Проект выстроен по годам обучения. На каждый год обучения предусмотрен определенный минимум знаний, умений и навыков по 3 разделам: "тело", "организм", "здоровье".
I раздел - "Я- и моё тело" - предполагает решение следующих задач: помочь осознать себя как человека, как неповторимую личность, находить общее с другими людьми и понимать существенные отличия.
II раздел - "Я - и мой организм" - дает представление о своем организме, его строении и назначении, приводит детей к пониманию того, что свой организм нужно беречь.
IIIраздел - " Безопасность и здоровье". Учит детей самостоятельно следить за своим здоровьем, знакомит с несложными приемами самооздоровления при помощи самомассажа.
Каждый раздел проекта предполагает решение определенных задач, чтобы помочь ребенку осознать значимость здорового образа жизни, воспитать потребность в сохранении своего здоровья. Педагогу необходимо помогать ребенку, направляя его на путь оздоровления.
Темы I раздела нацелены на привлечение внимания к человеку, на осознание себя человеком, на создание целостного представления о своем теле, гигиене своего тела Начать нужно с игр - занятий, построенных на ознакомлении детей с собственным телом. Показать ребенку, что части тела, являются его помощниками, для чего они нужны и что умеют делать. Темы данного раздела имеют важное воспитательное значение. Они создают условия для накопления первичных представлений о себе, стимулируют интерес к дальнейшему познанию.
Темы II раздел - "Организм" - помогает получить элементарные знания по анатомии и физиологии человека. Темы раздела познакомят со строением и назначением органов чувств, а также функционированием отдельных органов и систем организма. Вначале целесообразно провести ознакомление с органами чувств. На примере экспериментирования, проведения опытов дети легче воспринимают этот материал. Они видят органы чувств, могут проверить их функцию. Знакомство с внутренними органами требует образного и абстрактно-логического мышления, поэтому в разделе представлены не только занятия, но и дидактические игры, игровые упражнения, а также целый ряд опытов.
Темы III раздела "Здоровье" позволяют детям осознанно включиться в процесс самооздоровления и самовоспитания путем навыка практической деятельности.У ребенка формируется активная позиция, направленная на саморазвитие.Темы данного раздела помогают детям понять, что здоровье -это огромная ценность и относиться к нему надо разумно, с уважением и вниманием.
Результативный блок (средний возраст).
Дети должны знать:
- части тела (руки, ноги, голова, пальцы, стопа, живот, спина);
- органы чувств (глаза, уши, нос, язык).
- Уметь объяснять: зачем нужны органы чувств и части тела; зачем нужен рот и зубы.
Должны уметь: следить за чистотой своего тела; выполнять оздоровительные упражнения, пальчиковую
Второй год обучения (старший возраст).
Дети должны знать:что каждый человек похож и не похож на других людей; название органов чувств. Устанавливать связи: между органом чувств и выполняемой функцией; между отношением к своему организму и возможными заболеваниями.
Уметь: обслуживать себя;пользоваться приемами самомассажа;следить за осанкой.
Третий год обучения (подготовительный к школе возраст).
Дети должны знать: название некоторых внутренних органов (сердце, легкие, пищеварение); некоторые особенности функционирования организма; правила охраны органов чувств и ухода за ними.
Уметь:
самостоятельно содержать в чистоте свое тело; владеть способом оказания элементарной помощи. Освоить: точечный массаж по Уманской.
1."Я и моё тело" 2."Я и мой организм" 3.Безопасность детей.
Здоровье.
месяц | Занятия для детей 4-5 лет средняя группа. |
Занятия для детей 5-6 лет старшая группа. |
Занятия для детей 6-7 лет подготовит.группа. |
сентябрь | Занятие 1."Кто я?" | Занятие 1."Мой мозг'. | Занятие 1."Правила поведения на улице |
октябрь | Занятие 2" Из чего я состою?" "Я росту". |
Занятие 2."Почему я слышу" "Как я распознаю запахи". | Занятие 2."Будь осторожен дома" |
ноябрь | Занятие 3 "Я умею одеваться; собираюсь на прогулку".* Консультация для родителей :"Режим дня ребенка дошкольника". | Занятие 3."Почему я вижу''.*Консультация для родителей: "Усталые глазки'' гимнастика для глаз. | Занятие 3. "Почему заболели ребята ?
