Сказки о природе. В.И. Белов. "Родничок". 1-й класс по УМК

Разделы: Начальная школа

Класс: 1


Дидактическая цель: создать условия для качественной организации восприятия нового произведения.

Тип урока: «Урок слушания».

Задачи:

  • образовательная: ввести в круг чтения новую авторскую сказку;
  • развивающая: развитие творческого воображения, познавательной деятельности обучающихся, включить учащихся в эмоционально-творческую деятельность, связанную с читаемым произведением;
  • воспитывающая: формировать у обучающихся чувство патриотизма и любви к своей Родине, своему краю через бережное отношение, воспитывать чувство взаимопомощи, взаимовыручки.

Методы обучения: словесные, наглядные, практические, исследовательские.

Формы организации познавательной деятельности обучающихся: фронтальная, групповая, индивидуальная, в парах.

Средство обучения: презентация (приложение).

Описание исходного уровня знаний, умений и навыков, необходимых для проведения урока по данной теме:

  • учащиеся владеют слоговым чтением;
  • умеют моделировать произведение;
  • любят выполнять творческие работы по тексту;
  • учатся работать в группах.

Учебные умения:

  • правильно называть произведение (фамилия автора, заглавие), определять жанр и тему;
  • выявлять авторскую точку зрения и выражать свою;
  • прогнозировать содержание на основе заголовка;
  • редактировать деформированный словесный и картинный план, создавая при этом диафильм;
  • разыгрывать диалог;
  • создавать продолжение сказки.

Оборудование урока:

  • Л.А. Ефросинина. Литературное чтение: Уроки слушания: Учебная хрестоматия для учащихся 1 класса, с.13 – 15.
  • Л.А. Ефросинина. Литературное чтение: Рабочая тетрадь для учащихся 1 класса, с.10.
  • Индивидуальный дидактический материал для моделирования.
  • Компьютерная презентация.
  • Выставка книг В. И. Белова.

Ход урока

1. Организация класса.

2. Мотивация учебной деятельности.

Рифмы:

  • ра-ра-ра – начинать урок (пора)
  • но-но-но – все притихли мы (давно)! Почему притихли? (Учимся быть слушателями.)

- Сегодня на уроке литературного слушания вас ждёт встреча с новым произведением.

3. Чтение произведения учителем. (книги закрыты)

4. Проверка первичного восприятия.

- Понравилось произведение?

- Что вам понравилось?

- Кому не понравилось?

- Вам было весело или грустно?

5. Вывод темы урока учениками.

- Ребята, как вы думаете, что я вам прочитала? (сказку)

- Почему вы так решили? Докажите.

- Подумайте, о чём эта сказка? (о природе)

- Откройте книгу и найдите фамилию автора. Кто написал эту сказку? (В.И.Белов)

- Значит, какая это сказка? (авторская, литературная). (1 слайд)

- Назовите правильно произведение, с которым мы сегодня работаем на уроке. (2 слайд)

6. Работа с произведением: анализ содержания, определение темы произведения.

1) Словарная работа

- Вам встретились такие слова, значение которых вам было непонятно?

Шибче – быстрее

Досыта – сколько хочешь

Болото – топкое место

Ряска – растение болотное

Котомка – сумка

Покос – луг, где косят траву

Тропка – тропинка, тропа (узкая протоптанная дорожка)

2) - В какой форме написана сказка? (в форме диалога)

- Что такое диалог? (разговор двух или более лиц)

- Кто ведёт диалог? Перечислите персонажей сказки (по иллюстрации). (3 слайд)

3) Работа в тетради «Литературное чтение» с.11, задание 2.

Раскрасить рисунки (по одному каждому варианту), назвать положительных героев и отрицательных, докажите. (вежливые, трудолюбивые, добрые) (злой, жадный, невоспитанный)

Физминутка

(Рождение родничка).

4) Определение темы

– Почему автор назвал сказку «Родничок»? (главный герой)

− Как начинается сказка? (родился родничок) – зарождение жизни, начало жизни, вода – это жизнь! (возник, пробился из земли) (4 слайд)

− Какое настроение в начале сказки?

− Каким перед нами предстает Родничок в начале сказки? (Веселым, радостным, добрым, щедрым, счастливым.)

– Какие вопросы задавали все герои Родничку? (Ты откуда взялся? Дай и мне водицы попить)

– Что отвечал Родничок всем? (пей досыта, пожалуйста)

5) Инсценирование диалога (5 слайд)

− Что изменилось после встречи с комаром? (Родничок стал злым, никому не дал водицы напиться.)

− Почему заглох (умер) Родничок?

6) Чтение отрывка сказки учениками с.15 (6 слайд)

7. Творческая работа.

1) Придумать продолжение сказки, чтобы был хороший конец. (7 слайд)

2) Если бы родник не умер, а поил бы всех и до сих пор, что бы могло произойти? (река Волга началась тоже из родника) (8 слайд)

8. Рефлексия, итог работы.

- Чему учит нас сказка?

- Какой урок возьмём из неё?

- Что хотел нам сказать автор?

Выполнить аппликацию в парах (все принадлежности на столе) «Живи, Родник!»