Цель: повторить ранее изученные классы неорганических соединений «Оксиды», «Основания», «Кислоты»; познакомить с новым классом неорганических соединений «Соли».
Задачи:
- Обучающая – повторить состав, название и классификацию оксидов, оснований, кислот; познакомить с понятием «соль», названием и составом основных солей.
- Воспитательная – показать значение солей в жизни человека; воспитывать чувство взаимопомощи, бережное отношение к слуховой аппаратуре; напомнить учащимся о правилах охраны труда.
- Развивающая – развивать умение связно отвечать на вопросы, проводить сравнения, делать выводы, расширять словарь по теме: «Соли».
- Коррекционная – работать над развитием слухового восприятия, следить за внятностью и слитностью произношения, совершенствовать фразовую речь.
Основные виды работы: фронтальный опрос в виде беседы, игра, демонстрация химических реактивов, работа с дидактическими карточками.
Оборудование: таблицы «Химические элементы», «Кислоты и соли», «Растворимость кислот, оснований и солей в воде»; химические реактивы «Соли», «Химическое лото», дидактические карточки с заданиями.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
1. Приветствие.
2. [Ты слышишь?]
3. – При работе на уроке следите за ударением,
правилами орфоэпии, произношением.
4. – Посмотрите на план урока. Мы будем:
(– Повторять пройденный материал.)
(– Изучать новую тему.)
(– Выполнять практическую работу.)
II. Фронтальный опрос
– Давайте вспомним [пройденный
материал].
[Какие классы неорганических соединений вы
знаете?] (Оксиды, основания, кислоты)
[Какой главный химический элемент в оксидах?]
(Кислород)
[Что входит в состав оснований?] (Атомы металла и
гидроксогруппы)
[Из чего состоят кислоты?] (Из атомов водорода и
кислотного остатка)
– Перед вами формулы неорганических соединений.
Давайте определим, к какому классу относится
каждая из них.
NaOH H2SO4 P2O5
– Назовите класс соединений, название
вещества, прочитайте формулу, определите состав,
определите валентность.
(Основание, гидроксид натрия, натрий о аш, состоит
из атомов металла и гидроксогруппы, валентность
натрия – I, гидроксоруппы – I)
(Кислота , серная кислота, аш два эс о
четыре , состоит из атомов водорода и
атомов кислотного остатка ,
валентность водорода – I , кислотного
остатка – II)
(Оксид, оксид фосфора, пэ два о пять, состоит из
атомов неметалла и кислорода, валентность
фосфора – V, кислорода – II)
III. Слуховой диктант
– Сейчас будет [слуховой диктант].
[Простое вещество, металл, кислород, водород, неметалл, сложное вещество, основание, оксид железа, кислота, гидроксид калия, оксид серы, соляная кислота, кислотный остаток.]
IV. Сообщение нового материала
– Сегодня мы познакомимся с еще одним
классом неорганических соединений – это соли.
– Понятие «соль» мы встречали недавно, при
изучении кислот. А с какими солями вы
встречаетесь каждый день? (У нас дома есть соль –
поваренная или пищевая).
– А еще мел. Это тоже соль.
– Давайте посмотрим на поваренную соль и мел.
[Какой цвет у поваренной соли, мела?] (Белый)
[Какое агрегатное состояние у поваренной
соли, мела?] (Твердое)
– Растворимость этих веществ вы определите
сами. Давайте вспомним [Правила техники
безопасности. Как мы работаем со стеклянной
посудой?] (Работать нужно осторожно, чтобы не
разбить стекло и не порезаться).
(В двух стаканах вода. Добавим в один немного
поваренной соли, а в другой – мел и перемешаем
стеклянной палочкой.
– Посмотрите, как растворяется поваренная соль и
мел? (Соль растворилась, а мел – нет)
– Значит, cоли бывают растворимые и
нерастворимые.
– Поваренная соль имеет химическую формулу NaCl
и химическое название «хлорид натрия». Это
соль соляной кислоты, потому что кислотный
остаток у них одинаковый. Еще в составе есть атом
металла. Определите валентность. По таблице
растворимости подтвердите, что хлорид натрия –
растворимая соль. (Ионы металла пересекаются с
ионами кислотного остатка, и на пересечении
стоит буква Р)
У вас на столах есть карточки. Запишите первую
соль, которую мы узнали.
Названия солей
Химическая формула соли |
Название соли |
Солью какой кислоты является |
– Мел имеет химическую формулу CaCO3 и химическое
название «карбонат кальция». Это соль угольной
кислоты, потому что кислотный остаток у них
одинаковый. Также в составе атом металла.
Определите валентность. Определите
растворимость. В карточках запишите вторую соль.
[Соль – это простое или сложное вещество?]
(Сложное, оно состоит из нескольких химических
элементов)
– Откройте тетрадь и запишите тему и
определение: «Соли – сложные вещества, состоящие
из атомов металла и кислотного остатка».
– Давайте повторим, какие соли мы узнали сегодня.
На одном кубике записаны атомы металлов, на
другом – атомы кислотного остатка. Соберите
формулы солей. Составьте формулу новой соли и
запишите данные в карточку.
(К + NO3 – нитрат калия, соль азотной
кислоты;
Сu + SO4 – cульфат меди, соль серной кислоты;
Fe + PO4 – фосфат железа, соль фосфорной
кислоты;
Zn + S – сульфид цинка, соль сероводородной
кислоты)
– С другими солями мы познакомимся на следующем уроке.
V. Итог урока
– Мы с вами узнали последний,
четвертый класс неорганических соединений.
Давайте сделаем вывод.
Соли – твердые вещества с разной растворимостью
в воде. Какие соли мы узнали? Где они применяются?
(Хлориды, карбонаты; хлорид натрия применяется
как приправа к пище, при мариновании; карбонат
кальция применяется при строительстве, входит в
состав красок и шпатлевок в отделочных работах).
– За работу на уроке:
VI. Домашнее задание
– Выучите определение солей.
– Дайте название и определите растворимость
следующих солей:
KCl СuCO3
Список литературы:
1. Программа курса химии для 8-9 классов
общеобразовательных учреждений. Гара Н.Н.
Программы общеобразовательных учреждений.
Химия. – М.: Просвещение, 2008. – 56с.
2. Учебник. Рудзитис Г.Е Химия:
неорганическая химия: учебник для 8 класса
общеобразовательных учреждений/ Г.Е Рудзитис, Ф.Г
Фельдман. – 12-е изд., исправленное – М.:
Просвещение, 2008. – 176с.
Другие ресурсы:
СD-диск: Уроки химии Кирилла и Мефодия. 8-9 класс. –
М.: ООО Кирилл и Мефодий. – 2002.