Урок обучения грамоте и письму по теме "Согласные звуки [л], [л'], буквы Л, л. Многозначные слова"

Разделы: Начальная школа


Цели.

  • Познакомить учащихся с буквами Л, л, звуками [л], [л'].
  • Показать, что одно и то же слово может иметь несколько значений.
  • Научить писать строчную и заглавную буквы Л, л.
  • Развивать фонематический слух, внимание, мышление.
  • Воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование. Лента букв, разрезные буквы, предметные рисунки ,иголки для шитья, иголки сосны, ребус, схемы слов для звуко- буквенного анализа.

Ход урока

1. Организация учащихся.

Ну-ка проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Все ль на месте,
Все ль в порядке,
Все ли правильно сидят?
Все ли внимательно глядят?

2. Актуализация знаний. Повторение и закрепление.

Сегодня на уроке мы совершим путешествие. Куда? Узнаем, когда решим этот ребус.

В огне не горит,
В воде не тонет. (Лёд.)

Без рук, без ног,
А ворота открывает. ( Ветер.)

Скатерть бела
Всё поле одела. ( Снег.)

- Какое слово получилось в выделенном столбце? ( Лес.) <Рисунок1>

- Да, отправляемся в лес. Первая остановка "Вспоминайка".

Заканчиваем начатое предложение:

- Звуки бывают:(гласные и согласные);

- Согласный звук может быть:(твёрдый и мягкий);

- Сколько в слове гласных, столько и :(слогов);

- В слове "леса" слогов:(два);

- Видим и пишем мы:(буквы);

- Наша речь состоит из:(предложений);

- Первое слово в предложении пишется:(с большой буквы);

- В конце предложения ставится:(точка).

Вот мы и на опушке леса (открывается доска с изображением леса).

К нам навстречу вышла Баба- Яга. Она пустит нас в лес, если мы выполним её задания.

1. Помоги "заблудившимся" буквам. ( Работа с лентой букв.)

2. Из данных слогов, букв составить слова:

"сос-", "кус-", "ду-", "т", "на-", "б" (сосна, куст, дуб).

Какие из этих слов подходят к схемам?

3. Работа по теме урока.

Заходим в лес. Сквозь лесные заросли несется нам лось. Остановка "Наблюдайка". Лось задаёт нам загадки о своих друзьях. Давайте отгадаем.

Рыжая с пушистым хвостом,
Живёт в лесу под кустом. (Лиса.)

- Лиса, какая она? (Рыжая, хвост пушистый:)

Не портной, а всю жизнь с иголками ходит. (Ёж.)

- Что за иголки у ежа? Похожи они на эту иголку? (Показываю швейную иголку). На сосновые иголки? (Показываю ветку сосны.)

- Да, они все острые, колются (возможный вариант).

Иголки у ежа, иголки для шитья, сосновые иголки схожи остротой, формой.

Маленький, беленький
По лесочку прыг- прыг,
По снежочку тык-тык. (Заяц.)

- Здесь есть слова с нескольким значением? (Нет.)

В сосне дупло, в дупле тепло.
А кто в дупле, живёт в тепле? ( Белка.)

- Дупло - это пустота в дереве (показываю рисунок).

- У больного врач лечит зуб, дупло. Кто всегда чистит зубы утром и вечером, дупло в зубе не образуется.

- Слово дупло имеет сколько значений? (Два.)

Остановимся у сосны, у белки. Станция "Узнавайка".

Белка держит гриб. Как называется этот гриб? Знаете? Это гриб лисичка. Когда он был маленьким, часто уходил из дома без разрешения родителей. И вот один раз навстречу ему попался зверёк с большим пушистым хвостом.

- Ты кто?- спросил гриб зверёк.

- Я лисичка, ответил гриб.

- Вот здорово,- обрадовался зверёк, - я тоже лисичка. А ты не боишься, что тебя застрелит охотник?

- Ты всё перепутал, - ответил гриб,- охотники в нас не стреляют. Опаснее люди с корзинами.

- Что за "лисички" встретились?

- Почему лисички не поняли друг друга?

- Лисичкой зовут и гриб, и зверь.

- Чем они похожи? (Показываю рисунки.)

- Они рыжего цвета.

- Сможете сами приводить примеры на многозначность слова? (Если затрудняются, показываю ручку. Поднимаю свою руку). У меня большая рука. А у вас маленькая: ручка. А ещё где есть ручка? ( Если затрудняются, жестом, глазами показываю на ручку дверя.) Дома попробуйте поискать многозначные слова, т.е. слова, которые имеют несколько значений.

- Кто из вас ходил в лес за грибами? Как надо собирать грибы? (Грибы нужно срезать или выкручивать, а не вырывать из земли. А чтобы грибница не высохла, присыпать ямку землёй).

- Что может произойти, если грибники будут рвать грибы? (Их не станет, и могут погибнуть животные и птицы, так как будет меньше корма).

Физкултьминутка.

Идём по лесу. Деревья большие, раздвигаем ветки(имитация). Чтобы найти гриб, надо наклониться. Увидели... Присели, срезали, положили в корзину. Пошли дальше. Ещё гриб: наклонились, присели, срезали, положили в корзину:Пошли дальше. Ещё гриб:наклонились,присели, срезали:

Лисичка нам раздаёт лисичек. (Ученик в маске лисы раздаёт грибы). Скажем спасибо ей за красивые лисички.

- Вот и вышли на солнечную поляну. (Открывается доска с изображением поляны.) Станция "Знайка".

Ешё раз внимательно прислушиваемся к словам: лес, лисичка, лиса, белка, лось, поляна. Какой звук есть во всех словах? [л],[л']

Какой это звук? ( Согласный, звонкий.)Давайте приведём примеры на[л]( лоб, пенал, ладонь:), на[л'](Лена, меня:)

Звук[л], [л']записываются буквами Л, л. (Ученики на индивидуальных досках пишут печатные буквы Л, л. На доску повесить образец прописных букв Л, л. Сравниваем печатные и прописные буквы. Чем они схожи, чем отличаются? Показ допустимых ошибок в написании, предупреждение их).

Физкультминутка для рук и глаз.

1. Тремя пальцами обоих рук погладить лоб.

2. Тремя пальцами обеих рук пройти по бровям.

3. Тремя пальцами обеих рук погладить виски.

4. Указательными пальцами погладить пазуху у ноздрей.

5. Средними пальцами- нос и переносицу.

6. Средними пальцами уши и за ушами.

7. Средними пальцами шею сзади.

Письмо в "Прописи" буквы л, Л.

- Путешествие наше подходит к концу. Чтобы снова оказаться в классе, мы должны выполнить задание станции " Прочитайка". В книгах для внеклассного чтения находим слова с буквами Л, л, читаем их.

Итог урока.

Наше путешествие закончено. Какие открытия для себя сделали? О чём мы ещё узнали? (Л, л') Что было интересного? (Путешествие по лесу, встреча с лисичкой:).