ТЕМА ТВОРЧЕСКОГО ПРОЕКТА: ГВОЗДИ, НИТОЧКА, ИГЛА - ПОЛУЧИЛАСЬ КРАСОТА.
ТЕМА УРОКА: Способы построения и заполнения геометрических фигур.
ЦЕЛИ:
1. Обучающая:
- расширение знаний в области декоративно-прикладного искусства;
- приобретение теоретических и практических навыков построения геометрических фигур и их заполнение;
- приобретение навыков работы в программе «Компас».
2. Развивающая:
- применять возможности ИКТ и знания обучающихся в выполнении работ.
- расширить навыки работы в технике изонить;
- развивать абстрактное мышление, глазомер, зрительную и слуховую память;
- развивать у детей чертёжные навыки, способность следовать устным инструкциям учителя.
3. Воспитывающая:
- воспитывать усидчивость, терпение, внимательность, аккуратность, настойчивость.
- создать спокойную психологическую обстановку, снять тревожность.
- воспитывать доброжелательное отношение к другим (друзьям, взрослым).
- достичь того, чтобы, обучающиеся получили максимальное удовольствие от своей работы.
МЕЖПРЕДМЕТНАЯ СВЯЗЬ: геометрия, черчение, ИЗО, информатика и ИКТ.
Демонстрационный материал:
- Выставка работ обучающихся.
- Компьютер, проектор, экран.
- Слайды с видами работ.
ХОД УРОКА
I. Организация урока.
Учитель 1
Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами проведем необычный урок. Необычен он тем, что, во-первых, урок технологии проходит в кабинете информатики. Во-вторых, сегодня на уроке технологии мы все будем работать вместе и девочки, и мальчики.
Слайд №1 (Тема раздела).
На этом уроке мы начинаем знакомство с еще одним видом декоративно-прикладного творчества. Это изонить. По этой теме вам предстоит выполнить творческие проектные задания. И сегодня первый урок, урок введения к выполнению проектных работ.
II. Теоретическая часть.
Учитель 2
Здравствуйте, ребята! Настроиться на урок творчества нам поможет музыка американского джазового саксофониста Кенни Джи «The moments».
Слайд №2 (Работа в технике изонить. Звучит музыка американского джазового саксофониста Кенни Джи «The moments»).
Учитель 2 читает стих.
Все виды декоративно-прикладного искусства хороши.
Это занятие для рук и для души.
Рукоделие требует особого терпения, навыков и способов его овладения:
Как место рабочее организовать, рисунок как правильно копировать,
Как эстетично цвет подобрать, как в изделие гармонию создать.
Итак, искусству изонити будем учиться,
Мы помним: в жизни всё пригодится.
2.1. Познавательные сведения. История.
Продолжает учитель 2.
Изонить – это оригинальный вид декоративно-прикладного искусства, уходящий корнями к народным мастерам Англии.
Английские ткачи придумали особый способ переплетения. Они вбивали в дощечки гвозди и в определённой последовательности натягивали на них нити. В результате получались ажурные кружевные изделия, которые использовались для украшения жилища.
В настоящее время искусство изонити нашло широкое применение для украшения изделий и предметов быта. Например:
- для оформления интерьера.
Слайд №3 (оформление стены).
- выполнения подарков в виде панно.
Слайд №4 (панно «Петух»).
- выполнение подарков в виде сувениров.
Слайд №5 («Песочные часы»), Слайд №6 («Тарелка»).
- выполнение подарков в виде открыток.
Слайд №7 (Поделка на картоне), Слайд №8 (Поделка на диске).
В технике изонить можно придумать множество интересных узоров и композиций. Изонить известна и под другими названиями: ниточный дизайн, нитяная графика. Нитяная графика - очень увлекательный вид декоративно-прикладного искусства.
2.2. Рассмотрение выставочных работ.
А теперь, ребята, обратите внимание на стенд, где представлена часть работ, выполненных вашими предшественниками.
III. Объяснение учителя 1
Техника выполнения изонити проста и доступна каждому человеку любого возраста. Ребята, посмотрите внимательно на экран.
Слайд №9 («Лебедь»).
Скажите, пожалуйста, как вы думаете, чем отличается рисунок, подготовленный для выполнения работы в технике изонить от обычного рисунка.
Ответ обучающегося.
(Рисунок, подготовленный для выполнения работы в технике изонить, отличается от обычного рисунка тем, что он поделен на отдельные элементы).
Да, ребята, действительно, рисунок, подготовленный для выполнения работы в технике изонить, отличается от обычного рисунка тем, что он поделен на отдельные элементы. И каждый элемент при этом, заполняется отдельно, как самостоятельная фигура.
