Цель: формировать знания учащихся о растениях, показать их значение в природе и в жизни человека, развивать умение общаться с природой, воспитывать любовь к родному краю.
Оборудование к уроку.
- Плешаков А.А. "Окружающий мир" 3 кл.,
- стенды "Экологические факторы", "Охраняемые растения", Красная книга Саратовской области, "Лекарственные растения", гербарий.
Ход урока
I Организация класса
Есть просто храм,
Есть храм науки,
А есть ещё природы храм-
С лесами, тянущими руки
Навстречу солнцу и ветрам.
Он свят в любое время суток
Открыт для нас в жару и стынь,
Входи сюда,
Будь сердцем чуток
Не оскверняй его святынь.
Сегодня, мы совершим путешествие по замечательной "Книге природы", оживим её некоторые страницы.
Есть на земле два царства, которые давно дружат между собой и уже обойтись друг без друга не могут. У них всё общее: земля, реки, моря: Это царство животных - Фауна и царство растений - Флора.
II Проверка домашнего задания.
К сегодняшнему уроку вы повторили всё, что знали о растениях.
- Какие группы растений вы знаете?
- Назовите органы растений.
- Как образуются плоды с семенами?
- Как размножаются, распространяются растения?
Тест (выбери правильный ответ: сигналы)
- Какие растения выращивают для получения продуктов питания?
1. Клевер, лён, капуста, пшеница.
- Какие растения выращивают на корм домашним животным?
2. Чеснок, клевер, редис, тимофеевка, хлопчатник.
- Какие растения выращивают для получения тканей?
3. Картофель, клевер, лён, крыжовник, хлопчатник.
- Что дают растения животным, а животные растениям?
(1. Пищу, кислород, укрытие, лекарства)
(2. размножение (опыление), распространение, удобрение)
- Что дают растение человеку?
(Пищу, кислород, ткани, мебель, хоз. постройки, лекарства, красоту, отдых, вдохновение, душевный покой).
- Какие экологические факторы влияют на рост и развитие растений?
(Свет, вода, воздух, тепло, почва). И ещё есть один очень важный фактор, который влияет на нормальное развитие растений в природе это деятельность человека.
III. Новый материал (беседа)
К сожалению, хозяйственная деятельность человека изменяет условия жизни растений. Человек, не замечая того сам, наносит природе большие раны. С давних пор люди занимаются хозяйством: строят города, дороги. Всё это необходимо. Но чтобы построить город, проложить дорогу, люди уничтожают леса. С каждым годом их становится меньше.
Работа по стенду "Что даёт нам лес"?
Из-за того, что лесов становится меньше, а воздух и вода загрязняются, страдают многие растения. Но страдают растения и по другой причине. Люди рвут их ради красивых цветов. Сорванные растения не дадут плодов и семян. Поэтому многие растения становятся редкими.
И тема нашего урока: охрана растений.
Чтение стихов детьми
1.
На земле исчезают цветы,
С каждым годом заметнее это
Меньше радости и красоты
Оставляет нам каждое лето.
Откровенье цветов луговых
Нами понятно было едва ли
Беззаботно топтали мы их
И бездумно, безжалостно рвали
В нас молчало безумное: "Стой!"
Нам казалось всё мало, всё мало,
А потом в толчее людской
Мы охапку тащили устало
И не видели, как из-под ног,
Молчаливо, дыша еле-еле,
Обречённо глядел василёк
Безнадёжно гвоздики глядели.
2.
Если я сорву цветок,
Если ты сорвёшь цветок
Если все: и я, и ты,
Если мы сорвём цветы-
Опустеют все поляны
И не будет красоты!
3.
Дерево, цветок, трава и птица
Не всегда умеют защититься
Если будут уничтожены они,
На планете мы останемся одни.
Да, ребята, растения не могут защитить себя. Заботиться о них должны мы, люди, чтобы наша Земля не стала пустыней. Многие растения стали исчезать по вине людей. Поэтому с 1 января 1981 года в нашей стране действует Закон об охране природы. Учёные забили тревогу: природа в опасности. Человек наносит природе раны. Послушайте призыв к разуму и совести каждого человека.
Охраняется "Красной книгой"
Много редких животных и птиц
Чтобы выжил простор многоликий
Ради света грядущих зарниц
Чтоб пустыни нагрянуть не смели,
Чтобы души не стали пусты,
Охраняются звери,
Охраняются змеи,
Охраняются даже цветы.
