Цель: формирование знаний об экономическом цикле, умений анализировать происходящие в экономике изменения и выбирать инструменты антициклического регулирования для различных фаз цикла.
Задачи:
- Обучающие:
- формирование понятий:
- экономический цикл,
- фазы цикла (оживление, подъём, пик, спад, депрессия, низшая точка спада),
- параметры цикла,
- антициклическая политика,
- контрциклические и проциклические параметры;
- формирование умений:
- оценивать состояние экономики в различных фазах, используя параметры цикла,
- отличать контрциклические параметры от проциклических,
- выбирать вид и способ применения антициклических мер регулирования экономики;
- формирование понятий:
- Развивающие:
- формирование навыков деятельности,
составляющих информационно-коммуникативную
компетентность:
- управление – выделение в экономическом цикле отдельных фаз,
- оценка – сравнение различных фаз цикла по поведению в них параметров цикла,
- создание – выбор антициклических мер регулирования экономики;
- формирование навыков деятельности,
составляющих информационно-коммуникативную
компетентность:
- Воспитательные:
- формирование познавательного интереса путем применения циклов для анализа экономических ситуаций в стране в разные периоды её истории;
- выработка у учащихся способностей использовать таблицы для структурированного представления информации при анализе экономических данных.
Тип урока: изучение нового материала.
Форма урока: урок-исследование.
Методы обучения: объяснительно-иллюстративный; частично поисковый, исследовательский; практический.
Оборудование: листочки или тетради для проверочных работ, 8-10 карточек с перечнем параметров цикла (Приложение 1), 8-10 чистых листов для записи ответов.
План урока:
№ |
Этап |
Время |
1 |
Организационный момент, сообщение темы, цели урока. | 2 мин. |
2 |
Актуализация знаний. Проверочная работа с анализом результатов. | 10 мин. |
3 |
Объяснение нового материала. | 7 мин. |
4 |
Первичное закрепление и систематизация знаний. Практическая работа-исследование. Обсуждение и запись в тетради полученных результатов. | 24 мин. |
5 |
Подведение итогов. Домашнее задание. | 2 мин. |
ХОД УРОКА
1. Организационный момент. Сообщение темы урока, цели
– Тема сегодняшнего урока «Цикличность
экономического роста и методы её регулирования».
Сегодня на уроке мы должны познакомиться с
понятие «экономический цикл», научиться
анализировать происходящие в экономике
изменения и выбирать инструменты
антициклического регулирования для различных
фаз цикла.
2. Актуализация знаний. Проверочная работа
– На предыдущих уроках мы рассмотрели с вами понятие «экономический рост», научились представлять его в виде сдвига кривой производственных возможностей, познакомились с экономическим развитием разных стран. Проверим Ваши знания по этой теме.
Проверка знаний (письменные ответы на вопросы):
I вариант
- Дать определение понятию экономический рост.
- Интенсивный рост.
- Изобразите графически ситуацию: в стране наблюдается рост занятости и капиталовложений.
II вариант
- Дать определение понятию экономическое развитие.
- Экстенсивный рост.
- Изобразите графически ситуацию: в стране применяются новейшие технологии в производстве.
3. Объяснение нового материала
– Экономике присущ циклический характер
движения, который с полной очевидностью
обнаружил себя во второй половине ХIХ века и стал
предметом пристального внимания экономической
науки. До этого представители классической
экономики (Давид Риккардо и др.) отрицали
возможность всеобщих экономических кризисов,
охватывающих экономику страны в целом, а
частичные кризисы перепроизводства объясняли
нарушением пропорциональности между разными
отраслями, которая восстанавливается самим
ходом движения рыночной экономики. Но факты –
упрямая вещь. Периодическая повторяемость
спадов производства побудила экономистов к
поиску причин, вызывающих циклический характер
движения общественного производства. Однако
единого понимания причин этого явления не было
достигнуто. Поэтому оправданной является
позиция, которая обобщённо называет эту причину
так – сложный и противоречивый характер
многообразных сил и факторов, действующих в
рыночной экономике. Рассмотрим подробно
экономический цикл.
Цикл (от лат. «колесо», «круг», «кругооборот») –
совокупность явлений, процессов, повторяющихся в
течение определённого промежутка времени.
