Урок по русскому языку по теме "Развитие умения видеть в словах орфограммы"

Разделы: Начальная школа


Дошкольное детство – период наиболее интенсивного формирования познавательной деятельности и личности в целом. Если интеллектуальный и эмоциональный потенциал ребёнка не получает должного развития в дошкольном возрасте, то впоследствии не удается реализовать его в полной мере. Особенно это касается детей с задержкой психического развития (ЗПР).

С позиции наблюдателя дошкольники с ЗПР не так уж отличаются от сверстников. Родители нередко не придают значения тому, что их ребёнок чуть позднее начал ходить самостоятельно, действовать с предметами, что задерживается его речевое развитие. Повышенная возбудимость, неустойчивость внимания, быстрая утомляемость сначала проявляется на поведенческом уровне и лишь впоследствии – при выполнении заданий учебного типа.

К старшему дошкольному возрасту становится очевидными трудностями в усвоении программы детского сада: дети мало активны на занятиях, плохо запоминают материал, легко отвлекаются. Уровень развития познавательной деятельности и речи оказывается более низким по сравнению со сверстниками.

На основе личностно-ориентированного подхода образовательная система предполагает формирование адаптивной социально-образовательной среды, включающей все многообразие различных типов образовательных учреждений. Необходимо создать все условия для постоянного совершенствования системы образования, основным звеном которого является дошкольное воспитание.

Без квалифицированной педагогической помощи, как показывает опыт, дети с ЗПР не достигают школьной зрелости не только к шести годам, но и к семи годам. По данным дефектологов, более 50% неуспевающих учащихся младших классов составляют дети с ЗПР, начинающейся в раннем и дошкольном детстве. Проведенное массовое обследование шестилетних детей (около 3000 человек) – воспитанников подготовительных групп детских садов – показало, что менее 30 % из них испытывает затруднения в усвоении программы дошкольного учреждения.

Следует отметить, что увеличение числа таких детей отмечается во всем мире, и проблема трудностей в обучении стала одной из наиболее актуальных психолого-педагогических проблем. Число учащихся начальной школы, не справляющихся с требованиями стандартной программой, за последние 20 лет возросло в 2-2.5 раза. Особое место среди таких детей занимают дети с задержкой психического развития.

Каждый период дошкольного возраста столь значим, что пропуск одного года, одного месяца в развитии ребенка может привести к серьезным затруднениям на следующем этапе – систематического обучения в школе. От того, что будет заложено в содержании дошкольного воспитания, зависит качество умственного, нравственного, эстетического, трудового и физического развития ребенка, т.е. судьба, будущее страны.

Разработка научно-обоснованных методов и содержания коррекционно-педагогической работы с дошкольниками с задержкой психического развития может рассматриваться как одно из приоритетных направлений педагогики.

Очевидно, что основным фактором, обуславливающим развитие психики ребенка, его социальную реабилитацию и адаптацию, является организованное в сенситивный период коррекционное воздействие.

При подготовке детей с ЗПР к школьному обучению используются различные специальные программы коррекционного обучения. Цель данных программ состоит в эффективности разработанного комплекса занятий, направленных на формирование школьной готовности в условиях дошкольных образовательных учреждений.

Задачи данных программ состоят из нескольких взаимосвязанных звеньев:

  • Развитие интеллектуальной готовности детей к школьному обучению.
  • Развитие волевой готовности.
  • Развитие мотивационной готовности.
  • Развитие коммуникативных умений детей.
  • Включенное наблюдение за поведением детей.

При проведении занятий используются следующие приёмы:

1. Организация совместной деятельности воспитателя и ребёнка на занятии.
2. Создание игровых ситуаций.
3. Упражнение – основной приём формирования интеллектуальных умений.
4. Повторение инструкции ребёнку несколько раз, чтобы затем ребёнок сам мог повторить её.
5. Побуждение ребёнка к проговариванию того, что он делает или собирается делать.
6. Поощрение ребёнка за его успехи. [1]

При подготовке детей к школе детей с ЗПР, важное место занимают специальные занятия «Ознакомления с окружающим миром и развитие речи». Основными целями этих занятий являются уточнение, расширение и систематизация знаний и представлений детей об окружающей действительности. Обогащение детей знаниями об окружающем мире неразрывно связано с формированием, у них умения наблюдать, выделять существенные признаки изучаемых предметов и явлений, находить черты сходства и отличия, классифицировать предметы, делать обобщения и выводы.

