Цели:
- повторить, откорректировать и обобщить имеющиеся знания, показать практическое применение знаний и умений учащихся в повседневной жизни;
- развивать пространственное воображение; навыки самоконтроля; умение анализировать, сравнивать и делать выводы; умение применять свои знания в измененной ситуации, видеть новые функции известного объекта, устанавливать различные взаимосвязи между элементами объекта;
- воспитывать взаимоподдержку и взаимопомощь, умение слушать и слышать товарища; рационально, бережливо использовать имеющиеся денежные средства.
Ход урока
I. Постановка темы и цели урока.
Приветствие гостей. (приложение 1, презентация)
В тетради: число, классная работа, тема урока.
Ребята! Посмотрите внимательно на доску. У меня на доске записан пример. Он необычен тем, что вместо чисел в нем использованы буквы. Давайте попробуем его решить.
Река – ка + монета – ета + т =?
Итак, сегодня мы с вами будем заниматься ремонтом. Как известно, к ремонту необходимо основательно подготовиться, для чего мы вспомним с вами некоторые формулы и свойства геометрических фигур.
II. Воспроизведение и коррекция опорных знаний.
1 слайд Определите расстояния между объектами.
2 слайд Проверяем! Напомните мне, как определяется расстояние между двумя точками? А расстояние от точки до прямой?
З слайд Закончите ряд, поставив на последнее место недостающую фигуру.
4 слайд Проверяем!
5 слайд Определите вид треугольников, узнайте о них все, что возможно.
Учащиеся анализируют:
- 1 треугольник: равнобедренный, равносторонний, все углы по 60°, Р = 15 см.
- 2 треугольник: прямоугольный, L=60°, S = (4·5) : 2 = 10 см2.
- 3 треугольник: остроугольный, E=85°, S = (10·3) : 2 = 15.
III. Мотивация учебной деятельности через осознание учащимися практической значимости применяемых знаний и умений, постановка цели и задач урока.
Я сегодня пришла к вам на урок с черным ящиком. Напоминаю вам, что сегодня мы будем с вами заниматься ремонтом. Как вы думаете. что в черном ящике? – Инструменты.
1) Итак, первая бригада будет белить стены в комнате водоэмульсионной краской. (кладу на стол банку с краской и кисть).
Вторая бригада будет укладывать на пол паркет. Но паркет у вас необычный – паркетная доска представляет собой прямоугольный треугольник. ( кладу на стол молоток и гвозди).
Третья бригада будет красить крышу. Крыша нашего дома четырехскатная. По форме она напоминает четырехугольную пирамиду, с которой мы будем с вами знакомиться в 1 0 классе (кладу на стол краску и кисть, макет пирамиды).
2) Прежде чем приступать к ремонту, мы должны с вами составить смету расходов на стройматериалы.
1 -я бригада рассчитает стоимость краски для побелки стен комнаты. Вот необходимые вам данные. (даю листок с заданием). (приложение 2)
2-я бригада должна рассчитать количество паркетной доски и какая сумма будет затрачена на ее покупку. (приложение 2)
3-я бригада определит площадь крыши, количество краски, стоимость краски. (приложение 2)
IV. Самостоятельное выполнение учащимися заданий под контролем учителя.
V. Обобщение и систематизация результатов выполненных заданий.
Ребята, вместе с вами расчеты выполнял прораб Стёпа Смекалкин. Попробуем сравнить полученные вами результаты с его вычислениями. Каждая группа начинает свой ответ с основной формулы площади.
6 слайд 1 группа
- S = 3·4·2 - 1·2 + 5·3·2 - 2·1 = 24-2+30-2=50 (м2)
- 200·50 = 10000 г = 10 (кг)
- 75·10 = 750 (руб.)
7 слайд 2 группа
- S = 5·4 = 20 м2 = 200000 (см2)
- SΔ=(20·40) : 2 = 400 (см2)
- 200000 : 400 = 500 (шт.)
- 500 · 25 = 12500 (руб.)
8 слайд 3 группа
- S = 8·8:2 + 8·7:2 = 32+28 = 60 (м2) Лови ошибку!
- 300·60 = 18000 г = 18 (кг)
- 18·65 = 1170 (руб.)
Правильное решение:
- S = 120 (м2)
- 300·120 = 36000 г = 36 кг
- 36·65 = 2340 (руб.)
Спасибо, ребята, вы можете садиться. А теперь нужно подсчитать общую сумму, которая потребуется на наш ремонт.
Учащийся у доски находит: С = 15590 руб.
9 слайд Проверяем!
VI. Подведение итогов урока и постановка домашнего задания.
Итак, ребята, мы с вами составили смету расходов на ремонт нашего воображаемого дома. Поднимите руки, кто теперь, после нашего урока, сможет помочь своим родителям сделать дома ремонт?
В качестве домашнего задания я предлагаю вам задачу на разрезание:
Разрезать треугольник по 2 прямым на З части так, чтобы из них можно было сложить прямоугольник.