Охранять от опасности нужно
Защищать у людей на виду
Чистоту, бескорыстье и дружбу,
И доверие и доброту.
Растения дают нам не только покой, вдохновение, но и прививают нам чувство доброты. Ибо доброта спасет мир.
Послушайте интересный рассказ из жизни.
Заблудилась девушка в лесу. И вдруг навстречу ей идет мужчина, страшный, с бородой. Она очень испугалась, а когда увидела у него в руках цветы, успокоилась и подумала: "Имеющий в руках цветы, плохого совершить не может"
Многие замечательные растения находятся под угрозой исчезновения.
Посмотрите, перед вами Красная книга Саратовской области. В нее занесены редкие и исчезающие растения и животные нашего края.
- Почему эта книга красного цвета?
(красный цвет - сигнал опасности, тревоги)
Все эти растения, занесенные в Красную книгу, нуждаются в охране и защите.
Работа по стенду "Охраняемые растения"
Посмотрите, перед вами редкие растения. Рассмотрите рисунки и прочитайте названия этих растений.
На территории нашего поселка находятся 56 видов растений, которые занесены в Красную книгу. Одни стали редкими, другим грозит исчезновение, третьи уменьшаются по количеству. В нашей местности растет удивительное растение, которое занесено в Красную книгу. Это водяной орех или чилим, который редко встречается в Балашовском районе. У нас есть только в пруду Осочный.
Сообщение детей
Находясь в природе, нужно помнить правила.
Посмотрите на знак: нельзя срывать растения для букетов. Букеты можно составлять из тех растений, которые выращены человеком.
Чтение сочинения "Цветущая поляна" читает ученик.
Физминутка Давайте все представим себя бабочками и полетим на эту цветущую полянку. Взмахнули крыльями, летим, присели на самый красивый цветок.
- Что попробовали? (нектар), полетели дальше, машем крыльями, присели на другой цветок.
- Что произошло? (опыление)
Садитесь.
Замечательное богатство природы - лекарственные растения.
Когда вы болеете, мама лечит вас отваром из лекарственных растений. Эти травы называют "зеленой аптекой".
- Какие лекарственные растения вы знаете?
Многие растения - настоящие кладовые витаминов.
Послушайте загадки 1.
"Я шарик пушистый 2. "Белые горошки на зеленой ножке" 3. Только тронь - |
Работа с гербариями (одуванчик) (ожоги, боль в животе, повышает аппетит) (ландыш) Служит, как успокаивающее средство. (крапива) кровоостанавливающее средство |
Сообщение о крапиве - рассказывают дети
Сообщение о лекарственных растениях
(подорожник, пижма, зверобой, тысячелистник) - рассказывают дети
Сообщение о лекарственных растениях, которые лечат простуду
Работа по плакату "Лекарственные растения".
В каждом доме есть такая книга - справочник "Лекарственные растения", где мы можем найти нужные рекомендации. Читают дети.
Много трав растёт полезных
На земле растёт родной
Могут справиться с болезнью
Мята, пижма, зверобой.Мы растенья эти знаем,
Бережём и охраняем,
Мы их рвём не на потеху,
Отнесём мы их в аптеку.
Из даров лесного царства
Люди делают лекарства.
Посмотрите следующий знак: лекарственные растения собирать надо там, где их много.
Бывает, что люди даже не срывая растения, губят их. Причина - вытаптывание. Идёт человек по лесу, лугу и не замечает, как под ногами ломаются хрупкие травы.
Следующий знак (выставляется на стенде)- в природе нужно ходить по тропинкам, чтобы растения не погибли от вытаптывания.
Ситуация "Горе-туристы" пришли в лес.
- Что произойдёт?
Ответы детей.
Давайте вместе стремиться к тому, чтобы таких "горе - туристов" не было рядом с нами.
М. Пришвин сказал: "Охранять природу - значит охранять свою Родину". Родина у нас одна, все мы дети Природы. Что же делают люди для сохранения природы.
Редкие растения запрещено собирать, они записаны в "Красную книгу". Для сохранения исчезающих видов растений организуются заповедники, заказники. Первые заповедники Росси Астраханский и Ильменский, были организованы в 20-х годах. Сейчас действует около 200 заповедников.
Работа по стенду "Заповедные места Балашовского района"
Работа по учебнику.
Прочитайте статью и рассмотрите рисунки растений.
IV. Закрепление.
Подумай!
1. Сколько бы погибло цветущих растений, если каждый ученик класса сорвал по 5 цветов?
