Цели:
- систематизировать и обобщить сведения, полученные учащимися на предыдущем уроке;
- предъявить материал для изучения новой темы и организовать первичное закрепление и осмысление изученного материала;
- организовать учащихся для самостоятельного изучения темы урока;
- продолжать развивать навыки с электронными пособиями, с информацией;
- воспитывать ответственное отношение к учебному труду.
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления нового материала
Материалы и оборудование:
- мультимедийное (проекционное) оборудование;
- учебник Л. Босова “Информатика и ИКТ: учебник для 5 класса” [1];
- рабочая тетрадь, сопровождающая учебник [2];
- обычная рабочая тетрадь;
- презентация “Способы кодирования информации” [5] (Приложение 1);
- компьютеры для учащихся с установленным flash-роликом “Метод координат” [4] (Приложение 2);
- наушники;
- раздаточный материал (Приложение 3).
Знания и умения учащихся:
- знать основные понятия:
- формы кодирования информации;
- координатная прямая, луч;
- начало координат;
- уметь:
- строить координатную прямую, луч;
- отмечать точки на координатной прямой, луче по заданным координатам;
- применять простые способы кодирования информации
Предварительная работа:
- установка на все компьютеры flash-ролика “Метод координат” [4] (Приложение 2);
- распечатать и разложить на края парт раздаточный материал (Приложение 3);
- установка мультимедийного (проекционного) оборудования (при необходимости);
- подсоединение наушников (при необходимости).
Структура урока:
- Организационный этап:
- приветствие;
- постановка целей урока
- Этап повторения и актуализации опорных знаний
- Этап изучения нового материала
- Этап контроля первичного усвоения знаний
- Этап предъявления домашнего задания
- Этап подведения итогов урока
Ход урока
I. Организационный этап
Вы уже знаете, что такое информация, какие действия с информацией можно проводить, познакомились с миром кодов. Сегодня вы познакомитесь более подробно со способами кодирования информации и узнаете, каким образом графическую информацию можно представить с помощью чисел.
Тема сегодняшнего урока “Способы кодирования информации. Метод координат” и ваша цель на сегодняшний урок:
постановка целей урока (для ученика): (Слайд 2)
- выяснить, от чего зависит выбор способа кодирования информации;
- узнать, какие существуют основные способы кодирования информации;
- узнать, что является графическими способами представления информации;
- освоить один из удобных способов представления графической информации.
II. Этап повторения и актуализации опорных знаний
Фронтальная работа.
Работаем устно.
1) ученики отвечают на вопросы № 1-3 на стр. 28 учебника [1];
- Что вы понимаете под кодированием информации?
- С какой целью люди кодируют информацию?
- Что можно назвать кодом?
(Кодирование – это система условных знаков для представления информации)
(Для того чтобы произошла передача информации)
(Код – это система условных знаков для представления информации)
2) визуальная проверка выполнения заданий в рабочей тетради [2]
(№ 14-19 стр. 17-23);
3) обсуждаются варианты выполнения заданий в рабочей тетради [2]
III. Этап изучения нового материала
Вы научились кодировать и декодировать информационные сообщения, используя несколько разновидностей кодов. Ответьте на вопрос: может одна и та же информация представлена разными кодами? (Да) Действительно, может. Иначе говоря, одна и та же информация может быть представлена в разных формах.
Люди выработали множество форм представления информации (Слайд 3). Посмотрите на следующий (Слайд 4) слайд и попробуйте назвать, с помощью каких форм представлена информация для человека.
(Учитель помогает учащимся; с помощью: разговорных языков; языка мимики и жестов; языка рисунков и чертежей; научных языков (в частности, математики); языка искусства (музыка, живопись, скульптура); специальных языков (азбука Брайля, азбука Морзе, флажковая азбука))
Способ кодирования (форма представления) информации зависит от цели, ради которой осуществляется кодирование. Такими целями могут быть: сокращение записи, засекречивание (шифровка), удобство обработки и т.п.
Способов кодирования информации достаточно много, но чаще всего используются три основные (Слайд 5):
- графический – с помощью рисунков или значков; (например, азбука Морзе)
- числовой – с помощью чисел; (например, замена букв в слове порядковым номером буквы в алфавите)
- символьный – с помощью символов того же алфавита, что и исходный текст. (например, каждая буква сообщения заменена на третью после нее букву алфавита)
Переход от одной формы представления информации к другой, более удобной для хранения, передачи или обработки, также называют кодированием. А действия по восстановлению первоначальной формы представления информации принято называть декодированием. И, конечно же, для декодирования нужно знать код.
