Краткая аннотация проекта
Целью данного проекта является налаживание сотрудничества родителя и ребенка из неполной семьи и, как следствие, улучшение детско-родительских отношений в семьях данного типа.
Данный проект необходим как родителям, для установления контакта со своими детьми, так и их детям для снятия агрессивности, тревожности, повышения общего психологического тонуса, лучшей адаптации в социуме, так и педагогам, для повышения компетенции в вопросах работы с детьми из неполных семей.
Проект будет реализовываться через вовлечение детей, родителей и педагогов в совместную деятельность, а так же через психологическое просвещение родителей и педагогов отдельно по проблеме неполных семей. Выполнять проект будет педагог-психолог и педагогический коллектив МБДОУ Краснозерского детского сада №6. Длительность проекта 7 месяцев. Всего в проект планируется вовлечь 10 педагогов и 7 детско-родительских пар.
Постановка проблемы
Актуальность проблемы неполных семей в наши дни трудно переоценить, практика показывает, что именно в этих семьях мамы испытывают особенные трудности во взаимоотношениях с детьми, не могут найти эффективные средства воспитательного воздействия, а иногда и просто наладить контакт с ребенком. Мамы этих детей зачастую обращаются в консультативную службу ДОУ. Дети из неполных семей, как показывают исследования, замкнуты, застенчивы, менее эмоциональны, они не уверены в своих силах, а некоторые даже не верят в свои возможности. Они очень часто пребывают в одиночестве, и их это устраивает.
Установлено, что чем меньше ласки, тепла и заботы получает ребенок, тем медленнее он созревает как личность, тем более склонен он к пассивности и апатичности, и очень вероятно, что в дальнейшем у него сформируется слабый характер. Дети из неполных семей, получают в два раза меньше тепла , чем из полных. Вряд ли, кто- либо потребует обоснования этого утверждения. Мы рассчитываем, что предлагаемый проект обеспечит понимание и лучшее взаимодействие в семье, а так же нужную теплоотдачу ребенка и родителя.
Цель проекта
Обеспечить положительный психологический климат в неполных семьях путем налаживания сотрудничества родителя и ребенка, а так же взаимодействия с другими членами группы посредством тренингов и семинаров.
Задачи
- Провести анкетирование в собранной группе, выяснить наиболее актуальные проблемы, вопросы, тревожащие участников проекта.
- Организовать систему из 10 тренингов для родителей и детей старшего дошкольного возраста по включению в совестную деятельность.
- Провести 10 консультаций для родителей по интересующим вопросам воспитания и содержащих алгоритмы действий при воспитательных ситуациях, часто встречающихся в неполных семьях.
- Провести 5 семинаров-практикумов для педагогов, направленных на освоение методов установления контактов с детьми, имеющими различные психологические проблемы и избегание конфликтных ситуаций.
- Организовать и провести систему из 25 приемов сказкотерапии, игровой терапии (игровые упражнения и задания, психогимнастика), арттерапии (работа с рисунком).
- Провести 8 занятий по научению самостоятельно выходить из стрессовых ситуаций для родителей.
Стратегия достижения поставленных целей
Учитывая, что ведущим видом деятельности у детей дошкольного возраста является игра, и она становится условием коммуникативной деятельности ребенка, выступает своеобразной сферой, в которой происходит налаживание отношений с окружающим миром, людьми, утверждений "самостоятельности" ребенка, игра и общение выступают основными содержательными компонентами проекта. Игра обеспечивает высокий уровень мотивации для участия в занятиях, при этом её эмоциональный компонент, непосредственность, творчество привлекают не только детей, но и родителей. В содержание проекта включены методы и приемы:
- сказкотерапии (групповое сочинение, разыгрывание вновь придуманного сюжета, рисование сказки);
- игровой терапии (игровые упражнения и задания, ролевые игры, психогимнастика);
- арттерапии (работа с рисунком).