Для заполнения элементов достаточно знать два основных приёма:
- заполнение угла;
- заполнение окружности.
Слайд №10 (Методы заполнения геометрических фигур: заполнение угла и заполнение окружности.
3.1. Повторение определений.
Ребята, давайте сначала повторим материал, изученный вами на уроках геометрии. Вспомните и дайте определения некоторых геометрических фигур.
Обучающиеся дают определения геометрических фигур.
- Угол – геометрическая фигура, образованная двумя лучами, выходящими их одной точки (вершины).
- Окружность – замкнутая плоская кривая, все точки которой одинаково удалены от центра.
- Диаметр – расстояние между двумя точками дуги окружности, проходящими через центр.
- Радиус – расстояние от центра до дуги окружности.
- Хорда – расстояние отрезка, прямой соединяющие две точки, не проходящие через центр окружности.
Сейчас, ребята, я покажу как нужно строить и заполнять геометрические фигуры на компьютере. Для этого используем возможности программы «Компас». Эта программа вам знакома, в 7 классе вы изучали ее на уроках информатики. Чтобы вспомнить, внимательно смотрите на экран и следите за работой.
Учитель показывает построение и заполнение геометрических фигур:
- построение и заполнение равностороннего угла;
- построение и заполнение разностороннего угла;
- метод заполнения угла на примере кривой Безье;
- построение и заполнение окружности;
- построение и заполнение эллипса;
- метод заполнения окружности на примере кривой Безье;
Ребята, вы вспомнили программу «Компас»? Поняли принципы построения и заполнения геометрических фигур?
IV. Физкультминутка (Проводит учитель 2)
Теперь, ребята прервемся на физ. минутку. Снимем напряжение с глаз, для этого проделаем следующие упражнения.
а) Круг – представьте большой круг, обведите его глазами по часовой стрелке, затем против часовой стрелки.
б) Квадрат – обвести его по контуру в одну сторону, затем в другую. Из одного угла переводим взгляд в другой угол, поменяли углы.
в) Восьмерка – обвести 8 по горизонтали, затем по вертикали.
Гимнастика для глаз «Бабочка»
Спал цветок (закрыть глаза помассировать веки, слегка надавливая на них по часовой стрелке и против).
И вдруг проснулся
Больше спать не захотел (поморгать)
Встрепенулся, потянулся (руки поднять вверх, посмотреть на них, вздох)
Взвился вверх и полетел (потрясти кистями, посмотреть вправо, влево)
Потянулись, растянулись
Вверх и в стороны, вперёд.
И за парты все вернулись –
Вновь урок у нас идёт.
V. Практическая часть урока.
Учитель 1
Отдохнули, а теперь продолжим.
Вам необходимо самостоятельно построить геометрические фигуры. Для построения предлагается следующее задание:
Слайд №11 (Задание для практической самостоятельной работы).
- построить и заполнить равносторонний угол;
- построить и заполнить окружность с произвольной хордой;
- построить и заполнить кривую Безье методом заполнения окружности;
Откройте программу «Компас» в своих компьютерах.
Обучающиеся выполняют работы на компьютере.
VI. Заключительная часть урока.
Ребята, вы все справились с заданием, молодцы. Мы ставим оценку «5» ребятам, которые принимали участие в повторении ранее изученного материала и оценку «4» получают остальные обучающиеся.
Скажите, что нового вы узнали на уроке? И понравился ли вам урок?
Высказывания обучающихся.
Варианты ответов.
- Урок был очень интересный и запоминающийся. Мне понравилось, что все чертежи которые мы делали на уроке выполнялись с помощью компьютера. Мне бы очень хотелось, чтобы такие уроки проводились чаще.
- Сегодня на уроке я понял, как строить и заполнять геометрические фигуры. В домашнем компьютере у меня есть программа «Компас». Можно попробовать создать целую композицию из отдельных геометрических фигур.
Молодцы, ребята. Вот вы сами и пришли к теме сегодняшнего урока и назвали ее. Посмотрите на экран.
Слайд №12 (тема урока).
А теперь поговорим о задании на дом. В дневниках запишите: «Подобрать рисунок для выполнения проектной работы».
Слайд №13 (Домашнее задание).
Рекомендации к домашнему заданию. При подборе рисунка вы можете:
- Выбрать готовый рисунок, воспользовавшись интернет ресурсом.
Слайд №14 (Схема выполнения работы «Лебедь»). - Создать собственный рисунок или композицию, используя программу «Компас».
- Создать собственный рисунок или композицию на бумаге, с помощью чертежных инструментов.
Желаем вам успехов в подготовке к следующему занятию. Спасибо за урок.