Занятия должны стать одним из эффективных средств развития навыков анализа, сравнения, обобщения, активизации словарного запаса, формирования связной речи.

Воспитательно-образовательная работа, направленная на обогащение детей яркими разносторонними представлениями о жизни природы и общества, осуществляется в повседневной жизни педагогом.

В процессе ознакомления с предметами и явлениями окружающей природы и общества дети должны овладеть в течение двух лет следующими умениями и навыками:

  • проводить наблюдения за изучаемыми объектами;
  • осуществлять целенаправленный последовательный анализ изучаемого конкретного предмета;
  • сравнивать два предмета по цвету, форме, размеру, назначению;
  • распределять практически и «в уме» предметы (их изображения) на руппы по родовому признаку;
  • называть группы однородных предметов (их изображений) точными обобщающими словами;
  • устанавливать простейшие причинно-следственные связи в наблюдаемых природных и общественных явлениях с помощью педагогов.

Важную роль в формировании у детей этих умений играют дидактические игры. Так, для развития ориентировки в свойствах предметов целесообразно использовать дидактические игры и упражнения «Уточним цвет предмета», «Подбери чашки к блюдцам», «Составь букет».

Словесные дидактические игры (типа игры «Угадай по описанию») позволяют ребенку услышать от педагога образец описания предмета и способствуют не только формированию отчетливых представлений о нем, но и обогащению словаря детей.

Дети учатся отнесению конкретных предметов к обобщающим словам с помощью настольно-печатных игр «Зоологическое лото», «Парные картинки». Посредством дидактических игр и заданий «4-й лишний», «Путаница» происходит обучение детей группировке предметов по родовому признаку.
Систематически выполняя указанные задания, дети, учатся пользоваться приобретенными знаниями, т. е. отбирать из всех своих знаний о предмете или явлении в каждом случае те, которые нужны для наиболее точного решения стоящей задачи. [2]

Успехов в коррекционной работе можно достичь только при условии опоры на ведущую деятельность возраста. Для дошкольников это предметно-операционная деятельность и затем сюжетно-ролевая игра. Поэтому учить и воспитывать учить и воспитывать детей с задержкой психического развития следует, играя с ними. Особое место в системе коррекции должны занимать сюжетно-ролевая игра и развивающие дидактические игры.

Научные исследования и практика показывают, что в условиях задержки психического развития наблюдается специфика в формировании и смене ведущей деятельности. Ни один из них не достигает уровня развития, соответствующего возрастным возможностям, и фактически не выполняет функций ведущей деятельности. Отсюда вытекает необходимость целенаправленного педагогического воздействия, обеспечения условий для формирования предметной и игровой деятельности, а позднее предпосылок к овладению учебной деятельностью.

В условиях задержки психического развития затруднен процесс формирования ребенка как субъекта деятельности, что проявляется в несформированности всех ее структурных компонентов: мотивационного, ориентировочного, регуляционного. Каждый из этих компонентов требует внимания педагога во всех ситуациях общения с ребенком и совместной работе при выполнении заданий учебного типа.

Принцип коммуникативной направленности обучения и воспитания означает необходимость специального внимания к развитию речи как основного средства коммуникации, а также целенаправленного формирования навыков общения с взрослыми и со сверстниками.[3]
Обучение и воспитание детей с задержкой психического развития осуществляется с позиций индивидуального дифференцированного подхода. Следовательно, с одной стороны необходимо учитывать индивидуально типологические особенности каждого ребенка, с другой – особенности группы в целом. Педагог-дефектолог должен быть готов к конструированию "уровневых" программ с учетом названных особенностей.

Итак, основные задачи, которые предстоит решать педагогическому коллективу, работающему с детьми с задержкой психического развития, представляют широкий спектр: углубленное, всестороннее изучение детей, воспитание, обучение и коррекционно-развивающее воздействие. Важнейшим аспектом является лечебно-профилактическая работа.

