Элементы логики "Анализ и синтез". Факультативное занятие

Разделы: Начальная школа, Внеклассная работа, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (7 МБ)


Цели урока:

1. Познакомить учащихся с понятиями "анализ" и "синтез". Сформулировать их определение, назначение.

2. Научить пользоваться умениями, необходимыми для анализа и синтеза.

3. Расширить знания учащихся о законах, процессах логики.

4. Формировать универсальные учебные действия как основу для гармоничного развития личности и ее самореализации на основе готовности к непрерывному образованию.

5. Совершенствовать навыки работы с использованием интерактивного оборудования.

Ход урока

1. Организационный момент. Приветствие и посадка детей.

2. Введение в тему урока.

Учитель. Мудрецы в Древнем Китае говорили:

Слайд 2

У. Как вы понимаете эту фразу?

Какое слово главное в этом высказывании?

Дети. Главное слово - научи.

У. Каково значение науки в нашей жизни?

Д высказывают свои мнения.

Сообщение ученика (с использованием слайдов на интерактивной доске). История развития науки насчитывает несколько тысячелетий, но многие гипотезы древних людей были ошибочны. Первая научная революция, перевернувшая представления человека об устройстве мира, была связана с учением Коперника, предложившим модель (систему) мироздания.

Слайд 3

Чарльз Дарвин на основе исследований мира живых (биологических) организмов показал в 1859 году, что живые организмы непрерывно эволюционируют.

Слайды 4-5

Карл Маркс показал, что эволюционируют не только живые организмы, но и человеческое общество, создав теорию общественного развития.

Слайды 6-7

Конец 19-го века оказался не менее революционным для науки. Д.И.Менделеев показал, что и химические элементы не имеют случайно сложившиеся свойства, а образуют систему химических элементов. Это было чрезвычайно важно для науки - обнаружить, что неживая природа также имеет определённый порядок.

Слайды 8-9

В физике прорывом в 19-м веке можно считать теорию электромагнитного поля Джеймса Максвелла.

Слайды 10-11

Начало 20-го века вновь оказалось революционным. Теория относительности Эйнштейна перевернула представления в науке.

Слайды 12-13

Развивается ли сейчас наука и в каких направлениях?

Д высказывают свои мнения, основанные на знаниях из прессы, интернета и т.д.

Конечно, научные многие данные, полученные учёными Древней Греции, были впоследствии опровергнуты, но математика как наука уходит своими корнями в изыскания Архимеда, Пифагора, Платона, Евклида. Следует отметить, что главные достижения Архимеда касаются проблем, которые сейчас учёные относят к области математического анализа.

Слайды 14-15

У. Изучая историю развития науки, можно выделить общее в работах великих учёных. Что это?

Д. Система.

Слайд 16

У. Чтобы открыть и разработать научную систему, необходимо в совершенстве владеть многими мыслительными операциями. О двух наиболее важных мы будем вести речь сегодня на уроке.

3. Повторение. Актуализация знаний.

У. Разгадайте кроссворд на повторение (с использованием интерактивной доски).

1) Нахождение признаков сходства и различия (сравнение).

2) Признак, который принадлежит объекту и без которого объект существовать не может (существенный).

3) Построение последовательности по какому-то правилу (упорядочивание).

4) Распределение предметов по группам (классификация).

5) Сумма действий для решения задачи, пошаговая инструкция решения (алгоритм).

6) Разница, наличие несходных признаков у объектов (различие).

Слайды 17-24

У.Переставив буквы, соберите слово.

ЗИТСЕН

СИНТЕЗ

Слайд 24

4. Изучение нового материала.

Слайд 25

У. Анализ и синтез. Знакомы ли вам эти слова? Где вы их слышали?

Что значит "анализировать" и "синтезировать"?

Д высказывают свои версии.

У. Какой инструмент символизирует анализ, а какой - синтез? Почему?

Каковы операции анализа и синтеза по отношению друг к другу?

Д. Эти операции обратны друг другу.

Слайд 25

У. Вставьте слова "анализ" и "синтез" в определения.

- это операция мысленного или реального расчленения ________________ на его составные части, выделение в нём признаков, свойств.

- это операция мысленного или реального сведения в единое целое частей, признаков, свойств.

У. Какое слово ещё пропущено в определении?

Что можно анализировать и что получается в результате синтеза?

Д называют увиденные на интерактивной доске предметы, явления природы, процессы, живые существа, состояния.

У. Каким общим словом можно назвать предметы, явления, процессы, живые существа, состояния?

Д высказывают свои версии.

Слайд 26

У. Мудрецы в Древней Греции более двух тысяч лет назад придумали для этого слово "объект".

Что такое объект?

Д формулируют определение.

Слайд 27

У. Итак, прочитайте, что такое анализ и синтез.

Д (читают в тетради получившиеся определения).

Анализ - это операция мысленного или реального расчленения объекта на его составные части, выделение в нём признаков, свойств.

Синтез - это операция мысленного или реального сведения в единое целое частей, признаков, свойств.

5. Закрепление нового материала. Изучение умений, необходимых для правильного анализа и синтеза.

1) Упражнение. Работа по карточке в тетради (выделение первого умения для анализа и синтеза).

Ребята, каждый из вас читал сказку о трёх поросятах. Давайте вспомним.

Ниф-Ниф построил свой домик из соломы у самого хлебного поля.

Нуф-Нуф построил свой дом из веток орешника.

Наф-Наф построил свой дом из прочного кирпича.

В таблице стрелочками покажите составные части домов, которые принадлежат тому или иному герою сказки.

