Урок литературного чтения по теме: М.М. Пришвин "Выскочка"

Разделы: Начальная школа


Цель и задачи урока:

  • учить обучающихся чувствовать и понимать образный язык художественного произведения;
  • учить ориентироваться в учебной книге;
  • развивать навык самостоятельного выявления основного смысла прочитанного;
  • обогащать чувственный опыт обучающихся, их реальное представление об окружающем мире и природе.

Оборудование: портрет М.М.Пришвина, учебник, книги для выставки, карточки для работы в группах, компьютерная презентация.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

2. Речевая разминка

– Как всегда, мы начнем наш урок с речевой разминки. (Приложение 1. Слайд 1)

Три сороки -тараторки
Тараторили на горке.

– Прочитайте тихо, погромче, громко.
– Прочитайте так, чтобы все поняли, сколько было сорок?
– Выделите голосом, что же делали сороки?

3. Проверка домашнего задания

– Вспомните, какое произведение вы читали на прошлом уроке.
– Какое задание вы выполнили дома?

4.  Сообщение темы, целей

– Сегодня  на уроке мы познакомимся с рассказом М.М.Пришвина «Выскочка».
Мы будем учиться понимать образный язык художественного произведения, выясним основной смысл этого произведения. В помощь возьмём внимание, сосредоточенность, дружелюбие.
О замечательном человеке, писателе,  авторе многих интересных произведений нам расскажет … (приглашается ученик)

Ученик. (Приложение 1. Слайд 2) Михаил Михайлович Пришвин родился чуть более ста лет назад, в имении Хрущёво, Елецкого уезда. Его с детства занимала жизнь природы. Мечтой Пришвина были путешествия, и мечта эта осуществилась.
День за днём, год за годом записывал писатель  голос леса, воды, лета и осени – голос жизни. Михаил Михайлович так любил и понимал животных и лес, что даже в обыкновенной заячьей капусте видел интересное: под жарким солнцем она закрывалась, а к дождю раскрывалась, чтобы ей больше дождинок перепало. Как будто она разумное существо.

– В его произведениях можно найти и точные знания натуралиста, и глубину раздумий над жизнью, и поэтический язык, питаемый народной жизнью. Посмотрите на книги.

(Приложение 1. Слайд 3)

– Как они называются? (Прочитайте)
– Из названия книг видно, о чём  писал автор.
– Да, эти книги о животных, природе.
– Какие произведения этого автора вам известны?
– Сегодня мы познакомимся с ещё одним рассказом нашего земляка Михаила Пришвина «Выскочка».
– Подумайте, о ком или о чём он может быть?

5. Работа с текстом. Чтение текста

– Кого же мы называем выскочкой?
– Каково  лексическое значение этого слова?

6. Словарная работа

– При чтении нам встречались незнакомые выражения, давайте поработаем над ними.
– Прочитайте, пожалуйста,  2 абзац, 4 предложение с. 93. (Приложение 1. Слайд 4)

С заскоком и пыльцой в голове.

– Как вы понимаете это выражение?
3 абзац последняя строчка, какое выражение привлекло ваше внимание? (Приложение 1. Слайд 4)

Поскакала дуром – как вы понимаете это?

Последний абзац с. 93.  Найдите, пожалуйста, как посмотрела Вьюшка на Выскочку? (Приложение 1. Слайд 4)

Косым глазом.

– Как это она посмотрела? Посмотрите глазами влево, вправо, как вы посмотрели? – искоса.

7. Физкультминутка

8. Работа над содержанием текста

– Прочитайте, как выглядела Вьюшка?
– Что за подарок достался Вьюшке?
– В какое время года происходит это событие?
– Что постигли сороки от своих родителей? Прочитайте.
– Прочитайте, пожалуйста, наступление сорок. (Чтение за ведущим, подготовка к выразительному чтению).
– Хоровое чтение (работа над интонацией, темпом,  ритмом, логическим ударением, мелодикой речи).

9. Работа в группах

1 группа.  Нахождение отрывка к иллюстрации.

– Если бы вы были художником, какой эпизод из текста вы бы  проиллюстрировали?

2 группа.  Нахождение отрывка, который помогает ответить на вопрос: «Каков был замысел Выскочки?»

3 группа.   Прочитайте отрывок, к которому можно будет подобрать пословицу «Один в поле не воин».

4 группа.  Прочитайте, как же выглядела Вьюшка.

– Найдите в тексте предложение или отрывок, отражающий главную мысль рассказа.
– Какой же вывод мы сделаем?

10. Домашнее задание

С. 92-95 чтение, краткий пересказ

11. Итог урока

– Как вы думаете, почему история, которую рассказал Пришвин, закончилась таким образом?

Выставление отметок и их комментирование.