Разделительный твердый знак. 3-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 3


Цель урока: ознакомление с правилом употребления твёрдого знака.

Оборудование: ноутбук, мультимедийный проектор.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Проверка домашнего задания.

Двое работают у доски с заданием:

  • Выписать из домашнего упражнения на доску слова с приставками, выделить приставки.
  • Выписать слова с предлогами, подчеркнуть предлоги.

3. Выделить приставки в словах. Помните, что, если отделить приставку, оставшиеся части будут иметь свои "смыслинки". А, если "смыслинок" нет, значит, вы отделили не приставку, а просто бессмысленно разрезали слово:

  • ворваться, воевать, ворох, вогнать;
  • добраться, домашний, доверить, доброта;
  • предвидеть, предсказать, предмет;
  • подписать, порох, подправить;
  • сотрудник, соловей, соединение.

4. Работа над новым материалом. Постановка учебной задачи.

Презентация.

  1. Используя приставки, и, опираясь на изображения на слайдах, (Слайды №1-3) придумайте слова. (Подъезд, съёмка, подъём, объявление, воробьи, муравьи, ульи)
  2. Определите на слух, что общего в этих словах? Какой звук есть во всех словах? (Звук i.(йот). Он прячется буквах е, ё, ю, я)
  3. После каких звуков слышим этот звук? (После согласных)
  4. О чём нам это говорит? (Что в этих словах нужно писать разделительный ь)
  5. Давайте вспомним, когда нужно писать в слове разделительный ь. (После согласных перед буквами е, ё, ю.я, и.) На доске нарисовать уже известный детям рисунок:

 

Подходит это правило здесь? (Отвечают по-разному))

Посмотрите в своих словарях как пишутся эти слова. Что заметили? (В одних словах пишется ъ, в других ь)

подъезд муравьи
съёмка воробьи
подъём ульи

5. "Открытие" правила о написании разделительного ъ в сравнении с правилом о разделительном ь.

  1. Тогда почему все-таки в одних словах пишется ь, а в других - ъ?
  2. Разберите слова по составу. Что заметили? (ъ пишется после приставок, ь - нет) Слайд 4
  3. Обратите внимание, на какую букву заканчиваются приставки, после которых пишется ъ? ( На согласную) Слайд №5)
  4. Как показать на рисунке, что ъ пишется после приставок перед буквами я, ё, ю, я? ( Он будет похожа на рисунок про ь)
  5. В чём будет видно отличие? ( Не будет буквы и.)
  6. Вспомните, какие мы используем обозначения, когда разбираем слова по составу. (Подвести детей к мысли, как можно показать различие правил на рисунке)

Что нужно изменить на рисунке про Ь, чтобы пояснить отличие? (Показать, что Ь в корне.)

(Слайд №5)

Прочитайте в учебнике правило.

6. Выведение алгоритма рассуждения.

  1. Что нужно сделать перед тем, как написать ь или ъ? (Определить место знака в слове. Если после приставки - ъ, если в корне - ь)
  2. Вот это и надо запомнить. Посмотрите алгоритм рассуждения при написании ъ в слове. ( слайд №6 )
  3. Потренируемся в использовании алгоритма. Вставьте пропущенные буквы в словах: Винни Пух с:ел весь мёд и варен:е. (Слайд №7)

(Образец рассуждения: с:ел, поел, ел - с- - это приставка, значит, нужно вставить букву ъ. Варен:е, вареник - в корне, значит, надо писать ь) Прим.: алгоритм применяют до тех пор, пока есть необходимость.

7. Упражнение в употреблении ъ.

  • Спишите слова. Выделите приставки. Подчеркните гласные, с которых начинается корень и разделительный твёрдый знак.

Объезд, съезд, разъезд, въезд, отъезд, отъехать, съехать, разъехаться, въехать, подъехать.

Объявить, объяснить, объявление, разъяснение, разъярить, разъярённый.

  • Спишите пары слов, вставляя пропущенные буквы. Выделите приставки, подчеркните твёрдый знак и гласную после него.

Необъятная страна, объявление в газете, съёмка фильма, подъём в гору, въехать в квартиру, съедобные грибы, подъездные пути, разъярённый лев, первый подъезд.

  • Запись под диктовку (упр.351)
  • Выборочный диктант: выписать все слова с ъ.

Всё вокруг объято страхом -
Разъярённый людоед
Объявил, что съест сегодня
Замечательный обед.
В сверхъестественной тревоге
Всё зверьё уносит ноги.
Даже несъедобный ёжик
Съёжился от страха тоже.
Разъярённый людоед
Мигом съел мешок конфет,
Закусил печеньем плотно.
Он отъявленный злодей,
Но совсем не ест людей
И не трогает животных.
С Бондаренко

Проверка: объято, разъярённый, объявил, съест, сверхъестественной, несъедобный, съёжился, съел, отъявленный.

Домашнее задание: упр.353, знать правило о твёрдом знаке.

Итог урока:

- Когда в словах пишется Ъ?

- Когда в словах пишется Ь?