Разрабатывая планирование коррекционной работы с детьми, педагогам следует ориентироваться на следующие направления работы:

1. Комплексное исследование фонда знаний, умений, навыков, познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы, речи, нейропсихологическое изучение, наблюдение за динамикой психического развития в условиях коррекционной работы, выстраивание психолого-педагогического прогноза.

2. Развитие познавательной активности, обеспечение устойчивой положительной мотивации в различных видах деятельности. Формирование знаний, умений и навыков с учетом возрастных и индивидуально-типологических возможностей.

3. Педагогическая работа, направленная на обеспечение полноценного психического развития ребенка предполагает решение следующих задач:

А) Формирование психологического базиса для развития высших психических функций:

  • Обеспечение полноценного физического развития, оздоровление организма;
  • Коррекция недостатков в двигательной сфере;
  • Развитие общей и мелкой моторики ;
  • Формирование чувства ритма;
  • Создание условий для полноценного межанализаторного взаимодействия через систему специальных игр и упражнений.

Б) Целенаправленное формирование высших психических функций:

  • Развитие сенсорно-перцептивной деятельности и формирование эталонных представлений;
  • Формирование мыслительной деятельности во взаимосвязи с развитием речи (мыслительной активности, наглядных форм мышления, мыслительных операций, конкретно-понятийного и элементарного умозаключающего мышления);
  • Развитие умственных способностей через овладение действиями замещения и наглядного моделирования в различных видах деятельности;
  • Развитие творческих способностей.

4. Формирование ведущих видов деятельности, их мотивационных, ориентировочно-операционных и регуляционных компонентов:

  • Всестороннее развитие предметно-практической деятельности;
  • Целенаправленное формирование игровой деятельности;
  • Ориентация на формирование основных компонентов психологической готовности к школьному обучению.

5. Коррекция недостатков в эмоционально-волевой сфере:

  • Формирование способностей к волевым усилиям, произвольной регуляции поведения;
  • Преодоление негативных качеств формирующегося характера, предупреждение и устранение аффективных, аутистических проявлений, отклонений в поведении.

6. Преодоление недостатков в речевом развитии:

  • Целенаправленное формирование функций речи;
  • Особое внимание следует уделить развитию словесной регуляции действий у детей с ЗПР, формированию механизмов, необходимых для овладения связной речью;
  • Создание условий для овладения ребенком всеми компонентами языковой системы;
  • Формирование предпосылок для овладения навыками письма и чтения.

7. Формирование коммуникативной деятельности:

  • Обеспечение полноценных эмоциональных и "деловых" контактов со взрослыми и сверстниками;
  • Формирование механизмов психологической адаптации в коллективе сверстников, формирование полноценных межличностных связей. [1]

Выше перечисленные направления требуют конкретизации и решения широкого спектра задач.
Учитывая сложную психологическую структуру задержки психического развития, педагоги должны быть, подготовлены к творческой деятельности, предполагающей изучение специальной научной и методической литературы, готовность к экспериментированию, выбору наиболее адекватных методов работы с детьми, отбору содержания обучения с учетом индивидуально-психологических особенностей детей.

Список литературы:

1. Шевченко С.Г. Подготовка к школе детей с задержкой психического развития М. 1994
2. Сорокина А.И. Дидактические игры в детском саду. М., 1982.
3. Астапов В.С. Дети с нарушением развития. М., 1995.
4. Ануфриев А.Ф. Как преодолеть трудности в обучении детей. М., 2000.
5. Гонеев А.В. Основы коррекционной педагогики. М., 1999.
6. Дробинская А.О. Ребенок с ЗПР. Москва, Школьная пресса, 2005.
7. Исканова С. Как планировать коррекционную-воспитательную работу. «Дошкольное воспитание». – 1999,с.66
8. Костенкова Ю.А. Дети с задержкой психического развития. М. 2004
9. Кащенко В.П. Педагогическая коррекция. М.,1994.
10. Марковская Ф. Задержка психического развития. М., 1993.
11. Мастюкова Е.М. Ребенок в отклонении в развитии. М., 1992.
12. Назарова Н.И. Специальная педагогика. М., 1999.
13. Пузанов Б.Н. Коррекционная педагогика. М., 1999.