Цели классного часа:
- Развитие умения учащихся вести дискуссию.
- Формирование умения аргументировать свою точку зрения.
- Формирование нравственных качеств: умения дружить, беречь дружбу.
Форма проведения классного часа: рассуждение.
Оборудование:
- Карточки-буквы.
- Карточки-слова.
- Плакаты-правила.
Ход классного часа
Учитель: Ребята, на столах у вас лежат буквы. Попробуйте из данных букв составить слово.
(У каждой группы на столе лежат буквы – Р, Д, У, Б, А, Ж)
Учитель: Какое слово получилось?
Дети называют слово «дружба».
Учитель: Какое чудесное слово у вас получилось! Дружба! Наш классный час называется «Дружба – какое чудесное слово».
(Открывается запись на доске.)
Учитель: А как вы понимаете слово дружба?
(Ответы детей.)
Учитель: А вот послушайте, как поэт в воём стихотворении поясняет слово «дружба».
Ученик:
Что такое дружба? –
Спросила я у птицы.
Это когда коршун
Летает вместе с синицей.
Спросила я у зверя:
- Что такое дружба?
Это, когда зайцу
Лисицы бояться не нужно.
А после спросила я у девочки
Дружба – что такое?
Это что-то огромное,
Радостное, большое.
Это, когда ребята все сразу,
Все вместе играют,
Это, когда мальчишки
Девчонок не задирают.
Дружить должны все на свете:
И звери, и птицы, и дети!
Учитель: Знаменитый ученый и писатель В.И.Даль в своем знаменитом словаре пишет о дружбе так: «Бескорыстная стойкая приязнь». На первом месте стоит бескорыстие. То есть ты дружишь не для того, чтобы он тебе хорошее сделал, не потому, что это выгодно тебе. Ты дружишь с человеком потому, что он близок тебе. Близок его внутренний мир, его взгляды и интересы. А каким бы вы хотели видеть друга?
Ответы детей, например: «Друг поможет в трудную минуту», «К другу идут с радостью», «Друг порадуется за успехи товарища» и т.д.
Учитель: Да. Можно сделать вывод, что от друга требуется одно – понимание. А вы умеете дружить? Давайте проверим.
(Учитель раздаёт конверты. Дети решают проблемные ситуации, описания которых находятся в конвертах.)
Задания 1 группе:
- Твой друг не сделал домашнее задание и просит тетрадку, чтобы списать.
- Твой друг сделал что-то плохое, а наказание получаешь ты.
Задания 2 группе:
- Твой друг не умеет играть в волейбол и подводит команду.
- Твой друг предлагает тебе поступить плохо.
Задания 3 группе:
- Твой друг получил плохие отметки за четверть и тебе запрещают с ним дружить.
- Твой друг просит ради него пойти на обман.
(Дети обсуждают ситуации в течение 5 минут и комментируют.)
Учитель: О дружбе сложено много пословиц и поговорок. Например: «Настоящие друзья не жалеют друг для друга ничего. Помогают друг другу». Сейчас каждая группа попробует восстановить пословицу по частям, объяснить, почему так говорят, и привести пример ситуаций.
1 группа: Один за всех и все за одного.
2 группа: Старый друг лучше новых двух.
3 группа: Новых друзей наживай, а старых не теряй.
(Дети выполняют задание: пословицы в конвертах разрезаны на отдельные слова.)
Учитель: О дружбе и друзьях написано много книг. Читая эти книги, вы приобретаете себе друзей в виде литературных героев. Давайте выясним, кто с кем дружит, кто кому нужен.
Группа 1:
Зеленый Крокодил Гена и … (Чебурашка).
Добрая Белоснежка и … (семь гномов).
Группа 2:
Добрый Малыш и … (Карлсон).
Забавный Винни-Пух и … (Пятачок).
Группа 3.
Доверчивый Буратино и … (Мальвина, Пьеро).
Забавные бурундучки Чип и… (Дейл).
Учитель: Послушайте стихотворение А.Барто «Требуется друг».
Ученик:
Все живут, не тужат,
А со мной не дружат!
