Соли. Состав и название солей

Разделы: Химия, Коррекционная педагогика


Цель: повторить ранее изученные классы неорганических соединений «Оксиды», «Основания», «Кислоты»; познакомить с новым классом неорганических соединений «Соли».

Задачи:

  • Обучающая – повторить состав, название и  классификацию оксидов, оснований, кислот; познакомить с понятием «соль», названием и составом основных солей.
  • Воспитательная – показать значение солей в жизни человека; воспитывать чувство взаимопомощи, бережное отношение к слуховой аппаратуре; напомнить учащимся о правилах охраны труда.
  • Развивающая – развивать умение связно отвечать на вопросы, проводить сравнения, делать выводы, расширять словарь по теме: «Соли».
  • Коррекционная – работать над развитием слухового восприятия, следить за внятностью и слитностью произношения, совершенствовать фразовую речь.

Основные виды работы: фронтальный опрос в виде беседы, игра, демонстрация химических реактивов, работа с дидактическими карточками.

Оборудование: таблицы «Химические элементы», «Кислоты и соли», «Растворимость кислот, оснований и солей в воде»; химические реактивы «Соли», «Химическое лото», дидактические карточки с заданиями.

ХОД УРОКА

I. Организационный  момент

1. Приветствие.
2. [Ты слышишь?]
3. – При работе на уроке следите за ударением, правилами орфоэпии, произношением.
4. – Посмотрите на план урока. Мы будем:
(– Повторять пройденный материал.)
(– Изучать новую тему.)
(– Выполнять практическую работу.)

II.  Фронтальный  опрос

Давайте вспомним [пройденный материал].
[Какие классы неорганических соединений вы знаете?] (Оксиды, основания, кислоты)
[Какой главный химический элемент в оксидах?] (Кислород)
[Что входит в состав оснований?] (Атомы металла и гидроксогруппы)
[Из чего состоят кислоты?] (Из атомов водорода и кислотного остатка)
– Перед вами формулы неорганических соединений. Давайте определим, к какому классу относится каждая из них.

NaOH           H2SO4        P2O5

– Назовите класс соединений, название вещества, прочитайте формулу, определите состав, определите валентность.
(Основание, гидроксид натрия, натрий о аш, состоит из атомов металла и гидроксогруппы, валентность натрия – I, гидроксоруппы – I)
(Кислота , серная  кислота, аш  два  эс о четыре , состоит  из  атомов  водорода и атомов  кислотного  остатка , валентность  водорода – I , кислотного  остатка – II)
(Оксид, оксид фосфора, пэ два о пять, состоит из атомов неметалла и кислорода, валентность фосфора – V, кислорода – II)

III. Слуховой  диктант

– Сейчас будет [слуховой диктант].

[Простое вещество, металл, кислород, водород, неметалл, сложное вещество, основание, оксид железа, кислота, гидроксид калия, оксид серы, соляная кислота, кислотный остаток.]

IV. Сообщение  нового  материала

–  Сегодня мы познакомимся с еще одним классом неорганических соединений – это соли.
–   Понятие «соль» мы встречали недавно, при изучении кислот. А с какими солями вы встречаетесь каждый день? (У нас дома есть соль – поваренная или пищевая).
–   А еще мел. Это тоже соль.
–  Давайте посмотрим на поваренную соль и мел.
[Какой цвет у поваренной соли, мела?] (Белый)
[Какое агрегатное состояние у поваренной  соли, мела?] (Твердое)
–  Растворимость этих веществ вы определите сами. Давайте вспомним [Правила техники безопасности. Как мы работаем со стеклянной посудой?] (Работать нужно осторожно, чтобы не разбить стекло и не порезаться).
(В двух стаканах вода. Добавим в один немного поваренной соли, а в другой – мел и перемешаем стеклянной палочкой.
– Посмотрите, как растворяется поваренная соль и мел? (Соль растворилась, а мел – нет)
– Значит, cоли бывают растворимые и нерастворимые.
– Поваренная соль имеет химическую формулу NaCl и  химическое название «хлорид натрия». Это соль соляной кислоты, потому что кислотный остаток у них одинаковый. Еще в составе есть атом металла. Определите валентность. По таблице растворимости подтвердите, что хлорид натрия – растворимая соль. (Ионы металла пересекаются с ионами кислотного остатка, и на пересечении стоит буква Р)
У вас на столах есть карточки. Запишите первую соль, которую мы узнали.

Названия солей

Химическая формула соли

Название соли

Солью какой кислоты является

     
     
     
     
     

– Мел имеет химическую формулу CaCO3 и химическое название «карбонат кальция». Это соль угольной кислоты, потому что кислотный остаток у них одинаковый. Также в составе атом металла. Определите валентность. Определите растворимость. В карточках запишите вторую соль.
[Соль – это простое или сложное вещество?] (Сложное, оно состоит из нескольких химических элементов)
– Откройте тетрадь и запишите тему и определение: «Соли – сложные вещества, состоящие из атомов металла и кислотного остатка».
– Давайте повторим, какие соли мы узнали сегодня. На одном кубике записаны атомы металлов, на другом – атомы кислотного остатка. Соберите формулы солей. Составьте формулу новой соли и запишите данные в карточку.

(К + NO3 – нитрат калия, соль азотной кислоты;
Сu + SO4 – cульфат меди, соль серной кислоты;
Fe + PO4 – фосфат железа, соль фосфорной кислоты;
Zn + S – сульфид цинка, соль сероводородной кислоты)

– С другими солями мы познакомимся на следующем уроке.

V. Итог  урока

Мы с вами узнали последний, четвертый класс неорганических соединений. Давайте сделаем вывод.
Соли – твердые вещества с разной растворимостью в воде. Какие соли мы узнали? Где они применяются? (Хлориды, карбонаты; хлорид натрия применяется как приправа к пище, при мариновании; карбонат кальция применяется при строительстве, входит в состав красок и шпатлевок в отделочных работах).
– За работу на уроке:

VI.  Домашнее  задание

– Выучите определение солей.
– Дайте название и определите растворимость следующих солей:

KCl       СuCO3

Список литературы:

1. Программа курса химии для 8-9 классов общеобразовательных учреждений. Гара Н.Н. Программы общеобразовательных учреждений. Химия. – М.: Просвещение, 2008. – 56с.
2. Учебник. Рудзитис Г.Е Химия: неорганическая  химия: учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений/ Г.Е Рудзитис, Ф.Г Фельдман. – 12-е изд., исправленное – М.: Просвещение, 2008. – 176с.
Другие ресурсы:
СD-диск: Уроки химии Кирилла и Мефодия. 8-9 класс. – М.: ООО Кирилл и Мефодий. – 2002.