Кроме того, в проект, включены консультации и семинары-практикумы, которые направлены на психологическое просвещение родителей и педагогических кадров.
Они позволят рассмотреть некоторые психологические проблемы детей из неполных семей. Подробный анализ этих вопросов позволит в дальнейшем избежать конфликтных ситуаций. Так же данные мероприятия помогут родителям и педагогам ориентироваться в воспитательных ситуациях, которые могут возникать с детьми из семей такого рода.
Группа родителей и детей будет формироваться на добровольной основе. Информация о формировании группы будет сообщаться родителям в ходе психологической консультации, а так же через опосредованные формы (объявление на стенде психологической информации). В группу будут набираться дети старшего дошкольного возраста (старшая и подготовительная группы).
Группа педагогов будет набираться также на добровольной основе.
Вид деятельности | Специалисты | Форма | Место проведения | Сроки |
Анкетирование среди родителей. | Педагог-психолог, воспитатели | Анкета для родителей | МБДОУ Краснозерский детский сад №6 | Июнь |
Организация тренингов "Мама, давай поиграем!" | Педагог - психолог | Игры и упражнения, направленные на
включение родителя и ребенка в совместную
деятельность. 1 занятие в неделю. Всего 10 занятий. 10 часов. |
МБДОУ Краснозерский детский сад №6 | Июнь - Август |
Консультации для родителей набранной группы. | Педагог-психолог | Консультации с 16 до 18. всего 1раз в месяц. |
МБДОУ Краснозерский детский сад №6 | |
Семинар-практикум для педагогов "психологические проблемы неполных семей" | Педагог - психолог | Семинар с элементами психологических
дискуссий. Всего 5 семинаров по 2 часа, 1 раз в неделю. |
МБДОУ Краснозерский детский сад №6 | Август - Сентябрь |
Тренинг "мое психологическое состояние" для родителей | Педагог-психолог | Тренинги, направленные на выработку умения оценивать свое психологическое состояние и корригировать его. Всего 8 занятий по 2 часа, 2 раза в месяц. | МБДОУ Краснозерский детский сад №6 | Сентябрь - Декабрь |
Рабочий план реализации проекта.
Июнь
02.06 - 13.06.2008. Набор участников.
09.06 - 11.06.2008. Закупка расходных материалов для анкетирования и проведения тренинга.
16.06.2008. Анкетирование родителей.
16.06.2008. Тренинг для детско-родительской группы "Понимаем друг друга без слов"
18.06.2008. Запись рассказа о родителе ребенка (подготовка к тренингу).
23.06.2008. Тренинг для детско-родительской группы "Коллективное рисование"
25.06.2008. Консультация для родителей.
30.06.2008. Тренинг для детско-родительской группы "Угадай желание"
Июль
03.07. - 04.07.2008. Закупка расходных материалов для тренинга.
07.07.2008. Тренинг для детско-родительской группы "Найди себе пару"
09.07.2008. Консультация для родителей.
14.07.2008. Тренинг для детско-родительской группы "Кто съел конфету?"
16.07.2008. Подготовка к тренингу для родителей (разработка таблиц).
21.07.2008. Тренинг для родительской группы "Я знаю своего ребенка".
22.07. - 25.07.2008. Подготовка подарков для родителей (к тренингу) с детьми.
28.07.2008. Тренинг для детско-родительской группы "сезонный праздник "лето""
Август
04.08.2008. Тренинг для детско-родительской группы "Снежная королева".
05.08.2008 Закупка расходных материалов для проведения тренингов
06.08.2008. Консультация для родителей.
11.08.2008. Тренинг для детско-родительской группы "Рисунок по кругу"
18.08.2008. Тренинг для детско-родительской группы "Цвета эмоций"
25.08.2008. Тренинг для детско-родительской группы "Придумываем и разыгрываем сказку"
29.08.2008. Семинар - психологическая дискуссия для педагогов "Застенчивость и робость"
Сентябрь
05.09.2008. Психологическая дискуссия для педагогов "Злословие"
04.09.2008. Закупка расходных материалов для проведения тренингов.
