Тип урока: обобщение и систематизация знаний
Цель: создать условия для формирования целостной системы ведущих знаний по данной теме и установление внутри предметных и межпредметных связей.
Форма проведения занятия: урок с элементами адаптивного обучения.
Содержание
Ведущие понятия, способы действия всей темы (которые имеют место в разделе всей темы)
1. Материальная точка 2. Путь 3. Перемещение 4. Мгновенная скорость 5. Ускорение |
1. Читать и строить графики, выражающие
зависимость кинематических величин от t при равноускоренном движении. 2. Решать задачи на определение a, V при равноускоренном движении. 3. Изображать на чертеже при решении задач направлении векторов скорости ускорение |
Логическая структура урока
1. Организация
2. Подготовка (к усвоению новых знаний)
2.1. Формирование задач в действиях (цель урока)
2.2. Мотивация учения (для чего нужно)
2.3. Анализ содержания изученного (проверка Д/З,
тест) (или актуализация опорных знаний)
3. Обобщение и систематизация (выделение главного)
3.1. Выделение главного.
3.2. Непосредственно обобщение и систематизация.
3.3. Установление внутрипредметных и
межпредметных связей (если есть), применение.
ХОД УРОКА
1) Сегодня мы с вами проводим урок обобщения, т.е.
выделение общих закономерностей в физических
явлениях по теме кинематика.
Цель нашего урока – выделить узловые вопросы
темы и научиться из главного получать
второстепенное, а также практически применять
теоретические положения темы и выполнять
тренировочные задания.
2) Для достижения поставленной цели нам необходимо:
- В первую очередь соединить различные виды механического движения в одну систему.
- Научиться выделять главные, ведущие понятия кинематики.
- Вырабатывать умение получать частные случаи для решения любой задачи на движение.
Активное участие в работе позволит на следующем уроке справиться с контрольной работой. Также вы поймете, что нет необходимости запоминать все формулы кинематики, достаточно знать только основные формулы и уметь их применять для любых частных случаев. Тогда любая задача будет вам по силам.
3) Но прежде, чем приступить к выделению главного, вы сейчас напишете тест, с помощью которого мы сможем повторить основные понятия, входящие в тему «Основы кинематики».
Циркулем прокалываю планшетку с ответами и
быстро раздаю на задние парты. Прошу с первых
парт помочь. В этот момент бежит ученик,
открывает доску с правильными ответами. Пока
раздаю листочки назад, я говорю:
«Большинством из вас основные понятия усвоены,
но, чтобы избежать неясных моментов, давайте
прокомментируем ответы».
Один ученик встает и начинает комментировать
вслух – сразу ставлю ему оценку.
– Спасибо за работу оценка – …
Будем считать это задание разминкой, которая
подготовила нас к выделению главного в этой теме.
Следующая работа в тетрадях для решения задач.
Открыли тетради, записали сегодняшнее число.
Тема урока «Обобщение темы основы кинематики.
– Давайте вспомним, какие основные параметры
используются в разделе кинематика (V.S.X.) Вам
известны формулы, связывающие эти величины (Открываю
первые формулы на доске)
– Оказывается, эти формулы применимы для любого
вида движения.
– А какие виды движения вы знаете?
– Равномерное прямолинейное движение,
равнопеременное движение.
– Что вы можете сказать о равнопеременном
движении?
– Оно может быть равноускоренным ах > 0;
равнозамедленным ах < 0, а также с Vox = 0 и Vox
=/= 0
– Запишите себе эти формулы в тетрадь.
ЗАДАНИЕ
– Применим вместе эти формул для случая
равномерного и прямолинейного движения.
– Что вы можете сказать о равномерном движении?
(Это движение, при котором тела за любые равные
промежутки времени совершают одинаковые
перемещения)
– Хорошо, что вы еще можете сказать? (V = const)
– А когда скорость постоянна? (а = 0) Запишите себе
в тетрадь, как будут выглядеть основные формулы
кинематики для р.п.д., учтите, пожалуйста, все то,
что они сказали об этом движении. (Сняла бумагу)
– Сравните, исправьте. (Пауза, отмечаю на
планшетке)
– Кому непонятно?
– Хорошо! А почему я не написала в этот
прямоугольник формулу перемещения без t ? (т.к. на
ноль делить нельзя)
– Хорошо, продолжаем!
Для простоты я отметила только равномерное движение с начальной и без начальной скорости.
– Запишите в тетради, как будут выглядеть основные формулы кинематики для равноускоренного движения с V0 = 0.
Прохожу, помогаю, отмечаю в планшетке.
Сняла бумагу, сравните, исправьте (пауза)
– И у нас осталась последняя таблица. Скажите,
пожалуйста, а как будет выглядеть О.Ф.К. для
равнозамедленного движения?
То же, только знак «минус» перед ускорением.
Мы получили три частных случая из основных
формул кинематики, теперь нам под силу любая
задача.
Тренируемся:
Перед вами шесть уравнений движения. Сравните с основными формулами, определите вид движения и распределите их по столбцам. (Уравнения в тетрадь не писать)
1) V = 5 + 6t
2) V = 8t
3) X = 4 + 10t
4) S = 1.5 t2
5) X = 8t + 0.2t2
6) S = 2t + 0.5t2
Например:
Равномерное | Равноускоренное Vox = 0 |
Равноускоренное Vox =/= 0 |
3 | 2 | 1 |
3 | 5 | |
6 |
– Следующая работа похожа на предыдущую, по типу движения распределить графики (только теперь поставить буквы)
Также один человек к доске.
Также проверяю.
– Выполняя работу, мы еще раз убедились, что физика тесно связана с математикой. – Для успешного овладения знаниями по физике вам необходимо знать зависимость физических величин и умение строить графики различных функций, а также читать графики.
Домашнее задание: повторить § 6; 7;10-12 подготовиться к проверочной работе.
– Итак, сегодня на уроке мы с вами повторили основные вопросы кинематики, научились выделять главное, а из главного второстепенное, выполнили тренировочные качественные задачи; а теперь давайте закрепим умение работать с расчетными задачами по знакомому алгоритму.
– У вас на парте лежат задачи по вариантам. Выполняйте работу на листах.
Условие:
Всего 4 задачи. Работаем по выбору.
Приступили. Записали.
По звонку работу сдали.