Цель:
Раскрыть сущность нравственных отношений
между людьми.
Задачи:
- Помогать учащимся видеть и ценить личность в себе и в окружающих людях;
- Учить детей самостоятельно мыслить, анализировать поступки, принимать решения;
- Воспитывать чувство сопереживания, развивать умение общаться с окружающими детьми.
Возраст учащихся: 4 класс
Подготовительная работа: анкетирование, конкурс рисунков на тему "Мой друг", оформление выставки рисунков.
Этапы проведения:
-
Вступительное слово педагога. Знакомство с
темой классного часа.
- Просмотр выставки рисунков "Мой друг".
- Конкурс пословиц и поговорок о дружбе.
- Литературный монтаж. Дети читаю стихи о дружбе и друзьях.
- Анализ анкетирования.
- Обобщение.
- Вывод.
Ход занятия
1. Вступительное слово педагога. Знакомство с темой классного часа.
Добрый день, дорогие ребята! Я, как и вы, рада встречи с вами. Сегодня мы проведём с вами доверительный разговор. А хотите узнать о чём пойдёт речь? Я даже уточню, о ком?
(Звучит фонограмма песни "Если с другом вышел в путь" - 1 куплет и припев)
Всё правильно, конечно же, о друзьях и о дружбе. А ведь так оно и есть, если с другом вышел в путь, то любой путь тебе будет легче и веселее.
Как вы думаете, можно человеческую жизнь сравнить с дорогой?
(рассуждение детей)
Да, я согласна с вами, человеческая жизнь - это дорога
*минуты *часы *дни *месяцы *годы
Итак, мы с вами отправляемся в путь, он будет совсем небольшим, всего 40 минут.
А вот в пути вам лучше будет одному или с другом?
(рассуждение детей)
Первая станция на нашем пути, это выставка рисунков "Мой друг". Посмотрите, может, кто-то увидит себя на рисунке друга.
- Конкурс пословиц и поговорок о дружбе.
У каждого народа есть множество легенд, поговорок и пословиц о дружбе. А вы знаете их? (Дети называют пословицы)
Прозвучала пословица "Не имей 100 рублей, а имей 100 друзей". Ведь, правда же, деньги нам всегда нужны, да и друзья тоже. Но вот что легче найти? Давайте поищем в карманах. А вот друга найти проще или сложнее чем деньги? (рассуждение детей)
- Литературный монтаж. Дети читаю стихи о дружбе и друзьях.
- Анализ анкетирования.
В жизни нам встречаются разные люди: добрые и злые, щедрые и жадные, бескорыстные, мужественные и трусливые. Как же нам найти среди всех друга? Кто такой друг? Закончите фразу "Друг - это тот:.."
(Работа в группах, дети дописываю полученную фразу. Проговаривают).
Анализ анкетирования
Анкета 1.
- Есть ли у тебя друзья?
- Кого ты считаешь своим лучшим другом?
- Почему ты считаешь этого человека своим лучшим другом?
- Бывает ли твой друг у тебя дома?
- Как часто вы с ним видитесь?
Анкета 2.
Продолжи предложение:
- Друг - это тот, кто:::
- Лучший друг - это тот кто:.
- Я переживаю, когда мой друг:.
- Я радуюсь, когда мой друг:
- Мне приятно, когда мой друг:.
- Мне неприятно, когда мой друг:.
- Мне хотелось бы, чтобы мой друг:.
- Мне не хотелось бы, чтобы мой друг:.
- Когда я вырасту, я хочу, чтобы мой друг:..
- Когда я вырасту, я не хочу, чтобы мой друг:..
Обобщение. Итак, у нас получился коллективный портрет Друга.
Настоящий Друг везде
Верен, в счастье и в беде;
Грусть твоя его тревожит,
Ты не спишь - он спать не может, и во всём без дальних слов
Он помочь тебе готов. (В Шекспир)
Как вы думаете, друзей у человека может быть много? (рассуждение детей)
Правильно, друзей у человека много не бывает. Есть товарищи, приятели, знакомые, одноклассники. Какие черты характера должны быть у настоящего друга?
"Вот человек, что скажешь ты о нём?" -
Ответил друг, плечами пожимая:
"Я с этим человеком не знаком,
Что про него хорошего я знаю?"
"Вот человек, что скажешь ты о нём?" -
Спросил я у товарища другого, -
"Я с этим человеком не знаком,
Что я могу сказать о нём плохого?" (Р. Гамзатов)
У вас у каждого на столе лежат "кораблики", на парусах напишите те черты , которые вы хотите видеть в своём друге, я предлагаю вам отправится в дальнейшее путешествие на корабликах. Дети прикрепляют кораблики на доске.
Дружба в радости и дружба в горе.
Друг последнее отдаст всегда.
Друг не тот, кто льстит,
А тот, кто спорит,
Тот, кто не обманет, не продаст.
Дружба никогда границ не знает,
Нет преград для дружбы никаких.
Дружба на земле объединяет
Всех детей - и белых, и цветных.
Дружба - это если пишут дети
Письма детям из другой страны.
Дружба - это мир на всей планете
Без сирот, без ужасов войны. (Л. Измайлов)
Вывод. (Звучит фонограмма песни "Если с другом вышел в путь") Вот и подходит к концу наш путь длиною всего то 40 минут. Впереди у вас длинная дорога жизни. И пусть на вашем пути встречаются только такие друзья, чьи сердца будут наполнены добротой, взаимоуважением, бескорыстием.
А теперь встаньте в круг, возьмитесь за руки - это руки друга. Положите руки на плечи. Это плечо друга, на которое можно опереться в трудную минуту. Я хотела бы вам подарить наши кораблики и маленькие "сердечки" в память о нашей встрече. (Каждый забирает свой кораблик. Детям раздаются сердечки со словами французского писателя Антуана де Сент- Экзапюри "Главного глазами не увидишь, зорко одно лишь сердце").
СПАСИБО!
Литература
- Яровая Л.Н., Жиренко О.Е., БарылкинаЛ.П., Цыбина Т.И. Внеклассные мероприятия.3 класс. - 2 издание. М: ВАКО, 2005
- Яровая Л.Н., Жиренко О.Е., БарылкинаЛ.П., Обухова Л..А. Внеклассные мероприятия.2 класс. М: ВАКО, 2004
- Журнал "Классный руководитель" №5, 2004
- Журнал "Классный руководитель" №2, 2009