08.09.2008. Психологический тренинг для родителей.
12.09.2008. Психологическая дискуссия для педагогов "Плохие привычки".
17.09.2008. Консультация для родителей
19.09.2008. Психологическая дискуссия для педагогов "Плаксивость"
22.09.2008. Психологический тренинг для родителей.
26.09.2008. Психологическая дискуссия для педагогов "Проблемы с речью"
Октябрь
03.10.2008. Психологическая дискуссия для педагогов "Агрессия"
01.10 - 02.10.2008. Закупка расходных материалов для проведения тренингов.
06.10.2008. Психологический тренинг для родителей.
15.10.2008. Консультация для родителей.
20.10.2008. Психологический тренинг для родителей.
Ноябрь
05.11. - 07.11.2008. Закупка расходных материалов для проведения тренингов.
10.11.2008. Психологический тренинг для родителей
19.11.2008. Консультация для родителей.
24.11.2008. Психологический тренинг для родителей.
Декабрь
01.12. - 03.12.2008. Закупка расходных материалов для проведения тренингов.
08.12.2008. Психологический тренинг для родителей.
17.12.2008. Консультация для родителей
22.12.2008. Психологический тренинг для родителей.
План информационно-рекламных мероприятий, сопровождающих реализацию проекта
Проект будет проходить на базе МБДОУ Краснозерский детский сад №6, и участниками проекта будут непосредственно родители и дети, посещающие данный детский сад, а так же педагоги, работающие в ДОУ. Поэтому на рекламные мероприятия не планируется уделять много времени и средств. О проекте будет сообщаться на родительских собраниях, психологических консультациях. Так же будут развешаны объявления в подготовительной и старшей группах.
Конкретные ожидаемые результаты
При условии реализации данного проекта предполагается получить следующие результаты:
1. 10 педагогов МБДОУ Краснозерского детского сада №6 получат возможность судить объективно о психологии детей из неполных семей и освоят методы разрешения проблемных ситуаций, связанных с обучением ребенка в целом, а так же конструктивно разрешать конфликтные ситуации, возникающие в группе.
2. 7 родителей из неполных семей получат определенный объем психических знаний об особенностях детского развития, преодолеют затруднения в выборе эффективных средств воспитательного воздействия, получат рефлексию и обратную связь, а так же научатся контролировать свое эмоциональное состояние.
3. 7 детей из неполных семей обретут опыт совместной деятельности, в результате смогут продуктивно строить межличностные отношения, хорошо чувствовать себя в группе людей, получат устойчиво положительный эмоциональный фон.
Оценка результатов
Необходимо отметить, что диагностика взаимодействия родителей с детьми, безусловно, будет иметь место. Однако её основной целью будет саморефлексия родителей, а не интерпретация полученных данных педагогом-психологом. Хотя психологический анализ все же состоится, но при этом родителям не будут сообщаться готовые интерпретации и результаты. При возникновении вопросов родителям будет предложено проанализировать происходящее самостоятельно либо с ребенком, при желании у родителей будет возможность группового обсуждения. Перед началом занятий в группе будет проведено анкетирование с целью определения степени ответственности за воспитание детей, приоритетов в воспитании, характера затруднений, возникающих во взаимодействии с детьми, и способов их разрешения. Анкета будет обрабатываться путем качественного анализа ответов. Помимо этого, родителям и детям будет предложен проективный тест рисунок "День рождения".
Текущая диагностика будет выполняться в ходе групповых занятий, а так же будут предлагаться родителям в виде домашнего задания ("Родительское сочинение", "Неоконченные предложения" и др.) Сама по себе групповая работа достаточно в виде диагностики, в ней проявляются особенности межличностного и внутрисемейного взаимодействия, а так же личностные характеристики участников. Наблюдения за отношениями между детьми и родителями в группе позволят отследить произошли (или не произошли) какие-либо изменения.