2. Почему многие растения не оставят потомства, если ребята будут ловить бабочек?
3. Что произойдёт с деревьями, если в лесу станет мало птиц.
Работа в тетрадях по природоведению.
- Выполните задания на странице 17 "Охрана растений"
Дидактический материал
- Соберите из разрезных картинок растения 3-х видов. Назовите их. Что их объединяет?
V. Обобщение.
- Что узнали нового на уроке?
Помните, что в природе всё взаимосвязано!
В руках человека красота и богатство родной Земли.
Люди - человеки, страны и народы
Мы теперь навеки должники природы
Надо с этим долгом как-то расплатиться:
VI. На дом.
1. По учебнику стр. 101-105, стр. 105 вопросы.
2. Нарисовать в тетрадях знаки для "горе - туристов"
3. Напишите страницу для жалобной книги Природы
(Что сказали бы ландыши, сирень, черёмуха, если бы умели говорить).
Литература.
1. О.В. Казакова, Н.А. Сбоева Поурочные разработки по курсу "Мир вокруг нас" М.; "ВАКО" 2003.
2. Е.М.Тихомирова Тесты по предмету "Окружающий мир"М.; "Экзамен"; 2010.
Классный час: "Школьный дневник.
Как с ним работать".
Цель:
- Познакомить уч-ся со школьным дневником и научить работать с ним.
- Показать уч-ся значение дневника в их школьной жизни.
1. Вступительное слово.
Ребята, речь пойдёт о самом главном документе школьника - школьном дневнике. Слово предоставляется бывшим ученикам, которые сейчас учатся в 6 классе. Они пришли к нам со своими дневниками. Ребята 6 класса показывают второклассникам свои дневники.
- Хотели бы вы иметь такие дневники?
- Что нужно делать, чтобы иметь такой дневник?
Знакомство с требованиями к ведению дневника. Объяснение детям, как необходимо заполнять дневник, какие графы есть в дневнике, на какие странички дневника нужно обращать особое внимание.
Заполнение дневника с помощью учителя.
Объявляется конкурс на самое большое количество пятёрок в школьном дневнике, на самое лучшее и аккуратное ведение дневника. Итоги будут подведены в конце учебного года.
- Назначение ответственных за проверку готовности дневников к учебному дню.
- Консультация для тех ребят, которых избрали ответственными за дневники.
Классный час: "Режим дня школьника".
1. Подведение итогов анкетирования уч-ся.
2. Выступление уч-ся, которые выполняют режим дня школьника.
3. Выступление уч-ся, которым трудно выполнять режим дня.
4. Выступление медсестры.
Режим - это порядок чередования различ
ных видов деятельности и отдыха в течение суток, умения избирать для себя наиболее приемлемый ритм жизни и труда, потребности заполнять своё время полезной деятельностью.
Элементы режима дня школьника.
- Учёба в школе, точное время и продолжительность подготовки домашних заданий, творческой деятельности ребёнка.
- обязательный отдых на свежем воздухе.
- достаточный по продолжительности сон, со строго установленным временем подъёма и отхода ко сну.
- регулярное и полноценное питание.
- соответствующая возрасту двигательная активность.
- Утренняя зарядка помогает сократить время перехода от сна к бодрствованию.
- Перед школой ребёнку необходим горячий завтрак, после школы необходим полноценный обед. Не допускается пища урывками.
- Режим питания зависит от расписания занятий в школе.
- После обеда ребёнок должен отдохнуть, ни в коем случае не садиться за уроки.
- Активный отдых на свежем воздухе укрепляет здоровье детей.
- Лучшим отдыхом для детей ослабленных является дневной сон.
- Оптимальным для приготовления домашних заданий является время с 15 до 16 часов.
- Очень полезно для профилактики нарушения зрения во время перерывов выполнять гимнастику для глаз.
- Необходимо, чтобы в режиме дня ребёнка было время на занятия по интересам.
- Особенно важен для детей достаточный по продолжительности ночной сон.
Схема режима дня школьника.
Режимные моменты Время Пробуждение, гимнастика, закаливающие процедуры 7.00 Завтрак 7.30 Дорога в школу 7.50 Учебные занятия 8.30 Дорога из школы домой 12.30 Обед 13.00 Послеобеденный отдых 13.30 Пребывание на воздухе 14.30 Приготовление уроков 16.00 Пребывание на воздухе. 17.30 Ужин и свободное занятие 19.00 Сон 21.00