Пояснительная записка к рабочей программе по предмету физики за курс средней школы
1.1. Данная рабочая программа составлена на основе следующих нормативно-правовых и инструктивно-методических документов:
- Федеральный компонент Государственного образовательного стандарта основного общего образования по физике /базовый уровень/, утверждённого приказом Минобразования России от 05.03.2004г№ 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов основного/общего/ и среднего/полного/ общего образования»;
- Приказ МОиН Челябинской области «О формировании учебных планов общеобразовательных учреждений Челябинской области на 2009-2010 учебный год»от 06.05.2009г. № 01-269.
- Примерная программа основного/общего/ образования по физике (письмо Департамента государственной политики в образовании МОиН РФ от 07.06.2005 г. № 03-1263);
- Письмо МОиН Челябинской области от 21.07.2009 № 103/3404 «О разработке рабочих программ курсов, предметов, дисциплин (модулей) в общеобразовательных учреждениях Челябинской области»;
- Методическое письмо МОиН Челябинской области от 28.06.2010 г № 103/3073 «О преподавании учебного предмета «Физика» в общеобразовательных учреждениях Челябинской области в 2010-2011 учебном году»;
1.2. Статус документа. Примерная программа по физике составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования. Она конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, даёт примерное распределение учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения разделов физики с учётом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, определяет минимальный набор опытов, демонстрируемых учителем в классе, лабораторных и практических работ, выполняемых учащимися.
Материал, который в обязательном минимуме содержания образования выделен курсивом, т.е. подлежит изучению, но не включается в требования к уровню подготовки выпускников, введён в основное содержание примерной программы и выделен также курсивом.
Примерная программа является ориентиром для составления авторских учебных программ и учебников, а также может использоваться при тематическом планировании курса учителем. Авторы учебников и методических пособий, учителя физики могут предлагать варианты программ, отличающиеся от примерной программы последовательностью изучения тем, перечнем демонстрационных опытов и фронтальных лабораторных работ. В них может быть более детально раскрыто содержание изучаемого материала, а также пути формирования системы знаний, умений и способов деятельности, развития и социализации учащихся.
Таким образом, примерная программа содействует сохранению единого образовательного пространства, не сковывая творческой инициативы учителей, предоставляет широкие возможности для реализации различных подходов к построению учебного курса.
Общая характеристика учебного предмета. Физика как наука о наиболее общих законах природы, выступая в качестве учебного предмета в школе, вносит существенный вклад в систему знаний об окружающем мире. Она раскрывает роль науки в экономическом и культурном развитии общества, способствует формированию современного научного мировоззрения. Для решения задач формирования основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников в процессе изучения физики основное внимание следует уделять не передаче суммы готовых знаний, а знакомству с методами научного познания окружающего мира, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению. Подчеркнём, что ознакомление школьников с методами научного познания предполагается проводить при изучении всех разделов курса физики, а не только при изучении специального раздела «Физика и физические методы изучения природы».
Гуманитарное значение физики как составной части общего образовании состоит в том, что она вооружает школьника научным методом познания, позволяющим получать объективные знания об окружающем мире. Знание физических законов необходимо для изучения химии, биологии, физической географии, технологии, ОБЖ.
Курс физики в примерной программе среднего (полного) общего образования структурируется на основе физических теорий: механика, молекулярная физика, электродинамика, электромагнитные колебания и волны, квантовая физика.
Особенностью предмета «Физика» в учебном плане образовательной школы является и тот факт, что овладение основными физическими понятиями и законами на базовом уровне стало необходимым практически каждому человеку в современной жизни.