Экономический цикл – промежуток времени между двумя одинаковыми состояниями экономики.
Экономисты выделяют в цикле следующие типичные стадии (фазы):
- подъём (экспансия, расширение) – растёт объём реального производства,
- спад (сжатие, сокращение, рецессия, депрессия) – снижается объём реального производства,
- пик (бум) – реальный объём достигает наивысшего значения, расширение производства сменяется спадом,
- низшая точка спада («дно», «подошва») – объём реального производства наименьший, спад сменяется подъёмом.
Графически экономический цикл можно изобразить следующим образом:
Колебания деловой активности происходят вокруг долгосрочного тренда экономического роста. Характеристику фаз цикла можно дать, анализируя изменение макроэкономических показателей – параметров цикла:
- объём реального производства, ВВП
- загрузка производственных мощностей
- инвестиции
- безработица
- занятость
- денежная масса
- ставки %
- скорость обращения денег
- заработная плата
- инфляция
- спрос
- запасы готовой продукции
- прибыль фирм.
4. Закрепление изученного
1. Работая в группах в течение 7 минут, попробуйте самостоятельно дать характеристику фазам цикла. На столе у каждой группы список с параметрами цикла и названием фазы. Определите, как ведут себя параметры в данной фазе (растут, падают, остаются неизменными, достигают максимума, минимума).
Учащиеся работают в группах, после обсуждения выступают представители от каждой группы со своими ответами, которые анализируются, параллельно идёт заполнение таблицы, в которой отражены изменения параметров в различных фазах цикла.
№ | Параметры цикла | Фазы цикла | |||
Подъём | Пик | Спад | Низшая точка спада | ||
1 | ВВП | мах | min | ||
2 | загрузка производственных мощностей | перегрузка | не загружены | ||
3 | инвестиции | ~ 0 | 0 | ||
4 | безработица | естественная | мах | ||
5 | занятость | мах | min | ||
6 | денежная масса | невелика | |||
7 | ставки % | (Dкредиты>S) | мах | высокая (мало денег) | min (много денег) |
8 | скорость обращения денег | начинает | min | ||
9 | заработная плата | высока | min | ||
10 | инфляция | незначительно | (спроса и издержек) | начинает | min |
11 | спрос | (на товары и ресурсы) | на товары на ресурсы |
на ресурсы и товары | низкий |
12 | запасы готовой продукции | невелики | невелики | мах | |
13 | прибыль фирм | мах | , растёт число банкротств | min |
Подъём характеризуется следующим образом:
- устойчивый рост объёма реального производства, ВВП
- не полностью занятые производственные мощности всё более загружаются
- растут инвестиции
- снижается безработица
- повышается занятость
- растёт денежная масса
- растут ставки % (спрос на кредиты превышает предложение)
- увеличивается скорость обращения денег
- растёт заработная плата
- цены повышаются вначале незначительно (спрос уравновешивается растущим предложением), инфляция растёт незначительно
- спрос на товары и ресурсы растёт
- запасы готовой продукции невелики
- прибыль фирм растёт.
Пик:
- объём реального производства, ВВП максимальный
- перегрузка производственных мощностей
- инвестиции сокращаются
- безработица достигает естественного уровня
- сверхвысокая занятость
- денежная масса растёт
- ставки % высоки
- скорость обращения денег начинает снижаться
- заработная плата очень высока (активизируются профсоюзы)
- усиливается инфляция, как спроса, так и издержек
- спрос превышает предложение; снижается спрос на средства производства (расширять объём выпуска больше нельзя)
- запасы готовой продукции невелики
- прибыли фирм максимальны.
Спад:
- объём реального производства, ВВП снижается
- загрузка производственных мощностей уменьшается
- инвестиции близки к нулю
- увеличивается безработица (сначала в отраслях производящих средства производства, затем и в отраслях производящих потребительские товары)
- снижается занятость
- денежная масса уменьшается
- погоня за деньгами некоторое время удерживает высокую ставку %
- скорость обращения денег снижается
- снижается заработная плата
- инфляция начинает снижаться (замедляется рост цен)
- снижается спрос сначала на средства производства, затем на потребительские товары
- скапливаются запасы нереализованной продукции
- прибыли фирм падают (растёт число банкротств предприятий).