правила Поведения в случае болезни''. |
декабрь | Занятие 4."Красивая осанка". * День здоровья:"Спор-это здоровье, сила, радость''. * Выставка плакатов,(А-3)родительских работ:"Режим дня нашего сына или дочери". |
Занятие 4.Упражнения для коррекции осанки. * День здоровья ."Красивая осанка''.* Конкурс рисунка для * детей и их родителей. | Занятие 4."Если ты попал в беду"* Встреча с инспектором пожарной безопасности. "Когда тебе грозит опасность " |
январь | Занятие 5. "Как нужно ухаживать за собой". | Занятие 5. "Как мы дышим и зачем?" | Занятие 5 "Самомассаж от простуды" (Автор Уманская А.М.) Беседа с медработником. |
февраль | Занятие 6."Зачем и как человек дышит?" | Занятие 6."Как работает сердце''. | Занятие 6."Органы кровообращения" |
март | Занятие 7."Зачем человек ест?". | Занятие 7."Органы пищеварения" "Чтобы зубы были крепкими". | Занятие 7 "Вредные привычки" (о курении) |
Апрель май |
*Всероссийский день здоровья.
Развлечение "Моя голова". Диагностическое занятие по разделу "Я и моё здоровье". |
*Всероссийский день здоровья " Мама,
папа я- спортивная семья" Консультация родителям "Закаливание". Занятие8.Диагностическое.*" Закаливание" консультация для родителей и педагогов. |
*Всероссийский день здоровья. КВН "Тело
человека" Занятие 8. Диагностика. |
Интегрированное валеологическое занятие №2 для детей старшей группы. Тема: " Почему я слышу?" "И как распознаю запахи?"
1. Цель: Дать представление детям о строении уха. Научить детей ухаживать за ушами. Продолжать развивать мышление, Узнавать предметы по заданным признакам. |
2. Ходьба с перешагиванием предметов
h-10-20 см. Ходьба на высоких четвереньках . |
3. Бег между конусами, бег с
изменением темпа движения. Д.у.№1 "Пчёлы" 1-вдох через нос , руки встороны.2- выдох со звуком з-з-з- руки вниз. |
4. Основная часть, преодоление
препятствия: 1. Подтягивание,лёжа на животе с продвижением вперёд по скамье. 2. Прыжок с места вперёд , из обруча вобруч-5-6 шт. 3. Ползание по гимнастической лестнице, Вверх перейти на другой пролёт, спустится вниз. |
5. Основная часть, беседа на полянке
здоровья: "Как устроено ухо?".Схема. Беседа с детьми. "Психогимнастика".Игра " Хвастушка". " Послушай и запомни". " Ухаживай за ушами". " Как устроен орган обоняния у человека?".Беседа. "Узнай запах" , " Слова". |
6. Подвижная игра: "Ловишка с
колокольчиком" Ведущий в руке держит колокольчик догоняет игроков, какого игрока поймал, останавливается и звенит в колокольчик,(проигравший выходит из игры) . |
5. Основная часть, беседа на полянке здоровья:
Беседа инструктора физкультуры с детьми. Слух- способность воспринимать звуки. Звуки улавливаются наружным ухом и через барабанную перепонку и слуховые косточки звуковые колебания передаются во внутреннее ухо, (рассматриваем с детьми строение уха на иллюстрации, отвечаем на вопросы детей).Затем колебания передаются по слуховому нерву в головной мозг.
Психогимнастика. Игра "Хвастушка".
Показывая на свои ушки расскажи о них. " Мои ушки маленькие, хрупкие, я люблю их. Они помигают мне :.
"Послушай и запомни"
- не ковыряй в ушах,
- защищай их от ветра,
- ушам вредит громкая музыка,
- очень сильно cморкаться вредно,
- береги уши от попадания воды.
"Ухаживай за ушами" Внимательно посмотрите на картинки и найдите правильный ответ на вопросы: "Как следует ухаживать за ушами?" " Что надо использовать для ухода за ушами?".
Беседа " Как устроен орган обоняния у человека?".
