Образовательные задачи: Закрепление знаний о многоугольниках. Уточнение характерных признаков многоугольников: стороны, углы, вершины.
Коррекционно-развивающие задачи: Формирование умения рисовать и располагать в ряд многоугольники с помощью геометрической трафаретной линейки. Развитие комбинаторных способностей, умение преобразования фигур разным способам (обрезание углов, накладывание фигур друг на друга). Развитие мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения; зрительного, слухового внимания, зрительно-моторной координации.
Воспитательные задачи: Воспитание товарищеских взаимоотношений, умения работать в подгруппе.
Материал: Конверт, демонстрационный фланелеграф, геометрические фигуры для размещения на фланелеграфе, листочки, геометрические линейки, маркеры, карандаши, по три квадрата, ножницы на каждого ребёнка.
Предварительная работа: Составление и отгадывание описательных рассказов – загадок о геометрических фигурах (круг, овал, треугольник, квадрат, прямоугольник, пятиугольник, и т.д.). Различать и называть геометрические фигуры и проводить их сравнение.
Индивидуальная работа: Помощь в рисовании многоугольников в возрастающей последовательности, начиная с фигуры с наименьшим количеством углов и сторон.
Ход занятия
I. Организационный момент
– Ребята я получила письмо от Буратино, он просит нас помочь ему “разобраться” с многоугольниками и выполнить интересные, увлекательные задания. Его учительница Мальвина задала ему разные сложные задания, а сам он не может стравиться, поэтому он и просит нас о помощи. Поможем Буратино. (Да)
Читаю стихотворение:
Каждый день – всегда, везде,
На занятиях, в игре,
Смело, чётко отвечаем
И друг другу помогаем!
– Я предлагаю вам сначала ответить, что такое многоугольники. Но прежде, чем вы ответите, пусть каждый из вас возьмет любой многоугольник с геометрического панно.
(Дети отвечают, называют выбранные свои фигуры, а затем педагог обобщает вместе с детьми: “Что все фигуры, имеющие по три и более угла, вершины и стороны называются – многоугольникам”)
Педагог раскрывает конверт и читает первое задание – загадки.
2. Загадки “Узнай фигуру”.
Отгаданные фигуры дети размещают на демонстрационном фланелеграфе.
Нет углов у меня,
А похож на блюдце я,
На тарелку и на крышку,
На кольцо и колесо.
Кто же я такой, друзья?
Назовите вы меня. (Круг)
Треугольник сунул нос
В реактивный пылесос.
Я – похож на яйцо,
И как просто буква О.
Я почти как круг – малец,
Я – такой, как огурец. (Овал)Злая рыба хвост-лопата
Откусила полквадрата –
Целый угол, верь не верь!
Кто ж он, бедненький, теперь?
(Треугольник)Встал квадрат на уголок –
Ткнулся носом в потолок.
Вверх он рос еще дней пять.
Как теперь его назвать? (Ромб)
А без носа он, – о, боже! –
Стал на юбочку похожим.
Интереснее всего,
Как теперь зовут его. (Трапеция)
Он давно знакомы мой,
Каждый угол в нем прямой.
Все четыре стороны
Одинаковой длины,
Вам его представить рад,
А зовут его ……(квадрат).Для пчелы фигуры этой
В целом мире лучше нету.
(Шестиугольник)
На мяче футбольном нашем
Черным цветом он закрашен.
(Пятиугольник)Четыре угла, как квадрат я имею,
Но только квадратом назваться не смею,
И всё же, похож на квадрат,
между прочим, две длинные стороны и две
покороче. (Прямоугольник)Восемь мух на крае блюдца
Над паучком смеются –
Привязал он их по кругу
Паутинками друг к другу.
Паутинок восемь тоже.
Кто назвать фигуру сможет?
(Восьмиугольник)
– Молодцы, вы правильно назвали фигуры, но Буратино просит не только отгадать загадки, но и ответить все ли отгаданные фигуры – многоугольники, если нет, то какие “лишние”.
Дети называют лишние фигуры – не относящиеся к группе многоугольников (круг, овал) и аргументируют свой выбор. “Лишние” фигуры педагог убирает с фланелеграфа.
3. Задание “Расположи правильно многоугольники”.
Педагог достает из конверта чистые листочки.
– В этом задании Буратино просит нарисовать на листочках многоугольники с помощью трафаретной геометрической линейки в возрастающей последовательности слева направо в ряд, начиная с фигуры с наименьшим количеством углов и сторон.
На геометрической трафаретной линейке так же изображены: круг, овал и полукруг для сложности выполнения.
– Вы замечательно справились с этим заданием, и сейчас я предлагаю выполнить физкультминутку.
4. Физкультминутка “Что мы делали?”.
Дети выполняют движения соответственно тексту.
В понедельник мы купались,
А во вторник – рисовали.
В среду долго умывались,
А в четверг в футбол гоняли,
В пятницу мы прыгали и бегали,
Очень долго танцевали.
А в субботу, воскресенье –
Целый день мы отдыхали.
5.
Задание “Сосчитай”.Педагог достает следующее задание из конверта.
– В конверте Буратино прислал карточки с изображением различных фигур. Он просит сосчитать только многоугольники на каждой карточке. (Педагог раздает каждому карточку). Вам нужно сосчитать и написать цифру маркером с обратной стороны – общее количество многоугольников.
6. Зрительная гимнастика.
Мы фигурки сосчитали, (Дети часто моргают, не напрягая глаз)
Наши глазоньки устали.
Раз – два – три – четыре – пять,
Будем глазками моргать.
Пусть немного отдохнут (Дети закрывают глаза)
И опять моргать начнут. (Глаза открывают и моргают как обычно)
7. Игра “Преобразуй фигуру”.
– Буратино предлагает выполнить последнее сложное задание:
У каждого ребёнка по три квадрата.
- Срезать у квадрата углы и назвать получившуюся фигуру (шестиугольник).
- Наложить два квадрата друг на друга и склейте так, чтобы получилась “звёздочка”.
Дети вместе считают углы, вершины и стороны у новых многоугольников.
8.
Итог занятия.– Конверт пустой и наше занятие заканчивается. Понравилось вам сегодня наше занятие?
– Мы справились со всеми заданиями, помогли Буратино?
– Какие задания легко вы выполняли?
– Какие задания были трудными для вас?
Ребята делятся впечатлениями о занятии, и педагог сообщает, что все выполненные ими задания (карточки и полученные фигуры) отправит в письме Буратино.