Низшая точка спада:
- объём реального производства, ВВП минимален
- производственные мощности стоят незагруженные
- инвестиции практически отсутствуют
- безработица максимальна
- занятость минимальна
- денежная масса невелика
- ставки % минимальны (большой резерв свободных денег)
- скорость обращения денег минимальна
- заработная плата минимальна
- инфляция минимальна
- спрос низок
- запасы готовой продукции максимальны
- прибыли фирм минимальны.
Проанализировав изменение параметров цикла, можно увидеть, что одни из них проциклические растут на подъёме и уменьшаются на спаде, а другие контрциклические увеличиваются на спаде и снижаются на подъёме.
1) Отметьте в таблице в списке параметры процикличиские знаком «п». Назовите их.
– Объём реального производства, ВВП, загрузка производственных мощностей, инвестиции, занятость, денежная масса, ставки %, скорость обращения денег, заработная плата, инфляция, прибыль фирм, спрос.
2) Отметьте в таблице в списке контрциклические параметры знаком «к». Назовите их.
– Безработица, запасы готовой продукции, число банкротств.
Цикличность экономики закономерна и объективна, её не избежать. Задача государства – смягчение цикличности экономического развития через проведение фискальной и монетарной политики. При чрезмерно высоких темпах роста необходимо сдерживать рост предложения денег, а при спаде увеличить предложение.
2. Работая в группах в течение 5 минут, предложите действенные меры фискальной и монетарной (кредитно-денежной) политики, применимые для Вашей фазы цикла (каждой группе даётся своя фаза: подъём или спад).
Заслушиваем ответы и записываем в тетрадь результаты обсуждений. При подъёме необходимо уменьшить денежную массу страны и темпы производства, применяя фискальную (увеличение налоговых ставок) и монетарную (увеличение резервных требований и учётной ставки ЦБ РФ, продажа государственных ценных бумаг) политики. При спаде необходимо увеличить предложение денег и темпы производства, применяя фискальную (снижение ставок налогов) и монетарную (уменьшение резервных требований и учётной ставки ЦБ РФ, покупка государственных ценных бумаг) политики.
В зависимости от причин выделяют следующие виды циклов:
- короткие 2-4 года (связаны с восстановлением равновесия на потребительском рынке, возникающего из-за запаздывания по времени движения информации, влияющей на принятие решений коммерческими фирмами; модель Джозефа Китчина);
- средние 10-12 лет (связаны с изменением спроса на оборудование и сооружения, влиянием временных задержек между принятием инвестиционных решений и возведением соответствующих производственных мощностей; модель Клемента Жугляра);
- «строительные» 15-25 лет (связаны с обновлением основного капитала: строительством зданий, модернизацией оборудования; модель Саймона Кузнеца);
- длинные 50-60 лет (связаны с изменением технологического способа производства; модель Николая Дмитриевича Кондратьева).
5. Домашнее задание:
Найти в сети Интернет характеристику циклов Кондратьева со сроками и технологическими причинами.
Домашнее задание проверяется на следующем уроке. Приведём примерные результаты.
Циклы Кондратьева:
- 1 цикл — с 1803 до 1841-43 гг. (текстильные фабрики, промышленное использование каменного угля),
- 2 цикл — с 1844-51 до 1890-96 гг. (угледобыча и черная металлургия, железнодорожное строительство, паровой двигатель),
- 3 цикл — с 1891-96 до 1945-47 гг. (тяжелое машиностроение, электроэнергетика, неорганическая химия, производство стали и электрических двигателей),
- 4 цикл — с 1945-47 до 1981-83 гг. (производство автомобилей и других машин, химической промышленности, нефтепереработки и двигателей внутреннего сгорания, массовое производство),
- 5 цикл — с 1981-83 до ~2018 г. (развитие электроники, робототехники, вычислительной, лазерной и телекоммуникационной техники),
- 6 цикл — с ~2018 до ~ 2030 (возможно, NBIC-конвергенция (конвергенция нано-, био-, информационных и когнитивных технологий)).