Посмотрите, пожалуйста, на экран (Слайд 6). Здесь представлен один из способов кодирования информации. Для их расшифровки вам понадобиться воспользоваться № 20 на стр. 23 рабочей тетради [2].
Задание:
Мальчик заменил каждую букву своего имени её номером в алфавите. Получилось 18 21 19 13 1 15. Как зовут мальчика? (Руслан)
Скажите, вам интересно знать как, например, графическую информацию можно представить с помощью чисел? Сегодня вы познакомитесь с таким методом.
Самостоятельная работа с электронным пособием.
(Используется интерактивный подход в обучении – работа с наглядными пособиями, видео– и аудиоматериалами)
В обыкновенной рабочей тетради запишите число и тему урока “Способы кодирования информации. Метод координат”.
Инструкция учителя:
Вам предстоит самостоятельно обучиться методу представления графической информации с помощью чисел. Для этого нужно будет сесть за компьютер и на Рабочем столе вашего компьютера запустить flash-ролик “Метод координат” [4] (Приложение 2); просмотреть теоретический материал по теме “Метод координат”, ответить письменно (в обыкновенной тетради) на вопросы, которые записаны у вас на карточках, лежащих на краю парты и которые вы видите сейчас на слайде презентации (Слайд 7).
Задание на карточке:
Продолжите предложения:
|
Затем нужно внимательно посмотреть пример применения метода координат. Если будет что-то непонятно, то пересмотреть ролик с примером повторно. После просмотра материала сесть за парту на свое рабочее место.
IV. Этап контроля первичного усвоения знаний
Самостоятельная работа в рабочих тетрадях.
Инструкция учителя (дается сразу вместе с предыдущей инструкцией):
После того, как вы сели за парту, нужно будет выполнить задание в рабочей тетради [2]: стр. 32 № 34 (Вариант 1). Я вам помогу на местах разобраться, если при выполнении задания возникнут затруднения.
Задание № 34:
На координатной плоскости отметьте и пронумеруйте точки, координаты которых приведены ниже. Соедините точки в заданной последовательности. Помните, первое число – по оси ОХ, второе – по оси OY. После проверки правильности выполнения задания можно раскрасить полученную картинку цветными карандашами.
Вариант 1.
Отметьте точки:
1 (1, 1), 2 (2, 1), 3 (2, 2), 4 (3, 2), 5 (3, 3), 6 (7, 3), 7 (7, 1), 8 (11, 1), 9 (11, 6), 10 (7, 6), 11 (7, 4), 12 (1, 4), 13 (8, 2), 14 (10, 2), 15 (10, 5), 16 (8, 5).
Соедините точки:
1 – 2 – 3 4 – 5 – 6 – 7 – 8 – 9 – 10 – 11 – 12 – 1.
13 – 14 – 15 – 16 – 13.
Результат выполнения задания: (Рисунок1)
На слайде презентации можно показать результат выполнения задания, чтобы учащиеся увидели, правильно ли они выполнили задание (Слайд 8).
V. Этап предъявления домашнего задания
§ 1.7, 1.8, рабочая тетрадь (РТ): № 31-32 стр. 30, № 34 (количество вариантов по желанию) стр. 32-37
VI. Этап подведения итогов урока
Выделить самое главное, привлекая учащихся. Если возникнут затруднения, то можно попросить учащихся ответить на следующие вопросы:
- Назовите три основных способа кодирования информации.
- От чего зависит способ кодирования информации?
- Перечислите графические способы представления информации.
- Назовите один из удобных способов представления графической информации с помощью чисел.
Похвалить учащихся за работу на уроке.
Список литературы, электронных пособий, используемых при подготовке и проведении урока.
- Информатика и ИКТ: учебник для 5 класса / Л.Л. Босова. – 2-е изд. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010
- Информатика и ИКТ: рабочая тетрадь для 5 класса / Л.Л. Босова. – 2-е изд. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010
- Уроки информатики в 5-7 классах: методическое пособие / Л.Л. Босова, А.Ю. Босова. – 3-е изд., испр. и доп. – М. БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010
- авторский flash-ролик “Метод координат” (автор Долбикова М.Н.)
- презентация “Способы кодирования информации. Метод координат” (автор Долбикова М.Н.)