Цель: познакомить учащихся с творчеством Чуковского, с созданием некоторых произведений.
Оборудование: портрет писателя, плакаты с высказываниями, выставка книг с произведениями Чуковского, выставка рисунков детей к произведениям Чуковского.
За неделю до праздника класс делиться на группы, каждая группа выбирает отрывок из любого произведения К.И. Чуковского, который будут инсценировать. Дети создают рисунки и костюмы к данному произведению.
ХОД ПРАЗДНИКА
– Жизненный путь Корнея Ивановича Чуковского
– сказочника, критика, переводчика,
основоположника советской детской литературы –
завершен. 1 апреля, если бы он был жив, ему
исполнилось бы 128 лет.
(Обращаясь к портрету)
– Высокий рост, длинные руки с большими кистями,
крупные черты лица, большой любопытный нос,
щеточка усов, непослушная прядь волос, свисающая
на лоб, смеющиеся светлые глаза и удивительно
легкая походка. Такова внешность Корнея
Ивановича Чуковского.
С ранних лет стихи его приносят всем нам радость.
Не только вы, но и ваши родители, ваши дедушки и
бабушки не представляют своего детства без
«Айболита», «Тараканища», «Федорина горя»,
«Бармалея», «Мухи – Цокотухи», «Телефона».
Корней Иванович Чуковский отличался большим
трудолюбием. Он писал так, «Всегда, где бы я ни
был: в трамвае, в очереди за хлебом, в приемной
зубного врача, – я, чтобы не тратилось попусту
время, сочинял загадки для детей. Это спасало
меня от умственной праздности».
Послушайте и отгадайте их.
Чудесный дом Был белый дом, (Яйцо и цыпленок)
Мудрец в нем видел мудреца, (Зеркало) Чудесная пещера Красные двери (Рот и зубы) |
Зубастая загадка Хожу-брожу
не по лесам, (Расческа) Чудесный паровоз Паровоз без колес! (Пароход) Чудесные кони Два коня у меня, (Коньки и лед)
Ах, не трогайте меня: (Крапива) |
– Детским поэтом и сказочником Чуковский стал случайно. А вышло это так. Заболел его маленький сынишка. Корней Иванович вез его в ночном поезде. Мальчик капризничал, стонал, плакал. Чтобы хоть как-нибудь развлечь его, отец стал рассказывать ему сказку:
Жил да был крокодил,
Он по улицам ходил.
Мальчик неожиданно затих и стал слушать. На
утро, проснувшись, он попросил, чтобы отец снова
рассказал ему вчерашнюю сказку. Оказалось, он
запомнил ее всю, слово в слово. И второй случай.
Вот как об этом вспоминает сам Корней Иванович:
Однажды, работая в своем кабинете, я услышал
громкий плач. Это плакала моя младшая дочь. Она
ревела в три ручья, бурно выражая свое нежелание
мыться. Я вышел из кабинета, взял девочку на руки
и совершенно неожиданно для себя тихо ей сказал:
Надо, надо умываться
По утрам и вечерам.
А нечистым трубочистам
Стыд и срам! Стыд и срам!
Так родился на свет «Мойдодыр». (инсценировка)
Героем многих сказок К.И. Чуковского является
крокодил. Вспомните: какие это сказки?
Долго, долго крокодил Море синее тушил Пирогами, и блинами, И сушеными грибами. («Путаница») Бедный крокодил («Тараканище») Повернулся, («Бармалей») А в Большой Реке («Краденое солнце») |
Вдруг навстречу мой хороший, Мой любимый Крокодил. Он с Тотошей и Кокошей По аллее проходил… («Мойдодыр») …И со слезами просил: («Телефон») Жил да был Крокодил. («Крокодил») |
«А однажды, – вспоминал Чуковский – вдохновение нахлынуло на меня на Кавказе, во время купания в море. Я заплыл довольно далеко, и вдруг под действием солнца, ветра и черноморской волны у меня сами собой сложились стихи:
О, если я утону,
Если пойду я ко дну
и т.д.
Голышом побежал я по каменистому берегу и, спрятавшись за ближайшей скалой, стал мокрыми руками записывать стихи на мокрой папиросной коробке, валявшейся тут же, у самой волны. Я сразу написал строчек 20. Ни начала, ни конца у сказки не было».
– Какая сказка родилась из этих строк? («Айболит»)
(Инсценирование)
– А вот как создавалась сказка «Федорино горе».
Однажды Корней Иванович часа три лепил с детьми
из глины разные фигуры. Дети вытирали руки о его
брюки. Домой идти было далеко. Брюки от глины были
тяжелыми, и их приходилось придерживать.
Прохожие с удивлением поглядывали на него. Но
Корней Иванович был весел, у него было
вдохновение, стихи слагались свободно. Это было
«Федорино горе».
(Инсценирование)
Игра «Волшебный мешок».
У меня в мешке находятся разные вещи. Их кто-то потерял. Вспомните строки об этом предмете и название произведения.
- телефон – У меня зазвонил телефон … («Телефон»)
- мыло – Вот и мыло подскочило … («Мойдодыр»)
- блюдце – А за ними блюдца … («Федорино горе»)
- калоша – Пришлите мне дюжину новых калош … («Телефон»)
- градусник – И ставит им градусник … («Айболит»)
- воздушный шар – Ехали медведи на велосипеде, а за ним комарики на воздушном шарике … («Тараканище»)
Физминутка
Назвали предметы все по порядку
Теперь приглашаю всех на зарядку.
Мелкие шажки – раз, два, три.
Легкие прыжки – раз, два, три.
Вот и вся зарядка – раз, два, три.
Мягкая посадка – раз, два, три.
1. В сказке «Мойдодыр» говорится о сбежавших
вещах. Назовите не менее шести.
2. Какие звери звонили по телефону в сказке
Чуковского? Назовите не менее шести.
3. Кто приходил к Мухе – Цокотухе? Назовите не
менее шести.
– Как вы думаете, чему учат нас стихи К.И.
Чуковского?
Стихи Чуковского великолепно звучат, развивают
нашу речь, обогащают нас новыми словами,
формируют чувство юмора, делают нас сильнее и
умнее.
Сказки и стихи Корнея Ивановича воспитывают
драгоценную способность сопереживать,
сострадать, сорадоваться. Без этой способности
человек – не человек.
Еще много раз мы будем встречаться с
произведениями Корнея Ивановича Чуковского. Мы
познакомимся с его воспоминаниями о писателе Б.
Житкове, с которым он учился в одном классе,
познакомимся с Чуковским переводчиком. Он
перевел с английского «Приключения Робинзона
Крузо», «Приключения Тома Сойера», «Рикки – Тики
– Тави».
Ираклий Андроников писал, что «талант у
Чуковского неиссякаемый, умный, блистательный,
веселый, праздничный. С таким писателем не
расставайтесь всю жизнь.