Цель урока: ознакомление с правилом употребления твёрдого знака.
Оборудование: ноутбук, мультимедийный проектор.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Проверка домашнего задания.
Двое работают у доски с заданием:
- Выписать из домашнего упражнения на доску слова с приставками, выделить приставки.
- Выписать слова с предлогами, подчеркнуть предлоги.
3. Выделить приставки в словах. Помните, что, если отделить приставку, оставшиеся части будут иметь свои "смыслинки". А, если "смыслинок" нет, значит, вы отделили не приставку, а просто бессмысленно разрезали слово:
- ворваться, воевать, ворох, вогнать;
- добраться, домашний, доверить, доброта;
- предвидеть, предсказать, предмет;
- подписать, порох, подправить;
- сотрудник, соловей, соединение.
4. Работа над новым материалом. Постановка учебной задачи.
- Используя приставки, и, опираясь на изображения на слайдах, (Слайды №1-3) придумайте слова. (Подъезд, съёмка, подъём, объявление, воробьи, муравьи, ульи)
- Определите на слух, что общего в этих словах? Какой звук есть во всех словах? (Звук i.(йот). Он прячется буквах е, ё, ю, я)
- После каких звуков слышим этот звук? (После согласных)
- О чём нам это говорит? (Что в этих словах нужно писать разделительный ь)
- Давайте вспомним, когда нужно писать в слове разделительный ь. (После согласных перед буквами е, ё, ю.я, и.) На доске нарисовать уже известный детям рисунок:
Подходит это правило здесь? (Отвечают по-разному))
Посмотрите в своих словарях как пишутся эти слова. Что заметили? (В одних словах пишется ъ, в других ь)
подъезд муравьи съёмка воробьи подъём ульи
5. "Открытие" правила о написании разделительного ъ в сравнении с правилом о разделительном ь.
- Тогда почему все-таки в одних словах пишется ь, а в других - ъ?
- Разберите слова по составу. Что заметили? (ъ пишется после приставок, ь - нет) Слайд 4
- Обратите внимание, на какую букву заканчиваются приставки, после которых пишется ъ? ( На согласную) Слайд №5)
- Как показать на рисунке, что ъ пишется после приставок перед буквами я, ё, ю, я? ( Он будет похожа на рисунок про ь)
- В чём будет видно отличие? ( Не будет буквы и.)
- Вспомните, какие мы используем обозначения, когда разбираем слова по составу. (Подвести детей к мысли, как можно показать различие правил на рисунке)
Что нужно изменить на рисунке про Ь, чтобы пояснить отличие? (Показать, что Ь в корне.)
(Слайд №5)
Прочитайте в учебнике правило.
6. Выведение алгоритма рассуждения.
- Что нужно сделать перед тем, как написать ь или ъ? (Определить место знака в слове. Если после приставки - ъ, если в корне - ь)
- Вот это и надо запомнить. Посмотрите алгоритм рассуждения при написании ъ в слове. ( слайд №6 )
- Потренируемся в использовании алгоритма. Вставьте пропущенные буквы в словах: Винни Пух с:ел весь мёд и варен:е. (Слайд №7)
(Образец рассуждения: с:ел, поел, ел - с- - это приставка, значит, нужно вставить букву ъ. Варен:е, вареник - в корне, значит, надо писать ь) Прим.: алгоритм применяют до тех пор, пока есть необходимость.
7. Упражнение в употреблении ъ.
- Спишите слова. Выделите приставки. Подчеркните гласные, с которых начинается корень и разделительный твёрдый знак.
Объезд, съезд, разъезд, въезд, отъезд, отъехать, съехать, разъехаться, въехать, подъехать.
Объявить, объяснить, объявление, разъяснение, разъярить, разъярённый.
- Спишите пары слов, вставляя пропущенные буквы. Выделите приставки, подчеркните твёрдый знак и гласную после него.
Необъятная страна, объявление в газете, съёмка фильма, подъём в гору, въехать в квартиру, съедобные грибы, подъездные пути, разъярённый лев, первый подъезд.
- Запись под диктовку (упр.351)
- Выборочный диктант: выписать все слова с ъ.
Всё вокруг объято страхом -
Разъярённый людоед
Объявил, что съест сегодня
Замечательный обед.
В сверхъестественной тревоге
Всё зверьё уносит ноги.
Даже несъедобный ёжик
Съёжился от страха тоже.
Разъярённый людоед
Мигом съел мешок конфет,
Закусил печеньем плотно.
Он отъявленный злодей,
Но совсем не ест людей
И не трогает животных.
С Бондаренко
Проверка: объято, разъярённый, объявил, съест, сверхъестественной, несъедобный, съёжился, съел, отъявленный.
Домашнее задание: упр.353, знать правило о твёрдом знаке.
Итог урока:
- Когда в словах пишется Ъ?
- Когда в словах пишется Ь?