Бант у Кати расписной,
Красные колготки,
А характер кроткий.Я шепчу: - Дружи со мной…
Мы же одногодки,
Как сестрички мы почти
Мы как две голубки
Из одной скорлупки.
Я шепчу: - Но ты учти –
Ты во всем должна идти
Другу на уступки.Предлагаю Ильиной:
- Ты дружи со мной одной!
Есть разряд у Ильиной,
И спортивный свитер,
А девчонок свита.
Подружусь я с Ильиной,
Стану знаменита.Все пятерки до одной
У Светловой Нади.
Я прошу: - А ты со мной
Подружись хоть на день!
Мы с тобой поладим:
Будешь ты меня спасать –
Дашь контрольную списать.А девчонки на дыбы!
Говорят: - Молчала бы!
Не вставать же на колени,
Уговаривать подруг…
Напишу я объявленье:
Срочно требуется друг.
Учитель: Почему же с девочкой никто не хочет дружить? Выскажите свои мнения на этот счёт.
(Дети высказывают свои мнения. Ответы детей.)
Учитель: Умению дружить, общаться с людьми - нужно учиться с детства. Давайте составим правила настоящих друзей. Эти правила записаны на карточках, спрятанных в классе. Каждая группа собирает карточки своего цвета. А начало правил дружбы на доске.
(Дети собирают карточки, составляя правила).
На доске записано начало правил дружбы:
«Правила дружбы»
«Когда кому-то трудно жить,
Должны мы знать об этом».
Группа1:
У меня закон простой:
Побеждаю тех, кто злой!
Группа 2:
Кто же слабый, помогу, -
Я иначе не могу!
Группа 3:
Если грянет вдруг беда,
Друг поможет вам всегда.
Учитель: Если вы будете соблюдать эти правила, то и дружба будет крепкой. А теперь послушайте стихотворение А.Барто «Рукавички я забыла».
Ученик:
На бульваре – снежный бой.
Здесь и я, само собой!
Ой, что было!
Ой, что было!
Сколько было хохота!
Рукавички я забыла.
Вот что было плохо-то!
Попросила я Лели
Запасные варежки,
Говорит: - Смеётесь, что ли,
Надо мной, товарищи?
Берегу их три недели?!
Вдруг девчонка, лет восьми,
Говорит: - Возьми, возьми. –
И снимает варежку
С вышивкой по краешку.
- Буду левой бить пока! –
Мне кричит издалека.
Снежный бой! Снежный бой!
Здесь и я, само собой!
Все в атаку! Напролом!
Из снежков метелица…
Хорошо, когда теплом
Кто-нибудь поделится.
Учитель: Какие строки самые главные? Прочтем их ещё раз все вместе.
Плакат на доске: «Хорошо, когда теплом кто-нибудь поделится».
Учитель: О каком тепле говорится?
(Ответы детей.)
Учитель: Давайте пофантазируем. Что произойдет в классе, в школе, если все подружатся.
(Ответы детей.)
Учитель:
Так давайте, давайте дружить,
Пусть не раз нам стихи вспомнятся.
Если дружбой всегда дорожить,
То любое желание исполнится.
А теперь давайте встанем в круг, взявшись за руки, и споём песню М.Пляцковский «Настоящий друг»:
Дружба крепкая не сломается,
Не расклеится от дождей и вьюг.
Друг в беде не бросит,
Лишнего не спросит, -
Вот что значит настоящий,
Верный друг!Мы поссоримся и помиримся,
«Не разлей вода» - шутят все вокруг.
В полдень или в полночь
Друг придет на помощь, -
Вот что значит настоящий друг!Друг всегда меня сможет выручить,
Если что-нибудь приключится вдруг.
Нужным быть кому-то
В трудную минуту –
Вот что значит настоящий, верный друг!
Литература:
- Саляхова Л.И. Настольная книга классного руководителя. - М.: Глобус, 2002.
- Дереклеева Н.И. Справочник классного руководителя. - М.: Вако, 2008.
- Максименко Н.А. Спутник классного руководителя. - Волгоград: Учитель, 2007.