Интегрированный урок с примененим ИКТ "Декоративно-прикладное искусство. Изонить"

Разделы: Технология, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (4 МБ)


ТЕМА ТВОРЧЕСКОГО ПРОЕКТА: ГВОЗДИ, НИТОЧКА, ИГЛА - ПОЛУЧИЛАСЬ КРАСОТА.

ТЕМА УРОКА: Способы построения и заполнения геометрических фигур.

ЦЕЛИ:

1. Обучающая:

  • расширение знаний в области декоративно-прикладного искусства;
  • приобретение теоретических и практических навыков построения геометрических фигур и их заполнение;
  • приобретение навыков работы в программе «Компас».

2. Развивающая:

  • применять возможности ИКТ и знания обучающихся в выполнении работ.
  • расширить навыки работы в технике изонить;
  • развивать абстрактное мышление, глазомер, зрительную и слуховую память;
  • развивать у детей чертёжные навыки, способность следовать устным инструкциям учителя.

3. Воспитывающая:

  • воспитывать усидчивость, терпение, внимательность, аккуратность, настойчивость.
  • создать спокойную психологическую обстановку, снять тревожность.
  • воспитывать доброжелательное отношение к другим (друзьям, взрослым).
  • достичь того, чтобы, обучающиеся получили максимальное удовольствие от своей работы.

МЕЖПРЕДМЕТНАЯ СВЯЗЬ: геометрия, черчение, ИЗО, информатика и ИКТ.

Демонстрационный материал:

  • Выставка работ обучающихся.
  • Компьютер, проектор, экран.
  • Слайды с видами работ.

ХОД УРОКА

I. Организация урока.

Учитель 1

Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами проведем необычный урок. Необычен он тем, что, во-первых, урок технологии проходит в кабинете информатики. Во-вторых, сегодня на уроке технологии мы все будем работать вместе и девочки, и мальчики.

Слайд №1 (Тема раздела).

На этом уроке мы начинаем знакомство с еще одним видом декоративно-прикладного творчества. Это изонить. По этой теме вам предстоит выполнить творческие проектные задания. И сегодня первый урок, урок введения к выполнению проектных работ.

II. Теоретическая часть.

Учитель 2

Здравствуйте, ребята! Настроиться на урок творчества нам поможет музыка американского джазового саксофониста Кенни Джи «The moments».

Слайд №2 (Работа в технике изонить. Звучит музыка американского джазового саксофониста Кенни Джи «The moments»).

Учитель 2 читает стих.

Все виды декоративно-прикладного искусства хороши.
Это занятие для рук и для души.
Рукоделие требует особого терпения, навыков и способов его овладения:
Как место рабочее организовать, рисунок как правильно копировать,
Как эстетично цвет подобрать, как в изделие гармонию создать.
Итак, искусству изонити будем учиться,
Мы помним: в жизни всё пригодится.

2.1. Познавательные сведения. История.

Продолжает учитель 2.

Изонить – это оригинальный вид декоративно-прикладного искусства, уходящий корнями к народным мастерам Англии.

Английские ткачи придумали особый способ переплетения. Они вбивали в дощечки гвозди и в определённой последовательности натягивали на них нити. В результате получались ажурные кружевные изделия, которые использовались для украшения жилища.

В настоящее время искусство изонити нашло широкое применение для украшения изделий и предметов быта. Например:

- для оформления интерьера.

Слайд №3 (оформление стены).

- выполнения подарков в виде панно.

Слайд №4 (панно «Петух»).

- выполнение подарков в виде сувениров.

Слайд №5 («Песочные часы»), Слайд №6 («Тарелка»).

- выполнение подарков в виде открыток.

Слайд №7 (Поделка на картоне), Слайд №8 (Поделка на диске).

В технике изонить можно придумать множество интересных узоров и композиций. Изонить известна и под другими названиями: ниточный дизайн, нитяная графика. Нитяная графика - очень увлекательный вид декоративно-прикладного искусства.

2.2. Рассмотрение выставочных работ.

А теперь, ребята, обратите внимание на стенд, где представлена часть работ, выполненных вашими предшественниками.

III. Объяснение учителя 1

Техника выполнения изонити проста и доступна каждому человеку любого возраста. Ребята, посмотрите внимательно на экран.

Слайд №9 («Лебедь»).

Скажите, пожалуйста, как вы думаете, чем отличается рисунок, подготовленный для выполнения работы в технике изонить от обычного рисунка.

Ответ обучающегося.

(Рисунок, подготовленный для выполнения работы в технике изонить, отличается от обычного рисунка тем, что он поделен на отдельные элементы).

Да, ребята, действительно, рисунок, подготовленный для выполнения работы в технике изонить, отличается от обычного рисунка тем, что он поделен на отдельные элементы. И каждый элемент при этом, заполняется отдельно, как самостоятельная фигура.

