Урок "Многогранники"

Разделы: Математика


Цели урока: систематизировать и обобщить знания о многоугольниках, развивать у учащихся дух коллективизма, развивать смекалку, логику и внимательность, воспитывать уверенность в себе и умение быстро сосредотачиваться на главном.

Подготовка к уроку: Написать на ватмане цели урока, приготовить бочонки от лото, мешочек для бочонков, приготовить медали “счастливчиков”.

Ход урока

1. Организационный момент (3 минуты)

На перемене расставить столы и стулья для 2-х команд и распределить детей.

Учитель: Сегодня у нас необычный урок – игра “Счастливый случай”. На уроке выиграет та команда, которая лучше училась в течении четверти. Все задания и вопросы будут по пройденному материалу. Поэтому проще выиграть будет тем, кто учил все правила, теоремы, выполнял домашние работы и внимательно слушал на уроках. Но, конечно, победа зависит и от вашей удачи. Для начала выберем капитана команды и приступаем к игре.

1-й гейм “Разминка” (10 минут)

Учитель: первый гейм – это разминка. Каждой команде предлагается по 15 вопросов. За каждый правильный ответ присуждается 1 балл. Вопросы читаются сначала одной команде, затем другой. Когда вопрос прочитан, тот, кто знает правильный ответ поднимает руку, а капитан называет имя того, кто имеет право ответить. Один и тот же ученик может в гейме отвечать только на 2 вопроса.

Вопросы 1-ой команде:

  1. Что такое двугранный угол?
  2. Что такое линейный угол двугранного угла?
  3. Что такое многогранный угол?
  4. Что такое высота призмы?
  5. Какая призма называется прямой?
  6. Какая призма называется правильной?
  7. Чему равна боковая поверхность призмы?
  8. Что такое параллелепипед?
  9. Что такое куб?
  10. Чему равна диагональ в прямоугольном параллелепипеде?
  11. Что такое ребро пирамиды?
  12. Что такое высота пирамиды?
  13. Что такое апофема правильной пирамиды?
  14. Чему равна боковая поверхность усеченной пирамиды?
  15. Что такое ребро двугранного угла?

Вопросы 2-й команде:

  1. Что такое трехгранный угол?
  2. Что такое грань выпуклого многогранника?
  3. Что такое призма?
  4. Что такое диагональ призмы?
  5. Какая призма называется наклонной?
  6. Чему равна полная поверхность призмы?
  7. Что можете сказать о противолежащих гранях параллелепипеда?
  8. Что такое пирамида?
  9. Что такое основание пирамиды?
  10. Что такое усеченная пирамида?
  11. Чему ровна боковая поверхность правильной пирамиды?
  12. Какая пирамида называется правильной?
  13. Что такое ось правильной пирамиды?
  14. Какой параллелепипед называется прямоугольным?
  15. Что такое линейные размеры прямоугольного параллелепипеда?

2-й гейм “Заморочки из бочки” (10 минут)

Учитель: Переходим к следующему гейму. Вот в нем вам может помочь удача. В мешочке находятся 9 бочонков. Каждый из 8 номеров соответствует номеру задачи, которую вам нужно будет решить. Вытаскивать “заморочки” начинает команда, которая проигрывает. После прочтения задачи у команды есть 1 минута на совещание, после этого она дает ответ. Если ответили верно, то прибавляется 2 балла. Если же ответ не верный, то ответить могут соперники, но они за верный ответ получают только 1 балл. Но наша игра – “Счастливый случай”, поэтому в мешочке под 9-ым номером прячется 2 балла. То есть, если вы вытащите “заморочку” под номером 9, то без решения задачи получаете 2 балла.

Задачки – “заморочки”:

  1. Найдите диагональ параллелепипеда, если его измерения: 1 см, 2см, 2см. (3)
  2. У параллелепипеда три грани имеют площади 4м?, 2м?, 3м?? Чему ровна полна поверхность параллелепипеда? (18м?)
  3. Прямой предмет стороны основания 6м, 8м и боковое ребро 5м, найдите боковую поверхность призмы? (140м?)
  4. Найдите диагональ параллелепипеда, если его размеры: 2см, 3см, 6см. (7)
  5. Найдите полную поверхность правильной четырех угольной призмы если сторона основания 2см и боковое ребро 5см. (48)
  6. Найдите высоту правильной треугольной пирамиды, если боковое ребро 5см , сторона основания 3v3см. (4)
  7. Найдите полную поверхность параллелепипеда, если площади граней равны 5м?, 6м?, 4м?. (30м?)
  8. Найдите высоту правильной пятиугольной призмы , если площадь боковой поверхности 50м?, боковое ребро 5м. (2м)

После провидения гейма подсчитываются общие баллы.

3-й гейм “Темная лошадка” (7 минут)

Учитель: Следующий гейм называется “Темная лошадка”. Командам даются два конверта в которых разрезаны фигуры. Команды должны собрать эти фигуры и рассказать о них. За сбор фигуры 1 балл, если перечислены все свойства фигуры прибавляется 2 балла.

4-й гейм “Ты – мне, я – тебе” (6 минут)

Учитель: А теперь пришла пора показать себя капитанам команд. Каждый из них может задать сопернику по два вопроса. Отвечать могут только капитаны. Если на вопрос ответили правильно, то получает 2 балла. Если же ответ неверный, то 1 балл зарабатывает капитан, который задал вопрос, но только после того, как сам дает правильный ответ.

Подсчитываются баллы.

5-й гейм “Гонка за лидером” (6минут)

Учитель: Ну, а теперь заключительный гейм: “ Гонка за лидером”. Командам даются кроссворды, за каждый верный ответ 1 балл.

Вопросы кроссворда:

По горизонтали:

  1. Есть у любого слова, у растения, и может быть , у уравнения.

По вертикали:

  1. Основание правильной четырехугольной пирамиды.
  2. Сторона грани многогранника.
  3. Многогранник, который состоит из двух плоских многоугольников, совмещаемых параллельным переносом.
  4. Призма, у которого основания – параллелограммы.
  5. Отрезок, соединяющий две вершины, не принадлежащие одной грани.

Подсчитываются баллы. Разбираются вопросы, на которые были даны неправильные ответы.

Подведение итогов (3 минуты)

Подсчитать баллы и похвалить выигравшую команду. Разобрать темы, на которые были ошибки, и дать по этим темам задание домой. Похвалить детей за активность и дружбу между собой. Поздравить победителей и вручить им медаль.