В средней части носа человека находятся обонятельные нервы, они отвечают за способность чувствовать различные запахи, ( чеснока, цветов, бензина). Рассматриваем иллюстрацию. При простуде воспаляется слизистая оболочка носа, это приводит к затруднённому дыханию и нарушение восприятия запаха.
6. "Узнай запах" Ход эксперимента: Предлагается ребёнку с закрытыми глазами определить запах (лимон, духи). Игра "Слова" составь слово из первых букв название. нарисованных предметов. Записываем слово в клеточки. Завершается беседа дыхательным упражнением " Воздушный шар".Затем проводится с детьми подвижная игра.
Интегрированное валеологическое занятие№4 для детей старшей гр.
Тема: "Красивая осанка".
Цель: Обучить детей упражнениям, формирующим правильную осанку, развивать мыслительные операции у детей. | Ходьба " паучки". Ходьба с заданием для рук "Рывки" "Мельница" | Бег обычный: 2 мин. Бег "Змейкой" Чередуя с ходьбой. Д.У.№2 Д.У. "Обними плечи" по А. Стрельниковой |
Преодоление препятствий: Корригирующая Гимнастика №2 выполняются по схеме-карточке. Прыжки через препятствия h-15-20 см. "Кто быстрее принесёт мяч" |
Беседа на полянке здоровья 1-Беседа "Послушай и запомни" 2-Выполнение коррекционных упражнений. 3-Беседа "Что ты знаешь о спорте?" |
Подвижная игра: Игровое упражнение "Перетягивание каната" п.и. "Лесная сказка" Релаксация "Снеговик" |
Основная часть занятия: беседа на полянке здоровья.
1. Беседа инструктора с детьми. "Красивая осанка". Цель: научить детей проверять, правильная ли у них осанка. Объяснить детям, для чего нужны коррекционные и релаксационные упражнения.
Предлагается детям беседа "Послушай и запомни"
При правильной осанке;
- голову надо держать прямо;
- Плечи развернуть;
- Мышцы не напряжены;
- Масса тела одновременно распределена на обе ноги.
Чтобы проверить правильная ли у тебя осанка, не горбишься ли ты, надо прислонится к стене- в случае правильного положения тела оно должно касаться стены затылком, лопатками, ягодицами и пятками.
2. Упражнения для красивой осанки
1- "Верблюд"
И.п.- поставь правую ногу вперёд и слегка согни её. Руки на поясе. Прогнутся в спине. Прыжком поменяй положение ног.8-10раз. Затем спокойная ходьба, расслабить мышцы.
2-"Потягушки"
И.п.- сидя, согнуть ноги, поднять руки вверх прогнутся, сделать глубокий вдох носом. Опустить руки -выдох.
3. "Что ты знаешь о спорте?" ответь на вопросы.
* Какие виды спорта вы знаете?
* Каким видом спорта можно заниматься летом?
* Каким видом спорта можно заниматься зимой?
* Каким видом спорта занимаешься ты?
Заключение: Вспоминаем с детьми, о чём мы говорили на "полянке здоровья".
Занятие составила, инструктор физкультуры Анохина Е.В. МДАУ ЦРР д-с "Сказка".
Интегрированное валеологическое занятие№5 для детей старшей гр.
Тема: "Как мы дышим и зачем?".
Цель. формировать у детей навыков безопасного поведения способствует воспитание положительной привычки(носовое дыхание)Дать представление о строении дыхательной системы (Нос-трахея-бронхи-лёгкие). Объяснить детям, для чего нужны дыхательные упражнения. Упражнять в беге ,прыжках, лазании.
Вводная часть:
Ходьба "паучки". Ходьба с заданием для рук "Рывки" "Мельница" Бег обычный: 2 мин. Бег "Змейкой".Чередуя с ходьбой. Д.У. "Обними плечи" по А. Стрельниковой
Кинезиологические ОРУ:
Упражнения в подбрасывании предмета, перебрасывании и ловле
(жонглирование мешочком затем колечком)
Стойка: ноги врозь, мешочек в правой руке. На счет 1 - 2 - подбросить мешочек перед собой, поймать его двумя руками; 3-4 - то же. То же, но мешочек в левой руке.
