Цели.
- Познакомить учащихся с буквами Л, л, звуками [л], [л'].
- Показать, что одно и то же слово может иметь несколько значений.
- Научить писать строчную и заглавную буквы Л, л.
- Развивать фонематический слух, внимание, мышление.
- Воспитывать бережное отношение к природе.
Оборудование. Лента букв, разрезные буквы, предметные рисунки ,иголки для шитья, иголки сосны, ребус, схемы слов для звуко- буквенного анализа.
Ход урока
1. Организация учащихся.
Ну-ка проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Все ль на месте,
Все ль в порядке,
Все ли правильно сидят?
Все ли внимательно глядят?
2. Актуализация знаний. Повторение и закрепление.
Сегодня на уроке мы совершим путешествие. Куда? Узнаем, когда решим этот ребус.
В огне не горит,
В воде не тонет. (Лёд.)Без рук, без ног,
А ворота открывает. ( Ветер.)Скатерть бела
Всё поле одела. ( Снег.)
- Какое слово получилось в выделенном столбце? ( Лес.) <Рисунок1>
- Да, отправляемся в лес. Первая остановка "Вспоминайка".
Заканчиваем начатое предложение:
- Звуки бывают:(гласные и согласные);
- Согласный звук может быть:(твёрдый и мягкий);
- Сколько в слове гласных, столько и :(слогов);
- В слове "леса" слогов:(два);
- Видим и пишем мы:(буквы);
- Наша речь состоит из:(предложений);
- Первое слово в предложении пишется:(с большой буквы);
- В конце предложения ставится:(точка).
Вот мы и на опушке леса (открывается доска с изображением леса).
К нам навстречу вышла Баба- Яга. Она пустит нас в лес, если мы выполним её задания.
1. Помоги "заблудившимся" буквам. ( Работа с лентой букв.)
2. Из данных слогов, букв составить слова:
"сос-", "кус-", "ду-", "т", "на-", "б" (сосна, куст, дуб).
Какие из этих слов подходят к схемам?
3. Работа по теме урока.
Заходим в лес. Сквозь лесные заросли несется нам лось. Остановка "Наблюдайка". Лось задаёт нам загадки о своих друзьях. Давайте отгадаем.
Рыжая с пушистым хвостом,
Живёт в лесу под кустом. (Лиса.)
- Лиса, какая она? (Рыжая, хвост пушистый:)
Не портной, а всю жизнь с иголками ходит. (Ёж.)
- Что за иголки у ежа? Похожи они на эту иголку? (Показываю швейную иголку). На сосновые иголки? (Показываю ветку сосны.)
- Да, они все острые, колются (возможный вариант).
Иголки у ежа, иголки для шитья, сосновые иголки схожи остротой, формой.
Маленький, беленький
По лесочку прыг- прыг,
По снежочку тык-тык. (Заяц.)
- Здесь есть слова с нескольким значением? (Нет.)
В сосне дупло, в дупле тепло.
А кто в дупле, живёт в тепле? ( Белка.)
- Дупло - это пустота в дереве (показываю рисунок).
- У больного врач лечит зуб, дупло. Кто всегда чистит зубы утром и вечером, дупло в зубе не образуется.
- Слово дупло имеет сколько значений? (Два.)
Остановимся у сосны, у белки. Станция "Узнавайка".
Белка держит гриб. Как называется этот гриб? Знаете? Это гриб лисичка. Когда он был маленьким, часто уходил из дома без разрешения родителей. И вот один раз навстречу ему попался зверёк с большим пушистым хвостом.
- Ты кто?- спросил гриб зверёк.
- Я лисичка, ответил гриб.
- Вот здорово,- обрадовался зверёк, - я тоже лисичка. А ты не боишься, что тебя застрелит охотник?
- Ты всё перепутал, - ответил гриб,- охотники в нас не стреляют. Опаснее люди с корзинами.
- Что за "лисички" встретились?
- Почему лисички не поняли друг друга?
- Лисичкой зовут и гриб, и зверь.
- Чем они похожи? (Показываю рисунки.)
- Они рыжего цвета.
- Сможете сами приводить примеры на многозначность слова? (Если затрудняются, показываю ручку. Поднимаю свою руку). У меня большая рука. А у вас маленькая: ручка. А ещё где есть ручка? ( Если затрудняются, жестом, глазами показываю на ручку дверя.) Дома попробуйте поискать многозначные слова, т.е. слова, которые имеют несколько значений.
- Кто из вас ходил в лес за грибами? Как надо собирать грибы? (Грибы нужно срезать или выкручивать, а не вырывать из земли. А чтобы грибница не высохла, присыпать ямку землёй).
- Что может произойти, если грибники будут рвать грибы? (Их не станет, и могут погибнуть животные и птицы, так как будет меньше корма).
Физкултьминутка.
Идём по лесу. Деревья большие, раздвигаем ветки(имитация). Чтобы найти гриб, надо наклониться. Увидели... Присели, срезали, положили в корзину. Пошли дальше. Ещё гриб: наклонились, присели, срезали, положили в корзину:Пошли дальше. Ещё гриб:наклонились,присели, срезали:
Лисичка нам раздаёт лисичек. (Ученик в маске лисы раздаёт грибы). Скажем спасибо ей за красивые лисички.
- Вот и вышли на солнечную поляну. (Открывается доска с изображением поляны.) Станция "Знайка".
Ешё раз внимательно прислушиваемся к словам: лес, лисичка, лиса, белка, лось, поляна. Какой звук есть во всех словах? [л],[л']
Какой это звук? ( Согласный, звонкий.)Давайте приведём примеры на[л]( лоб, пенал, ладонь:), на[л'](Лена, меня:)
Звук[л], [л']записываются буквами Л, л. (Ученики на индивидуальных досках пишут печатные буквы Л, л. На доску повесить образец прописных букв Л, л. Сравниваем печатные и прописные буквы. Чем они схожи, чем отличаются? Показ допустимых ошибок в написании, предупреждение их).
Физкультминутка для рук и глаз.
1. Тремя пальцами обоих рук погладить лоб.
2. Тремя пальцами обеих рук пройти по бровям.
3. Тремя пальцами обеих рук погладить виски.
4. Указательными пальцами погладить пазуху у ноздрей.
5. Средними пальцами- нос и переносицу.
6. Средними пальцами уши и за ушами.
7. Средними пальцами шею сзади.
Письмо в "Прописи" буквы л, Л.
- Путешествие наше подходит к концу. Чтобы снова оказаться в классе, мы должны выполнить задание станции " Прочитайка". В книгах для внеклассного чтения находим слова с буквами Л, л, читаем их.
Итог урока.
Наше путешествие закончено. Какие открытия для себя сделали? О чём мы ещё узнали? (Л, л') Что было интересного? (Путешествие по лесу, встреча с лисичкой:).