Для заполнения элементов достаточно знать два основных приёма:

  • заполнение угла;
  • заполнение окружности.

Слайд №10 (Методы заполнения геометрических фигур: заполнение угла и заполнение окружности.

3.1. Повторение определений.

Ребята, давайте сначала повторим материал, изученный вами на уроках геометрии. Вспомните и дайте определения некоторых геометрических фигур.

Обучающиеся дают определения геометрических фигур.

  • Угол – геометрическая фигура, образованная двумя лучами, выходящими их одной точки (вершины).
  • Окружность – замкнутая плоская кривая, все точки которой одинаково удалены от центра.
  • Диаметр – расстояние между двумя точками дуги окружности, проходящими через центр.
  • Радиус – расстояние от центра до дуги окружности.
  • Хорда – расстояние отрезка, прямой соединяющие две точки, не проходящие через центр окружности.

Сейчас, ребята, я покажу как нужно строить и заполнять геометрические фигуры на компьютере. Для этого используем возможности программы «Компас». Эта программа вам знакома, в 7 классе вы изучали ее на уроках информатики. Чтобы вспомнить, внимательно смотрите на экран и следите за работой.

Учитель показывает построение и заполнение геометрических фигур:

  • построение и заполнение равностороннего угла;
  • построение и заполнение разностороннего угла;
  • метод заполнения угла на примере кривой Безье;
  • построение и заполнение окружности;
  • построение и заполнение эллипса;
  • метод заполнения окружности на примере кривой Безье;

Ребята, вы вспомнили программу «Компас»? Поняли принципы построения и заполнения геометрических фигур?

IV. Физкультминутка (Проводит учитель 2)

Теперь, ребята прервемся на физ. минутку. Снимем напряжение с глаз, для этого проделаем следующие упражнения.

а) Круг – представьте большой круг, обведите его глазами по часовой стрелке, затем против часовой стрелки.
б) Квадрат – обвести его по контуру в одну сторону, затем в другую. Из одного угла переводим взгляд в другой угол, поменяли углы.
в) Восьмерка – обвести 8 по горизонтали, затем по вертикали.

Гимнастика для глаз «Бабочка»

Спал цветок (закрыть глаза помассировать веки, слегка надавливая на них по часовой стрелке и против).  
И вдруг проснулся
Больше спать не захотел (поморгать)
Встрепенулся, потянулся (руки поднять вверх, посмотреть на них, вздох)
Взвился вверх и полетел (потрясти кистями, посмотреть вправо, влево)
Потянулись, растянулись
Вверх и в стороны, вперёд.
И за парты все вернулись –
Вновь урок у нас идёт.

V. Практическая часть урока.

Учитель 1       

Отдохнули, а теперь продолжим.

Вам необходимо самостоятельно построить геометрические фигуры. Для построения предлагается следующее задание:

Слайд №11 (Задание для практической самостоятельной работы).

  • построить и заполнить равносторонний угол;
  • построить и заполнить окружность с произвольной хордой;
  • построить и заполнить кривую Безье методом заполнения окружности;

Откройте программу «Компас» в своих компьютерах.

Обучающиеся выполняют работы на компьютере.

VI. Заключительная часть урока.

Ребята, вы все справились с заданием, молодцы. Мы ставим оценку «5» ребятам, которые принимали участие в повторении ранее изученного материала и оценку «4» получают остальные обучающиеся.

Скажите, что нового вы узнали на уроке? И понравился ли вам урок?

Высказывания обучающихся.

Варианты ответов.

  • Урок был очень интересный и запоминающийся. Мне понравилось, что все чертежи которые мы делали на уроке выполнялись с помощью компьютера. Мне бы очень хотелось, чтобы такие уроки проводились чаще.
  • Сегодня на уроке я понял, как строить и заполнять геометрические фигуры. В домашнем компьютере у меня есть программа «Компас». Можно попробовать создать целую композицию из отдельных геометрических фигур.

Молодцы, ребята. Вот вы сами и пришли к теме сегодняшнего урока и назвали ее. Посмотрите на экран.

Слайд №12 (тема урока).

А теперь поговорим о задании на дом. В дневниках запишите: «Подобрать рисунок для выполнения проектной работы».

Слайд №13 (Домашнее задание).

Рекомендации к домашнему заданию. При подборе рисунка вы можете:

  1. Выбрать готовый рисунок, воспользовавшись интернет ресурсом.
    Слайд №14 (Схема выполнения работы «Лебедь»).
  2. Создать собственный рисунок или композицию, используя программу «Компас».
  3. Создать собственный рисунок или композицию на бумаге, с помощью чертежных инструментов.

Желаем вам успехов в подготовке к следующему занятию. Спасибо за урок.

Фоторяд