Стойка: ноги врозь, мешочек в правой руке. На счет 1 - 4 - подбросить перед собой мешочек, сделать хлопок, поймать мешочек двумя руками, выдержать паузу. То же, но сделать два хлопка. То же, мешочек в левой руке.
Стойка: ноги врозь, мешочек в правой руке. На счет 1 - 4 - подбросить мешочек правой рукой, поймать его левой, переложить в правую, выдержать паузу. То же, мешочек в левой руке. То же без паузы, в виде серии бросков.
Стойка: ноги врозь, мешочек в правой руке. На счет 1 - 4 - подбрасывать мешочек и ловить правой рукой; то же левой рукой.
Стойка: ноги врозь, мешочек в правой руке. На счет 1 - 2 - подбросить мешочек правой рукой, поймать левой; 3- 4 - наоборот
Основная часть:
Инструктор: Ребята мы продолжаем свой путь к полянке здоровья.
- Подлезание под скамью правым, левым боком вперёд. Ползание по скамье подтягиваясь руками.
- Прыжки из обруча в обруч.(5-6 шт.)
- Ходьба по канату приставным шагом.
- Повторить 2 раза.
Инструктор: Молодцы дети вы попали на "Полянку здоровья" Что мы видим?
Дети строятся полукругом, рассматривают иллюстрацию дыхательной системы человека.
Беседа: Загадка "Что не лень делать?" "Не лень дышать". Через каждые три четыре секунды мы набираем в наши лёгкие воздух. В котором содержится кислород. Затем делаем выдох. В воздухе который мы выдыхаем содержится углекислый газ. Мы дышим для того чтобы жить, наши легкиё работают без остановки. Дыхание осуществляется органами дыхания это- трахея, бронхи, легкие. Ребята хотите отправится в маленькое путешествие в дыхательную систему человека? Тогда представьте себе что вы маленькие частицы воздуха ..возьмите воздушные шарики и в путь ! Дети с инструктором проходят в импровизированные носовые проходы, трахею , бронхи, легкие .Затем выходим тем же путём. Проводится серия дыхательных упражнений.
Удержи шарик в воздухе , дуй на него.
Полезное дыхание : Подыши одной ноздрёй. "Кошечка". "М-М-М".
Игра: "Лесная сказка"
Правила игры:
Играющие делятся на две команды: "ёлочки"и "зайчики".Ёлочки двигаются мелкими шажками по кругу, руки назад -в стороны, ладонями от себя Зайчики прыгают вокруг ёлочек на носочках.
Метель говорит: Поморожу-ка я ёлки, станут белыми иголки.
Снегом ветки распрямлю, отойду и посмотрю.
На эти слова Ёлочки "замирают" встав на одну ногу, руки в стороны ладошками вперёд. Зайчики присев сжимаются в комочек. Елочки опустив ногу качаются из стороны в сторону Выпрямившись , говорят: Ой как вьюга нас ломает то согнёт то разгибает.
Зайки садятся на пол руки в упоре сзади, прямые ноги поднять вверх удерживают их и говорят: Сколько снега навалило! Как нас снегом привалило. Метель хлопает в ладоши и освобождает детей от снега. Хвалит тех кто кто выполнял упражнения наиболее правильно.
Заключительная часть.
Дети садятся полукругом.
Инструктор: Ребята мы на полянке здоровья послушаем Правила для предохранения органов дыхания от заболеваний. Рассматривание рисунков.
Релаксация "Снеговик". Дети прощаются с инструктором.
Список литературы.
- В.Т.Кудрявцев, Б.Б.Егоров "Развивающая педагогика оздоровления"
- "Программа развития двигательной активности и оздоровительной работы с детьми 4-7 лет" Л.Д. Глазыриной;
- О.Н. Моргунова "Профилактика плоскостопия и нарушений осанки в ДОУ";
- О.В. Козырева "Лечебная физкультура для дошкольников"; Программа "Здоровье" В.Г. Алямовская;
- Т.С.Никанорова. Е.М.Сергиенко "Здоровячок" - система оздоравливания дошкольников.
- Г. К. Зайцев "Твоё здоровье"изд."Детство-пресс" C.П.2002
- Т.А. Тарасова ,Л.В. Власова "Здоровый образ жизни изд. Москва Школьная Пресса
- Л. Ф. Тихомирова "Уроки здоровья"