Соломенная крыша

Стены плетёные и окна с видом на хлебное поле

Стены плетёные и окна с видом на ореховую рощу

Каменная печь

Кирпичный фундамент

Крыша из веток и листьев

Ниф-Ниф

 

 

Нуф-Нуф

 

Наф-Наф

Проверка с помощью интерактивной доски.

Слайд 28

У. Каждому из поросят подходит именно его дом: лень и беспечность Ниф-Нифа подтверждает слабенький домик с соломенной крышей, а трудолюбивого Наф-Нафа характеризует прочный дом из кирпича.

Вы научились первому умению анализа (синтеза).

Умения анализа и синтеза (анализируется запись в тетради).

1. Определять объект анализа и синтеза - отграничить одно живое существо, предмет, явление, процесс, состояние от другого.

2) Фронтальная работа с объектом анализа и синтеза (выделение второго умения для анализа и синтеза).

У. Назовите объекты анализа.

Слайд 29

Д называют: книга, лес, кошка.

Слайд 29

У. Выберите составные части объекта "лес" из следующих понятий:

Слайд 30

Д не могут однозначно выбрать и приходят к выводу о том, что у данного объекта нужно точно определить границы.

У. Нужно научиться точно определять, что мы будем анализировать (синтезировать) в объекте, то есть научиться определять границы объекта.

Умения анализа и синтеза (анализируется запись в тетради).

2. Определять границы объекта - отграничить точно, что мы будем анализировать (синтезировать).

3) Групповая работа с разными объектами, имеющими одно и то же название (выделение третьего умения для анализа и синтеза).

У. Давайте посмотрим, что произойдёт, если неточно определены границы объекта. Соберите слово.

Слайд 31

Проанализировать объект по рядам (дети получают карточки).

  • 1 ряд (изображение зверя - лисички)
  • 2 ряд  (изображение гриба лисички)
  • 3 ряд Слово лисичка разобрать по составу.

Д по рядам выделяют составные части данных объектов.

1) голова, туловище, лапы, хвост;

2) грибница, шляпка, ножка;

3) корень, суффикс, окончание.

Слайд 32

У. Почему вы нашли разные составные части?

Д. Это разные объекты, но названы одним словом. Мы проанализировали лисичку с разных точек зрения:

1) животное;

2) гриб;

3) состав слова.

У. От того, как мы определим объект анализа (синтеза), с какой точки зрения, будет зависеть, какие у него будут составные части, какими существенными признаками он будет обладать.

Умения анализа и синтеза (анализируется запись в тетради).

3. Устанавливать точку зрения, с которой нужно анализировать объект.

У. Давайте посмотрим, что такое точка зрения на объект в окружающем мире: как меняется точка зрения человека?

Д. Точка зрения меняется от места нахождения человека, взгляда и т.д.

Слайд 33

А в логике точка зрения определяется не тем, где находится человек, а тем, что его интересует в объекте, аспектом рассмотрения.

4) Закрепление. Работа по самостоятельному формулированию точки зрения на объект.

У. Прочитайте задачу.

Задача.

В первый день Щука исполнила 19 желаний Иванушки, а во второй день - 21 желание. Сколько желаний Иванушки Щука исполнила за два дня?

Проанализируйте, что в задаче есть.

Д анализируют условие и вопрос задачи и выясняют, что это простая задача на нахождение неизвестного целого по двум известным частям.

У. Такая аналитическая работа помогает нам найти правильное решение задачи.

А можно ли посмотреть на эту задачу с точки зрения русского языка. Что вы можете рассказать об этом объекте?

Д говорят, что это текст, состоящий из двух предложений. Одно предложение повествовательное, а другое - вопросительное и т.д.

У. Но ведь на этот текст мы можем посмотреть с еще одной точки зрения. Какой?

Д высказывают свои версии. Одна из версий - с точки зрения урока литературного чтения.

У. Что же интересного вы заметили в этом объекте?

Д. Мы анализировали один и тот же объект, а получили разные точки зрения.

У. Поэтому при анализе очень важна точка зрения.

6. Итог урока.

У. Что вы сегодня узнали на уроке? Заполните таблицу на обратной стороне листа. Сравните полученную схему со схемой на интерактивной доске.

Слайд 34

7. Домашнее задание.

1. Найди и отметь составные части поезда, в котором оказался тот или иной герой истории (цифрой 1 - поезд папы, 2 - поезд мамы, 3 - поезд Пети).

Однажды летним утром семья Пети Балалайкина вышла из дома, и каждый отправился по своим делам. Папа работал машинистом электровоза, поэтому поехал на товарную станцию. Мама уезжала в этот день в командировку в другой город, поэтому поехала на железнодорожный вокзал. А Петя вместе с бабушкой отправился в парк покататься на детской железной дороге. Таким образом, папа, мама и их сын спустя некоторое время оказались в поезде, но у каждого поезд был свой.

1) Паровозик с музыкальным сигналом.

2) Электровоз.

3) Два электровоза в сцепке для перевоза тяжёлых составов.

4) Купейные вагоны.

5) Грузовые платформы.

6) Маленькие вагончики, разрисованные сюжетами из сказок.

7) Товарные вагоны.

8) Плацкартные вагоны.

9) Цистерны с топливом.

2. Найди и принеси задания логического характера на анализ и синтез (в журналах для детей, книгах развивающего характера и т.д.)

При подготовке данного урока использовались материалы из пособий:

Как эффективно развивать логическое мышление младших школьников: управленческий и методический аспекты / С.Г.Воровщиков, Е.В.Орлова, Г.П.Каюда, Н.В.Гладик. - М.: 5 за знания, 2009.

Приложение 1.