доносилось от туда.

Когда Незнайка подбежал поближе, он увидел такую картину: девочка, запрыгнув на пенёк, в страхе кричала, показывая вниз. Рядом с пеньком бегала маленькая мышка.

- Ну что ты так громко кричишь! Там всего-навсего малюсенькая мышка, я вот ничего не боюсь, - сказал мальчик, слезая с высокого дерева.

Ловко спустившись, мальчик подошёл к Незнайке и сказал:

- Привет, вот эти девчонки, вечно они всего бояться.

- Привет, а кто вы, как вас зовут? – спросил коротышка.

Упражнение «Подбери качество характера»

Ведущий просит ребят подумать о том, какие имена могут быть у новых знакомых Незнайки. После того, как участники занятия поделятся своими предположениями, дети выполняют на компьютерах задание «Подбери качество характера». Ребята из всего списка должны выбрать качества характера «ТРУСОСТЬ» и «СМЕЛОСТЬ». После того, как задание выполнено, проверяются ответы детей (на слайде демонстрируемой детям презентации появляются имена «Бояка» и «Смельчак»).

 

Рисунок 13

Ведущий продолжает сказку:

- Меня зовут Смельчак, а мою сестру – Бояка, - ответил мальчик, - А с кем ты из нас чаще всего дружишь?

Незнайка задумался, трусом-то он сам себя и не считал, но в последний раз, когда он играл с Пулькой и Вулькой в парке произошла очень неприятная история. Щенок бегал по парку и упал в глубокую яму и не мог выбраться сам. Пулька и Незнайка подбежали к скулившему Вульке. Незнайка, посмотрев какая глубокая та яма, со страхом подумал про себя: «Нет, мне бы совсем не хотелось туда лезть».

- Собака - твоя, ты её и доставай из ямы! – сказал Незнайка.

- А я и не просил тебя туда лезть, - обидевшись, ответил Пулька.

- Подумаешь,- сказал Незнайка, не подавая виду, что расстроился и побежал к берегу реки.

Упражнение «Какой я?»

Ведущий: «Ребята, нажмите кнопку «ДАЛЕЕ».На ваших экранах две линии. Представьте себе, что на этой линии выстроились все люди от самых трусливых (внизу) до самых смелых (вверху). На первой линии, под которой изображен Незнайка, поставьте знак, где, как вы считаете, находится наш герой. На второй линии отметьте, где находитесь вы». Дети производят оценку и самооценку, желающие могут рассказать о своём выборе.

 

Рисунок 14

Ведущий: «Наступил вечер. Незнайка, попрощавшись со своими новыми знакомыми, отправился домой. По дороге наш герой размышлял о том, как он поступал со своими друзьями – коротышками и малышками: «Эх, что я делал, я же их обижал и даже не задумывался об этом. Надо бы извиниться и сделать что-то хорошее для них».

На следующий день Незнайка попросил прощения у своих друзей. Кнопочке он помог перенести все вишенки, Для Вульки приготовил сахарную косточку. А вечером пригласил коротышек на чай, где были любимые конфеты Пончика».

Упражнение « Рисуем вместе»

Ведущий: «Ребята, для выполнения следующего задания объединиться в пары. Выберите из мешочка по одной карточке (см. Приложение 5). Посмотрите внимательно, у кого совпали половинки рисунка, сядьте за один компьютер. Нарисуйте в программе Microsoft Paint конфету, вишенку, косточку держа ваши руки на мышке».

После выполнения задания ведущий просит детей сесть в круг и поделиться своими впечатлениями от совместной работы. Делается вывод о том, что не всегда бывает легко договориться, уступить другому и только взаимопонимание помогает справиться с любым делом.

Ведущий: «Если бы Незнайка умел договариваться, обращал внимание на чувства и переживания других, ему бы удалось избежать тех ситуаций, о которых мы вам рассказали».

Рисунок 15

3. Подведение итогов занятия.

Работа проводится в кругу. Ребятам предлагается сесть на стулья. Ведущий: «Пожалуйста, по очереди, передавая друг другу мячик, расскажите о том, что вам больше всего понравилось сегодня на занятии, что было особенно интересным, какие советы вы могли бы дать Незнайке и всем нам, которые помогают нам в дружбе?» Дети делятся своим мнением, ведущий благодарит всех за работу, прощается с ребятами.