Цели:
- Пробуждение интереса и формирование мотивации к изучению отечественной истории и культуры.
- Воспитание гражданственности и патриотизма.
Задачи:
- формирование и конкретизация понятия Родины, осознание собственного отношения к ней;
- формирование представления о культурном и историческом единстве российского народа и важности его сохранения;
- обучение работе в группах и правилам сотрудничества.
Оборудование:
- Мультимедийный проектор
- Компьютер
- Экран или ИАД
- "Толковый словарь живого великорусского языка" В.И.Даля
- Книга Ушинского К.Д. "Детский мир и хрестоматия" (глава "Первое знакомство с родиной. Поездка из столицы в деревню")
- Административная карта Российской Федерации
- Портреты героев Великой отечественной войны, Расула Гамзатова, Мусы Джалиля.
Ход урока
Страница первая. Открытие журнала.
Показ 1-го слайда презентации (приложение 1)
Учитель читает стихотворение Дмитрия Кедрина "Родина":
Весь край этот, милый навеки,
В стволах белокорых берёз,
И эти студёные реки,
У плёса которых ты рос.И тёмная роща, где свищут
Всю ночь напролёт соловьи,
И липы на старом кладбище,
Где предки уснули твои.И синий ласкающий воздух,
И крепкий загар на щеках,
И деды в андреевских звёздах,
В высоких седых париках.И рожь на полях непочатых,
И эта хлеб-соль средь стола,
И псковских соборов стрельчатых
Причудливые купола:И санки, чтоб вихрем летели,
И волка опасливый шаг,
И серьги вчерашней метели
У зябких осинок в ушах.И ливни - такие косые,
Что в поле не видно ни зги:
Запомни:
Всё это - Россия,
Которую топчут враги.
Это стихотворение написано в 1942 году. Это был очень тяжёлый год для страны, когда фашисты оккупировали большую часть нашей земли.
- А что для вас значит Родина? Что вы считаете своей Родиной? За что вы её любите?
(Выслушиваются ответы детей)
Страница вторая. "Слово Родина"
(Выступает первая группа)
- Откуда произошло слово Родина? Послушаем ребят, которые нашли этот ответ в словарях и книгах.
Слово Родина произошло от древнего слова род, которое обозначает группу людей, объединённых кровным родством. Каждый из нас - потомок какого-нибудь древнего рода. А само слово род обозначает древнейшего бога славян Рода.
В.И.Даль: " Отечество - родная земля, Отчизна, где кто родился, вырос; корень, земля народа, к коему кто, по рождению, языку, вере, принадлежит:
Матушка Россия - земля, отечество многих народов, разных по языку и вере:"
К.Д.Ушинский: " Наше отечество, наша родина - матушка Россия. Отечеством мы зовём Россию потому, что в ней жили испокон веку отцы и деды наши. Родиной мы зовём её потому, что в ней мы родились, в ней говорят родным нам языком и всё в ней для нас родное; матерью - потому, что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами, выучила своему языку; как мать, защищает и бережёт нас от всяких врагов:"
- Подберите родственные слова к слову родина, объясните их значение.
Родить - произвести на свет потомство. Родит женщина, родит животное, родит почва, земля.
Родители - отец и мать, у которых рождаются дети.
Родня - родственники.
Родословная - перечень поколений одного рода.
Страница третья. "Символы государства".
(Выступает вторая группа).
Показ 2-го, 3-го и 4-го слайдов презентации (приложение 1)
(На экран выводятся изображения герба и флага Российской Федерации.
Как и все государства в мире, Россия имеет свои государственные символы - герб, флаг и гимн. Обойтись без них невозможно: герб и флаг являются обязательными атрибутами государственных учреждений, военных форм, морских кораблей, воздушных лайнеров, космических кораблей. Гербовой печатью скрепляются все самые важные документы. Без государственной символики не обходится ни одно знаменательное событие - будь то международный форум, спортивное состязание или военный парад.
У нас очень красивый герб. На нём изображён золотой двуглавый орёл на фоне щита красного цвета. Правой лапой орёл сжимает скипетр. В его левой лапе - держава. Над головами орла мы видим короны. Вся золотая птица похожа на солнце. На груди орла помещён красный щит с изображением всадника. Это Святой Георгий Победоносец, сидящий на белом коне. За его плечами развивается синий плащ в правой руке него серебряное копьё, которое помогло ему победить дракона. Чёрный змей - это символ зла. Он повержен героем, верный конь воина топчет дракона копытами. Это очень древний герб. Он появился 500 лет назад - в 1497 году. Впервые его ввёл царь Иван III Васильевич.
Российский флаг - это трёхцветное полотнище с белой, синей и красной полосами. Появился он впервые в 1693 году, а единственным флагом Российского государства стал во время царствования Александра III. С 1993 года то государственный флаг Российской Федерации.
- Что вы знаете о цветах нашего флага?
(Есть разные версии. По одной из них, это единство моря, земли и неба. По другой - вверху расположен божественный мир, воплощённый в белом небесном цвете, ниже - синий небосвод, а под ним - мир людей, красный цвет. Есть и такая версия: белый символизирует веру, чистоту, синий - благородство, верность, а красный - героизм, отвагу, смелость.)
Государственный гимн звучит в особо торжественных случаях. Во время его исполнения все присутствующие встают. Этим они выражают своё уважение к стране. Музыку нашего гимна написал композитор А.В.Александров, а слова - С.В.Михалков.
(Можно прослушать фрагмент гимна Российской Федерации)
Страница четвёртая. "Защитники нашей Родины".
(Выступает третья группа).
Показ 5-го и 6-го слайдов презентации (приложение 1).
Группа детей, готовившая эту страницу, выступает с краткими рассказами о героях, защищавших нашу родину от врага.
Важно назвать защитников России разных национальностей. Уместно прочитать стихи о войне Александра Твардовского (русского поэта), Мусы Джалиля (татарского поэта), Расула Гамзатова (дагестанского поэта). Можно прослушать песню Я.Френкеля на стихи Р.Гамзатова "Журавли".
На административной карте РФ дети находят Татарстан и Дагестан.
Главная мысль этой страницы журнала: все народы, живущие в России, одинаково любят свою Родину и всегда готовы защищать её от врага, не жалея своей жизни.
Страница пятая. "Мы разные, но Родина у нас одна"
(Выступает четвёртая группа)
Показ 7-го слайда презентации (приложение 1)
Закрыть последнюю страницу нашего журнала нам помогут пословицы о Родине разных народов, живущих в нашей стране. Все эти народы говорят на разных языках, живут в тысячах километров друг от друга, в разном климате, в разных природных условиях. Но все они одинаково любят нашу общую Родину - Россию.
(На экран выводятся слайды с пословицами, дети их читают, обсуждают, находят на карте регионы, где живут народы, создавшие эти пословицы).
Русские пословицы:
- На чужой сторонушке рад своей воронушке.
- Своя земля и в горсти мила.
- Чужбина - калина, родина - малина.
Ногайская пословица (Дагестан):
- Лучше быть на родине бедняком, чем в Каире царём.
Татарская пословица:
- Без глаза проживёшь, а без родины - нет.
Бурятская пословица:
- От родины веет теплом, а от чужбины - холодом.
Адыгейская пословица:
- В своей норке и мышь храбра.
Осетинская пословица:
- У чужой еды и вкус чужой.
Литература.
- С.В.Кутявина. Универсальные поурочные разработки по внеклассному чтению. - М.: "ВАКО", 2009
- Государственные символы России. Герб. Флаг. Гимн. В помощь учителям начальных классов. Сост. Т.В.Шепелева. - Волгоград: Учитель, 2009