Как одна свеча зажигает другую и
одной свечой зажигаются тысячи, так
и одно сердце зажигает другое, и
зажигаются тысячи.
Л. Н. Толстой.
Основной составной частью учебно-воспитательного процесса в российской современной школе является формирование патриотического воспитания и гражданского становления подрастающего поколения. И сегодня - это одна из актуальных задач государства, общества, на основе возвышающихся чувств патриотизма и национальных святынь укрепляется любовь к Родине, появляется чувство ответственности за её могущество, честь и независимость, сохранение материальных и духовных ценностей общества, развивается достоинство личности.
Патриотизм - одна из базовых составляющих личности, гражданина, выражающая в чувстве любви, гордости к своему Отечеству, почитания, и уважения к своей истории, культуре и традициям, к пожилым людям - ветеранам войны и труда, к окружающему миру.
Кайгородская средняя общеобразовательная школа существует более 30 лет, в школе сложились свои традиции, воспитательная работа строится по разносторонним направлениям. Педагогическая практика показала, что тема патриотизма и гражданского становления столь значима, важна и разнообразна, что требуется выделить её в отдельное направление. Так была создана тематическая программа "Патриот".
Цель программы - развитие личности с высокой социальной активностью, гражданской ответственностью, обладающей позитивными качествами, способной проявить их в созидательном процессе, интересах Отечества.
Система гражданско-патриотической работы Кайгородской школы включает в себя целевую установку, комплекс форм и методов, общее содержание деятельности, кадровые ресурсы, модель выпускника по формированию патриотических чувств и сознания учащихся. Патриотическое воспитание стало плановым и системным, одним из приоритетных направлений воспитательной деятельности педагогического коллектива. "Ядром" моделируемой воспитательной системы является ученик. Интенсивное движение всех детей и каждого ребёнка в отдельности к модели выпускника - гражданина и патриота, способного к решению проблем - один из критериев оптимальной организации системы
Именно по решению этой сложнейшей и в тоже время благородной задачи был разработан и осуществлён проект "Формирование нравственно-патриотического сознания учащихся в процессе оптимизации взаимодействия с ветеранами ВОВ, тружениками тыла, ветеранами труда". На базе школы в течение двух лет работала районная экспериментальная площадка. В проекте участвовали учащиеся 5-11 классов и педагоги школы, ветераны Великой Отечественной войны, труженики тыла, ветераны труда Краснозерского дома ветеранов. Патриотическое воспитание осуществлялось через организацию социально-значимой деятельности для ветеранов Великой Отечественной войны, тружеников тыла, ветеранов труда.
Встречи, беседы, часы общения, уроки мужества проводятся с участием ветеранов - почётных гостей нашей школы. Ветераны Великой Отечественной войны стали для нас символом мужества и героизма
Организации досуга ветеранов в программе отводится значимое место,так как у подшефных огромный интерес к участию в мероприятиях по знаменательным датам и праздникам : День защитника Отечества, День пожилых людей, День матери, Новый год, Международный женский день. Учащиеся также готовят концертные и музыкальные программы, театрализованные представления, фольклорные праздники, праздничные и поздравительные стенгазеты, подарки). . Учащиеся оказывают пожилым людям посильную помощь в быту, осуществляя операцию "Забота"..
Традицией в школе стали "Вахта Памяти", участие в районных молодёжных акциях "Помним, гордимся, наследуем", "Напиши письмо ветерану", школьниками оформляется ежегодно стенд "Ваша Победа в наших сердцах".
Со дня открытия школы учащиеся взяли шефство над памятником Воина -Освободителя.. Ежегодно проводится операция-субботник и митинг 9 мая, посвящённый Великой Победе. В этот торжественный день вся школа выстраивается у памятника Воину- освободителю на площади посёлка, с гордостью старшеклассники несут почётный караул у Вечного огня. Памятник становится местом встречи всех поколений посёлка, и учащиеся выражают свою благодарность всем воинам Великой Отечественной войны, чествуют ветеранов, возлагают гирлянды, изготовленные своими руками. Таким образом, патриотическое воспитание основывается на историческом опыте предшествующего поколения.
Программа "Патриот" содержит раздел по сотрудничеству с государственным Краснозёрским художественно-краеведческим музеем, наши школьники и педагоги - активные участники экскурсий, мультимедийных программ, выставок, посвящённых военным сражениям, Героям Советского Союза - землякам. А школьные викторины, виртуальные путешествия, литературно-исторические конференции дополняют как формы работы общее содержание.
В системе общешкольных мероприятий важное воспитательное значение имеет для учащихся игра "Зарница", которую из года в год организуют и проводят старшеклассники ко Дню защитника Отечества. Игра "Зарница" своего рода предварительный этап подготовки для десятиклассников, которые в конце мая каждого года находятся на недельных военно-полевых сборах для допризывной молодёжи под девизом "Защита Отечества - дело молодых". Хочется отметить, что за последние годы идёт увеличение молодых людей, стремящихся нести военную и гражданскую службу. Наши выпускники обучаются в Новосибирском высшем военном командном училище.
Эффективным средством воспитания в формировании активной гражданской позиции являются органы ученического самоуправления объединения "Родники", которое существует в школе уже 9 лет. Ребята всегда могут высказать своё мнение, вступить в дискуссию, заявить свою позицию.
Учащиеся Кайгородской школы с первых дней существования активно посещают авиационный центр имени А.И.Покрышкина.
Радует, что есть положительные результаты по реализации программы, наши ребята стали принимать активное участие в районных и областных конкурсах рефератов и сочинений, посвящённых 65- летию Победы, так лауреатом областного конкурса сочинений "Празднуя Победу, мы всегда будем вспоминать, какие качества нашего народа помогли одолеть врага" стала ученица 11 класса .Дипломантами районного конкурса рисунков и плакатов, посвящённых Победе над фашизмом, стали наши учащиеся 6, 7 классов. Юноши школы заняли 2 место в районных соревнованиях по волейболу, посвящённых памяти ветеранов ВОВ. Два года подряд наши школьники являются участниками районных интеллектуальных игр из цикла " Я - гражданин России", за что команда учащихся МБОУ Кайгородская СОШ награждена дипломом за участие в фестивале команд эрудитов "Край родной Сибирский",а педагогический коллектив благодарственными письмами за большой вклад в пропаганду героической истории, воспитания к памяти защитников Отечества и формирование у молодого поколения патриотического сознания. Так же педагогами нашей школы к 65- летию Великой Победы был создан фильм "Мы этой памяти верны" (из видеоматериалов школьного архива на основе работы экспериментальной площадки), посвящённый воинам- землякам, который был отправлен на региональный конкурс образовательных видеофильмов и методических мультимедиа материалов "Сибирский медиа - банк: педагогика, инновация, творчество" в номинации "Методический фильм". Создатели фильма были награждены благодарностью и ценными призами.
Система патриотического воспитания и наша программа показывают педагогические эффекты патриотического воспитания подрастающего поколения. (Приложение).