Цели изучения физики. Изучение физики в средних (полных) образовательных учреждениях на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:
- освоение знаний о фундаментальных физических законах и принципах, лежащих в основе современной физической картины мира; наиболее важных открытиях в области физики, оказавших определяющее влияние на развитие техники и технологии; методах научного познания природы;
- овладение умениями проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, выдвигать гипотезы и строить модели, применять полученные знания по физике для объяснения разнообразных физических явлений и свойств веществ; практического использования физических знаний; оценивать достоверность естественнонаучной информации;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе приобретения знаний и умений по физике с использованием различных источников информации и современных информационных технологий;
- воспитание убеждённости в возможности познания законов природы; использования достижений физики на благо развития человеческой цивилизации; необходимости сотрудничества в процессе совместного выполнения задач, уважительного отношения к мнению оппонента при обсуждении проблем естественнонаучного содержания; готовности к морально-этической оценке использования научных достижений, чувства ответственности за защиту окружающей среды;
- использование приобретённых знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности собственной жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды.
Рабочая программа составлена с учетом миссии общеобразовательного учреждения. Деятельность МОУ СОШ № 32 строится на принципах личностно-ориентированного общедоступного образования, адаптивности образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся и воспитанников, приоритета общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, гражданственности, свободного развития личности, автономности и светского характера образования.
1.3. Миссия МОУ СОШ № 32:
МОУ СОШ №32 осуществляет деятельность, определенную Уставом, в целях:
- формирования общей культуры личности обучающихся и воспитанников;
- достижения обучающимися образовательного уровня, соответствующего федеральному государственному образовательному стандарту;
- создания благоприятных условий для разностороннего развития личности путем удовлетворения потребностей обучающихся и воспитанников в самообразовании, получении дополнительного (в том числе платного), профильного образования;
- адаптации обучающихся к жизни в обществе, к современным социально-экономическим условиям на основе создания гуманных взаимоотношений участников образовательного процесса;
- воспитания у обучающихся и воспитанников гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье; формирования здорового образа жизни;
- обеспечения качественного уровня подготовки выпускников по основам наук и создания основы для осознанного выбора и последующего освоения профессиональных образовательных программ выпускниками МОУ СОШ № 32;
- организации и координации методической, диагностической и консультативной помощи семьям, в которых дети получают образование на дому;
- обеспечения преемственности между дошкольным и начальным общим образованием;
- другие цели и задачи в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности. Примерная программа предусматривает формирование у школьников общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. Приоритетами для школьного курса физики на этапе основного общего образования являются:
- Познавательная деятельность:
– использование для познания окружающего мира различных естественнонаучных методов: наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование;
– формирование умений различать факты, гипотезы, причины, следствия, доказательства, законы, теории;
– овладение адекватными способами решения теоретических и экспериментальных задач;
– приобретение опыта выдвижения гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез.
- Информационно-коммуникативная деятельность:
– владение монологической и диалогической речью, развитие способности понимать точку зрения собеседника и признавать право на иное мнение;
– использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации.
- Рефлексивная деятельность:
– владение навыками контроля и оценки своей деятельности, умением предвидеть возможные результаты своих действий;
– организация учебной деятельности: постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств.
1.3 Место предмета в учебном плане. Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 140 ч для обязательного изучения физики на базовом уровне ступени среднего (полного) общего образования. В том числе в 10-м и 11-м классах по 70 уч. ч из расчёта 2 ч/нед. В примерных программах предусмотрен резерв свободного учебного времени в объёме 14 ч для реализации авторских подходов, использования разнообразных форм организации учебного процесса, внедрения современных методов обучения и педагогических технологий, учёта местных условий.
Распределение учебного времени, отведенного на изучение отдельных разделов курса /примерная программа/
Основное содержание |
10 класс |
11 класс |
Всего по факту |
Физика и методы научного познания |
4 |
|
4 |
Механика |
32 |
|
32 |
Молекулярная физика |
27 |
|
27 |
Электродинамика |
7 |
37 |
44 |
Квантовая физика и элементы астрофизики |
|
28 |
28 |
Резерв |
- |
5 |
5 |
Всего |
70 |
70 |
140 |
Примерная программа рассчитана на 70 часов в 10-11 классах.
Поурочное планирование представлено в виде таблиц (Приложение 1, приложение 2).